Развитие творческих способностей учащихся

Разделы: Начальная школа


Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Р.С.Немов. Они научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Исследования ученых показали, что возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (начальная школа) – важный период в развитии творческих способностей учащихся, так как мышление дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности, оно формируется примерно к восьми годам.

В настоящее время всем очевидна необходимость воспитания активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Урок остается основной формой обучения и воспитания учащихся начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Предлагаю рассмотреть возможности развития учащихся на уроках технологии. Дети дошкольного возраста уже знакомы с аппликацией. Чтобы сделать эту работу интересней на уроках технологии в школе, я предлагаю использовать технику квиллинга. Квиллинг - искусство создания всевозможных фигур из бумажных лент. Для работы можно использовать как бумажные ленты, так и ленты из гофрокартона, а так же потребуется шило и клей ПВА.

Учащиеся любят работать с гофрированным картоном. Работать с ним даже легче, чем с обычной бумагой, так как он легко гнется и хорошо держит форму за счет своей жесткости. Работы получаются яркие и красивые. Используя технику квиллинга, педагог имеет возможность развивать моторику рук, развивая моторику рук, активизировать деятельность мозга. Поэтому важно начинать эту работу уже в 1 классе.

На первом занятии учащиеся знакомятся с новым материалом – гофрированным картоном. Ученикам предлагается скрутить из полосок гофрокартона тугой «ролл» (спираль) и подумать, что можно сделать из такой формы. Оказывается многое: колесо для машины, барабан, солнышко, яблочко, лицо человека, …(см. приложение). Для изготовления ролла необходимо просто скрутить ленту и приклеить ее конец.

Если склеить 2 ролла разной по размеру формы, разместив их друг над другом, можно получить снеговика или куклу-неваляшку (размер ролла зависит от того, сколько склеенных между собой полосок скручено в ролл).

Каждое последующее занятие – открытие новой формы. Учащимся предлагается скрутить свободный ролл и сжать его с одной стороны. Получаем новую форму – «капля». Тут же включается фантазия детей: эту форму можно использовать для изготовления лепестка цветка, ягодки земляники, туловища или крылышка птички, беличьей мордочки и т.д.

На следующем занятии учащиеся знакомятся с формой «глаз», которую получаем из свободного ролла, сжав его пальцами с двух противоположных сторон. Используя новую форму «глаз» в сочетании с уже изученными формами «ролл» и «капля», делаем аппликацию «Цветок».

Если свободный ролл сжать в трех местах, получится новая форма «треугольник», которую используем для изготовления аппликации «В лесу»: три треугольника разной формы наклеиваем друг над другом. Если же мы захотим разнообразить нашу аппликацию грибами, нам понадобится для шляпок грибов форма «полукруг». Ее мы получим, если сделаем свободный ролл и сожмем два уголка так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной.

Следующая базовая форма «стрелка». Для ее изготовления необходимо сделать свободный ролл, сжать его так, чтобы образовался треугольник, и прижать два его уголка друг к другу.

Обучая учащихся изготовлению новой базовой формы, необходимо постоянно повторять изученные ранее. Предлагаемая работа должна быть посильной, так как только в этом случае достигается результат получения каждым учеником красивой поделки в конце урока. Успешность ребенка на каждом уроке, радость открытия дают уверенность в себе, пробуждают познавательный интерес. Дети с нетерпением ждут следующего урока, а многие в свободное время повторяют то, чему уже научились, придумывают свои поделки. Часто к следующему занятию возникают такие вопросы, как например: «Как лучше сделать уши для зайчика?».

В психологии уже давно установлено, что творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. В поисках ответа на возникший вопрос, организую коллективное обсуждение проблемы. Как известно, уши у зайца не круглые, а вытянутые. Значит, круглый ролл нам не подойдет. Надо его как то вытянуть. Как же это сделать? В ходе решения проблемной ситуации необходимо создать условия для проявления собственной индивидуальности в решении творческих задач, для использования детьми различных способов их решения. Поэтому внимательно выслушиваем и обсуждаем все варианты, предлагаемые учащимися. Затем берем полоски гофрокартона и пробуем сделать ушки, проверяя на практике правильность предложенных вариантов. Если необходимая форма получилась не совсем удачной, тактично вношу свои коррективы: для изготовления уха зайчика согнем ленту гофрокартона, отложив на ней 8-10 зубчиков (количество зубчиков зависит от необходимого размера уха). Крутим ролл вокруг этой полоски, придаем ему форму уха. Таким образом, учащиеся научились делать новую форму «овал», которая пригодится нам для изготовления воздушного шарика, туловища какого-либо животного...

Изучая вышеназванные формы, дети учатся находить их в окружающих предметах и самостоятельно конструировать из них разные предметы, развивая наблюдательность, воображение. Такая работа готовит учащихся к серьезным индивидуальным и коллективным проектам. Именно таким образом пробуждается и реализуется творческое мышление.

Изучив и закрепив умение работать с базовыми формами квиллинга, постепенно можно перейти к объемным фигурам. Предлагаю учащимся склеить несколько туго скрученных роллов, сложив их столбцом. Получили объемную фигуру - цилиндр, из которого можно сделать и ствол дерева, и туловище бычка, и многое другое.

Когда учащиеся изучат основные базовые формы, овладеют техникой работы с гофрокартоном, предлагаю более сложные варианты работ - изготовление объемных фигур. Для этого нам потребуются формы «конус» и «купол». Для получения купола скручиваем тугой ролл. Начиная с края ролла, смещаем слои так, чтобы получилась полусфера. Чтобы фигура не теряла форму, ее необходимо зафиксировать с внутренней стороны при помощи клея, который наносим от верхушки купола к краю так, чтобы все слои детали были тщательно проклеены. Аналогично работаем над формой «конус». Эти формы мы используем для изготовления игрушек.

Процесс обучения изготовлению объемных фигур начинаем с наиболее легкой – новогодней игрушки «Колокольчик». Для ее изготовления скручиваем тугой ролл из 6-ти склеенных полос гофрокартона, придаем роллу форму колокольчика и фиксируем ее с внутренней стороны с помощью клея. Затем приклеиваем язык колокола, который делаем из тонкого шнура и бусинки. Сверху колокольчик украшаем бантом с петлей, за которую он и будет подвешиваться на веточку елки. К Новому году учащиеся с удовольствием сделали своими руками и другие игрушки для украшения елки. Приятным новогодним сюрпризом для моих детей было появление под елочкой Деда Мороза и Снегурочки, сделанных моими руками. Такие работы можно предложить сделать учащимся 4-х классов.

Работа с гофрокартоном – это хороший практикум по математике. Рассмотрим, например, изучение темы «Доли». Работая над поделками, дети отрезают от целой полосы гофрокартона половину, т.е.1/2, 1/3, 1/4, 1/8. Закрепляется знание геометрических фигур. Это благодатный материал для проведения интегрированных уроков.

Стратегия сотрудничества педагога и учащегося на уроке, активная, творческая позиция ученика в процессе усвоения жизненно необходимых знаний способствует формированию целостной индивидуальности творческой активности ребенка.

Литература

  1. Ступак Е. «Гофрированный картон»-М.:Айрис-пресс,2009.- 32с.: цв.ил.
  2. Х.Уолтер «Цветы из бумажных лент»: Практическое руководство/Сост. О.М.Климова.- М.,Изд-во «Ниола-Пресс», 2008
  3. Х.Уолтер «Узоры из бумажных лент», М.,Изд-во «Ниола-Пресс», 2009
  4. Д.Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги»: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009 – 96 с.,цв.ил.
  5. Дж.Уилсон «Цветы из бумажных лент» М. ЗАО “Изд. Группа “Контэнт”” 2009 – 47с., цв.ил.
Приложение