Цель: способствовать осмыслению причинно-следственных связей, которые привели к раздробленности Руси, доказать закономерность и раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса; развивать навыки работы с опорным конспектом, исторической картой, историческими первоисточниками; опираясь на межпредметные связи воспитывать у учащихся чувство гордости за предков, создавших единое государство, чувство сопереживания русским людям, терпевшим тяготы от княжеских усобиц и набегов степняков.
Оборудование: Карта “Киевская Русь IX- середина XII в.”, карта “Русские земли в XII - начале XIII в.”, опорные сигналы, сборно-разборные схемы “Причины раздробленности”, проблемные задания, первоисточник “Слово о полку Игореве”, магнитофонная запись “Владимир Мономах”.
Понятия: раздробленность, экономические и политические причины раздробленности, уделы, волость, эксплуатация.
Даты: начало XII века.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Готовность учащихся к уроку, оборудование рабочего места.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Давным-давно, много веков назад, наши предки, восточные славяне, создали одно из самых могучих государств того времени. Называлось оно – Киевская Русь.
*Покажите на карте границы этого сильного, единого государства. Назовите дату его образования. Ученик №1.
Летописи сохранили для нас имена многих князей, которые основали русскую державу, укрепляли ее и берегли от врагов.
* Выполните задание на корточках: укажите имена этих князей в порядке правления и определите их политику. Ученики №2 и №3.
Истории возникновения и развития государств мы изучали в курсах “Истории Древнего мира” и “Истории Средних веков”.
*Назовите признаки государства. (Учащиеся называют, учитель вывешивает опорный сигнал №1).Учитель раздает жетоны за правильные ответы.
* Какие факторы доказывают, что данное государство единое?
* Назовите имя князя, который создал первый свод законов Киевской Руси.
* Как назывался этот свод законов?
* Что завещал пяти сыновьям Ярослав Мудрый, умирая?
* Докажите, что сначала они правили мудро, честно и сообща.
* Как назывался свод законов, написанный Ярославичами?
Влияние половецкой опасности и отсутствие четкой системы наследования земли, были поводами для частых усобиц.
*Что такое усобицы?
Прослушайте магнитофонную запись и определите:
- о каком событии идет речь?
- в каком году происходило это событие?
- каково было значение этого события?
(Учащиеся отмечают 1097 год, Любечский съезд князей, клятву сообща бороться против половцев, “каждо да держит отчину свою”).
* Какова была главная цель политики Владимира Мономаха?
*Какими путями он пытался сохранить единство Древнерусского государства?
Вывод: таким образом, мы выяснили, что княжеские усобицы положили начало раздроблению Руси, Владимир Мономах и его сын Мстислав были последними правителями единого Древнерусского государства.
Учителем подводится итог актуализации знаний, по количеству набранных жетонов назначаются к о н с у л ь т а н т ы. Они проверяют работы учеников №2 и №3.
III. Изучение нового материала.
Учащиеся записывают дату.
Учитель: сегодня мы начинаем изучать новую главу нашей истории “Русские земли и княжества XII - середины XIII века. Тема сегодняшнего урока: Раздробленность русских земель.
Мотивация учащихся: сегодня на уроке мы определим причины раздробленности на Руси, (на доске – схема).
ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
КАКИЕ
Выясним, закономерное или случайное было это явление на Руси и определим последствия раздробленности для русских земель.
Учитель: на доске даты и понятия, выделены зеленым, понадобятся нам из ранее изученного, а, выделенные красным, это новые понятия и даты, которые надо усвоить.
“ И разъдрася вся Русская земля…” - записал в своей хронике один из летописцев под 1132 годом, когда после смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. Усобицы между потомками Владимира Мономаха привели к тому, что в середине ХII века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей. Но княжеские усобицы являлись еще только предпосылками события. За ними скрывались более глубокие причины, которые привели Русь к распаду.
Существовали экономические и политические причины.
- Что такое политика?
- Что такое экономика?
Экономические причины – связанные с хозяйственной жизнью людей, политические – связанные с особенностями государственного управления.
Мотивация учащихся: записать в тетрадь причины раздробленности.
1. Экономические причины раздробленности.
Учащиеся работают, опираясь на статью №1 с. 90.
Напомните, каковы были земельные отношения в Русском государстве?
Князья не только присваивали себе земельные угодья общинников, но и наделяли землей своих старших дружинников – бояр. Основой богатства бояр стала теперь не дань, собираемая с земель, а эксплуатация зависимого сельского населения.
Эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.
Это заставляло князя укреплять именно свое княжество, опираясь на бояр, установить свою власть на своей земле, а не переходить на новый княжеский престол. К тому же князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли. Это было связано с упадком торгового пути “из варяг в греки” из-за набегов половцев и перемещения торговых путей между Европой и Византией в Средиземноморье.
Боярские вотчины, как и крестьянские общины, имели натуральный характер хозяйства.
*Что такое натуральное хозяйство?
Торговля между различными районами страны была развита слабо и каждая земля-волость могла развивать свое хозяйство самостоятельно.
Таким образом, главными экономическими причинами распада Руси были:
- эксплуатация зависимого населения
- стремление князя укрепить свое княжество
- утрата возможности обогащаться за счет заморской торговли
- натуральный характер хозяйства.
2. Политические причины раздробленности.
Самостоятельная работа учащихся по статье №2 с. 91. Задача: выписать политические причины.
- образование самостоятельных органов управления в волостях
- стремление наместников киевского князя отделиться от Киева
- поддержка наместников городским населением
- отсутствие твердого порядка правления
- стремление князя передать свою власть по наследству.
3. Государственное управление в период раздробленности.
В середине XII века Русь раскололась не 15 самостоятельных княжеств.
*Сравните две карты. Чем они отличаются друг от друга? При изучении какой темы мы уже встречали подобную карту? Назовите хронологические рамки периода раздробленности в Западной Европе.
*Посмотрите на карту “Русские земли в XII – начале XIII в.” Назовите самые крупные княжества и их центры.
*Сделайте вывод: раздробленность – случайное или закономерное явление, которое переживало большинство стран средневековья?
В каждом княжестве, за редким исключением, была своя княжеская династия, имелось собственное войско, своя казна, своя мера длины и веса, осуществлялась самостоятельная внешняя политика. Наиболее могущественные князья стали именовать себя Великими князьями. В пределах крупных княжеств стали выделяться уделы – владения младших членов княжеского рода. Отношения между князьями регулировались существовавшими тогда обычаями. И, хотя, усобицы не утихали, цель их была уже другая – укрепить свое княжество, расширить границы за счет соседей.
4. Идея единства Руси.
Но распад Древнерусского государства не привел к исчезновению понятия Русской земли как единого целого. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность.
* Назовите основные черты народности?
В Киеве по-прежнему жил митрополит, отсюда он руководил служителями церкви. Церковь выступала за единство Руси, осуждая усобицы, стараясь примирить князей. Не смотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам, изданным Ярославом, его сыновьями, Владимиром Мономахом.
Чувства принадлежности к некогда единому Русскому государству особенно ярко проявлялись в период обострения внешней опасности, которая прежде всего исходила от половцев.
Опережающее задание ученика №5: “Отношения Руси с кочевниками”. Рассказ.
Мотивация учащихся: Какова была роль степняков в распаде Древнерусского государства?
Ответы учащихся.
Выражением стремления к единению стали созданные в период раздробленности сказания и былины.
Наиболее пронзительно звучали эти ноты в произведении неизвестного автора – “Слово о полку Игореве”.
В основу этого произведения положен рассказ о неудачном походе Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, на половцев в 1185 году.
Иллюстрация В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами” с 94.
Но не описание этого похода является целью автора. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают важные для того времени вопросы:
- почему князь Игорь потерпел поражение?
- почему в двухвековой борьбе со степью побеждала Русь, а в последнее время стала терпеть поражение?
Давайте откроем произведение в переводе русского историка А.Д.Лихачева.
*К чему призывает автор “Слова…”?
*В чем видит причины страданий русского народа?
Работа с первоисточником.
5. Последствия раздробленности.
Раздробление Руси не привело к ее упадку. Она переживала время дальнейшего развития и подъема хозяйственной и культурной жизни. Осваивались новые земли, строились новые города, которые становились крупными центрами ремесла, торговли и культуры. Более быстрыми темпами шел рост вотчинной собственности на землю.
Но в то же время между князьями шла упорная борьба за первенство, за владение землями, городами, крестьянами. Это приводило к постоянным междоусобным войнам, которые ослабляли страну и мешали объединять все силы для отпора внешним врагам.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Закрепление знаний учащихся проводится с помощью игровой технологии.
Реставрация.
Представьте себе, что вы – работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели… Вам надо восстановить текст.
- В 1132 году умер сын В…… М…….ха Мстислав.
- Ус……цы между потомками В……. М……..ха привели к тому, что в сер. Х…. века Древнер. гос-во расп…..сь на неск. самост. княжеств.
- Существ. экон……е, т.е. связ. с хоз-ной жизнью людей и полит….е, т.е. связ. с особенностями гос. управления прич. распада Древнер. гос-ва.
- Раздр-ть некогда единого гос-ва не прив. к упадку Руси.
- Она переживала время дальнейш. развит. и подъема хоз-й и культ-й жизни.
- Б-ба между князьями приводила к междоус. вой-м, кот. ослабляли Русь.
Общий вывод учащиеся делают по вопросам:
- когда наступил период раздробленности Древнерусского государства
- какой характер (случайный или закономерный) она носила
- какими причинами была вызвана
- но мысль о чем продолжала жить в сознании народа.
V. Общий итог урока, оценивание, домашнее задание.