Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи:
- Закрепление умения учащихся находить имя существительное в тексте и определять его признаки.
- Развитие речи учащихся (письменной и устной).
- Воспитание любви к родному городу, чувства сопричастности.
- Формирование навыка контроля и самоконтроля.
Ход урока
1. Приветствие
Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие по родному краю. А куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Меж Уральскими горами
И восточными морями
Вширь раскинулась она,
Рек, озёр, лесов полна.
Этот край Ермак открыл,
А зовётся он (Сибирь).
На доске появляется слово «Сибирь». (приложение 3)
Мы с вами живём в Сибири, в городе…Новосибирске.
На доске появляется слово « Новосибирск».
А чем является город Новосибирск в Сибири? Столицей.
На доске появляется слово «столица».
2. Анализ звуков (с), (с') в словах «Сибирь», «столица».
Эти звуки отличаются твёрдостью – мягкостью, но на письме обозначаются одной буквой. Какой?
Почему слово «Сибирь» написано с заглавной буквы?
3. Минутка чистописания: Сс
4. Словарная работа
- на интерактивной доске (презентация «Виды города» + слова с пропущенными буквами, которые вписывают дети).
- Одновременно класс работает с веером букв, обозначающих гласные звуки.
5. Чем похожи все записанные нами слова?
(имена существительные)
Докажите. На доске опорные слова « отвечают на вопрос, обозначают».
А что вы знаете об имени существительном? Повторение грамматических признаков существительного. (приложение 2)
- Презентация по грамматическим признакам существительного (часть речи + вопросы, собственные – нарицательные, одушевлённость, род, изменение по числам, синтаксическая роль в предложении)
- Одновременно с показом слайдов идет работа по тексту (карточки каждому ученику)
Слайды 1-2.
Проверьте себя, сможете ли вы найти имена существительные в тексте? Кто больше? (приложение 4)
Солнышко клонилось к закату. Оно в Новосибирске всегда ложится спать в одном и том же месте, за вековыми соснами Заельцовского бора. Зимой оно прячется чуть пораньше и чуть поближе, а летом попозже и подальше. Сейчас же, осенним ноябрьским вечером, уставший за день огненный шар укладывался, прихватив облачко под голову, в мягкие сосновые иголки.
Задание 1. Назовите имена существительные. Подчеркните их.
Солнышко клонилось к закату. Оно в Новосибирске всегда ложится спать в одном и том же месте, за вековыми соснами Заельцовского бора. Зимой оно прячется чуть пораньше и чуть поближе, а летом попозже и подальше. Сейчас же, осенним ноябрьским вечером, уставший за день огненный шар укладывался, прихватив облачко под голову, в мягкие сосновые иголки.
Задание 2.
Слайд 3.
Выписать из текста 2 существительных:
- 1-е – в форме единственного числа;
- 2-е – в форме множественного числа.
Задание 3.
Слайд 4.
Работа с текстом.
- 1 ряд находит существительные мужского рода: закат, Новосибирск, бор, вечер, день, шар.
- 2 ряд – среднего: солнышко, место, облачко.
- 3ряд – женского: сосны, голова, иголки.
Физминутка
Мы по городу шагаем,
Мы науки познаем.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это – левая рука,
Это – правая рука.
Ох, наука нелегка!
Это – левая нога,
Это – правая нога,
Ох, наука нелегка!
Задание 4.
Слайд 5.
Найдите в тексте имена собственные.
Солнышко клонилось к закату. Оно в Новосибирске всегда ложится спать в одном и том же месте, за вековыми соснами Заельцовского бора. Зимой оно прячется чуть пораньше и чуть поближе, а летом попозже и подальше. Сейчас же, осенним ноябрьским вечером, уставший за день огненный шар укладывался, прихватив облачко под голову, в мягкие сосновые иголки.
А знаете ли вы, что находится в Заельцовском бору? Это Новосибирский зоопарк. Кого мы увидим в зоопарке? (животных) На какой вопрос отвечают имена существительные, которые называют животных? (кто?) Как называются такие существительные? (одушевлённые)
Слайд 6.
Давайте запишем в тетради по три одушевлённых существительных, пусть это будут животные, которых ещё нет в нашем зоопарке, но вы хотели бы их там увидеть.
Слайд 7.
Синтаксический разбор предложения на интерактивной доске.
Но есть в нашем зоопарке чудо-зверь, которого нет в дикой природе. Это лигр. Он – символ Заельцовского района.
Входит лигрёнок (символ Заельцовского района Новосибирска).
6. Работа над составом слова, словообразованием.
Я загадала слово. Это имя существительное, собственное, неодушевлённое, мужского рода, стоит в форме единственного числа. Что это за слово? (Новосибирск)
От каких слов образовалось название нашего города?
Подберите к слову «Сибирь» однокоренные слова. Запишем их в тетради.
(Сибирь – сибирский, сибиряк, Новосибирск) Докажите, что это родственные слова (одинаковый корень, общий смысл)
7. Работа над развитием речи:
вставить пропущенные слова, найти рифму. (приложение 4)
родной город большой |
На берегах Оби ... Стоит любимый ... мой – Такой красивый и ... Новосибирск! Ему лишь ... лет, Но за стремительный расцвет Прославился на белый свет Новосибирск! |
Какие слова использует автор стихотворения для того, чтобы подчеркнуть своё отношение к нашему родному городу?
8. Рефлексия
Пожелания городу (сделать плакат) работа в группах по 4 человека (эмблемки с временами года).
Быстро время пролетело
Я хочу вам пожелать,
Чтоб хорошими друзьями
С городом могли вы стать.
Чтоб любили, сохраняли
Всё, что сделано сейчас,
Прошлое чтоб уважали,
Будущее все – для вас!
Как же мы передадим наш пожелания родному городу? В этом нам поможет наш гость – лигрёнок.
9. Итог урока:
- Гуляя по родному городу, мы с вами вспомнили всё, что изучили ранее об имени существительном.
- Я уверена, что все ваши пожелания обязательно исполнятся, а я желаю вам любить родной город, беречь его, заботиться о нём. Очень хочется видеть в нём как можно больше умных и грамотных людей, любознательных и внимательных детей. Таких как вы.
- За вашу отличную работу на уроке подарок.