Введение
Хороший учебник – фактор развития школьника. В настоящее время учителю предлагают на выбор несколько групп (линий) учебников, соответствующих федеральному компоненту стандарта общего и среднего образования. Какой учебник предпочесть среди альтернативных?... Я, как человек сознательный, всегда скрупулезно вчитывалась в материал, перелистывая страницы то одного, то другого автора. В одном устраивало наличие схем, графиков, в другом – лучше был подан текст, в третьем – иллюстрации и т.д. Кому отдать предпочтение?... Решение проблемы выбора учебника я нашла, изучив рекомендации О.В. Крыловой и академика В.П. Беспалько, которые на многое открыли глаза. Все стало просто и понятно, а выбор очевиден.
Учебник – это специальная книга для обучения. В чем же состоит специфика этой книги и почему любую книгу нельзя назвать учебником? Мне захотелось поделиться со своими коллегами теми секретами, которые лежат в основе выбора настоящего учебника. На основе рекомендаций В.П. Беспалько, я разработала и раскрыта главные критерии отбора содержания учебника. На примере отдельных учебников я постаралась передать суть отбора содержания. В приложении представлены фрагменты одного из учебников и урок, построенный по учебнику О.В. Крыловой.
Работа предназначена для учителей географии, биологии, но может быть полезной и для учителей других образовательных областей.
1. Учебник и его роль в обучении предмета
При широком распространении многочисленных источников информации, в том числе электронных, учебник перестал быть для школьника единственным источником знаний. Изменился и сам ученик. Современный подросток более рационален, раскован и независим, чем был его ровесник еще несколько лет назад. Нынешний школьник не готов безоглядно принимать на веру передаваемые ему знания, он имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг. Он ждет от школы востребованности его собственной учебной деятельности, а школа во многом продолжает предлагать ему роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. [2].
Не смотря на вовлечение в процесс обучения современных средств обучения, роль учебника в учебном процессе трудно переоценить. Признавая за учебником «ведущую роль», учитель чаще всего начинает урок с требования: «Так, сейчас опрос. Закройте учебники, отложите их на край парты. Отвечать к доске пойдет...» Приступая к объяснению нового материала, учитель не предлагает открыть учебники, а объясняет новый материал сам и лишь в конце урока говорит: «Дома прочитать параграф..., выучить...» И еще одно важное уточнение: учитель объясняет новый материал, рассказывая о том, о чем написано в учебнике, но пытаясь при этом рассказать по-другому, не повторяя напрямую то, что изложено в учебнике. На наш взгляд, описанная ситуация не столь безобидна, как кажется. Во-первых,
фактическая роль учебника на уроке, а следовательно, и в учебном процессе явно отличается от декларируемой. Во-вторых, ученик работает с учебником преимущественно дома, а не в классе. И наконец, в-третьих, если уже на следующем уроке в ответ на вопрос учителя ученик спрашивает: «А как рассказывать? Как Вы объясняли или как в учебнике написано?», то не воспринимает ли он географическое содержание как «две отдельности», мало друг с другом связанные? И как быть при этом с целостностью содержания учебного предмета? [2].
2. Что такое «хороший учебник» и как его выбрать?
Ученики и учителя нуждаются в учебнике не столько как в носителе новой информации, сколько в учебнике, организующем образовательную деятельность учащихся.
Только такую книгу можно назвать учебником, в которой кроме содержания обучения, запрограммирован еще и учебный процесс, ведущий к усвоению этого содержания учащимися. Учебник – это специальная книга для обучения некоторой деятельности.
К категории «хороших учебников» относят те из них, в которых диагностично представлены цели обучения, целенаправленно отобрано содержание обучения, включены тесты для самопроверки учащимися степени усвоения предмета и, при работе с которыми исключена перегрузка ими учащихся.
Владимир Павлович Беспалько, академик РАО, профессор педагогических наук рекомендует рассматривать содержание учебного материала учебника с разных позиций: насколько он способствует овладению учащимися знаний учебного материала и развитиям умений; посилен ли его объем; в какой степени сложности и трудности преподнесен учебный материал. [1].
2.1. Отбор содержания обучения учебника
Вопрос об отборе и организации содержания учебника можно отнести к центральным вопросам дидактики, но, как это не парадоксальным может показаться, этот вопрос менее всего разработан в классической дидактике, чаще всего он рассматривается лишь в одной простейшей плоскости: «Чему учить?» Другие параметры содержания учебника не рассматриваются.
Могут сказать, что отбор содержания обучения (номенклатура учебных элементов, далее «УЭ») осуществляется в процессе разработки учебной программы, а учебник лишь в деталях описывает заранее отобранные УЭ, которые были заложены в программу. Такая механистическая роль автора учебника не соответствует действительности: по ходу написания учебника в содержание обучения вносятся коррективы и дополнения…, диктуемые логикой построения учебника.
В составе этой проблемы содержится два вопроса.
Первый: как из большой науки отобрать необходимое и достаточное число учебных элементов, удовлетворяющее общим целям обучения (соц. заказу) и второй: как наиболее целесообразно построить это содержание (систему и последовательность УЭ), чтобы наиболее полно способствовать его продуктивному усвоению учащимися.
При отборе содержания обучения надо отдавать себе точный отчет о целях изучения данного предмета. В практике обучения просматриваются две возможные цели: 1 - для просвещения, 2 - для научения.
В чем различия?
Просвещенческая цель обучения состоит в ознакомлении учащегося с некоторой областью знания, не предполагающая его последующего участия в сфере, перекрываемой данной областью знания. Ни физиками, не историками … выпускники школы быть не могут. Однако авторы школьных программ «приговорили» школьное образование к обучению на первой ступени абстракции, хотя при изучении некоторых частей предмета материал изложен на высоких ступенях абстракции и учащиеся не дотягивают по условиям обучения к уверенному уровню усвоения.
При просвещенческом подходе к отбору содержания образования нет критериев его ограничения относительно параметров качества обучения, а соответственно ограничения нагрузки учащихся. Некоторые авторы учебника «щеголяют» содержанием на второй и третьей ступени абстракции… Излагаемый материал способствует перегрузке учащихся.
Совсем другой подход и результат обучения отличает научение, целью которого является научение учащихся использованию усвоенного материала в конструктивной деятельности. При научении могут быть относительно ограничены как число УЭ, так и качество их изучения, соответственно требуемому владению деятельностью.
Заранее задавшись перечнем УЭ отдельной темы или всего учебного предмета, легко выполнить анализ видов деятельности и установить будущую потребность каждого УЭ и необходимое качество его изучения для использования в дальнейшей учебной деятельности.
Критерии оценки содержания учебной информации учебника
1. Особенности содержания учебника, преследующего «просвещенческую» цель обучения.
- цель обучения состоит в ознакомлении учащегося с некоторой областью знания, не предполагающая его последующего участия в сфере;
- материал изложен на второй или третьей ступени абстракции (уровень подачи нового материала), с использованием не понятных терминов, сложно построенным объемным текстом;
- материал затрагивает несколько областей знаний и умений сразу;
- теоретическая часть значительна по объему, носит повествовательно-разъяснительный характер.
- задания практической части затрагивают несколько областей знаний и умений сразу.
Вывод: Излагаемый материал способствует перегрузке учащегося.
2. Особенности содержания учебника, преследующего цель обучения – «научение».
- материал изложен на первой ступени абстракции (в доступной форме, с продуманным введением новых и изученных понятий, с разъяснением процессов, с использованием графиков, рисунков и пр.)в интересной форме;
- учебный материал способствует полноценно изучить и закрепить новый материал;
- задания практической части затрагивают область знаний и умений, способствуют формированию и развитию умений и навыков на основе изученного и нового материала.
- содержание учебного материала способствует мотивации учения (через вовлечение в деятельность и применением умений и навыков на практике, связь с жизнью)
Вывод: Излагаемый материал НЕ способствует перегрузке учащегося.
2.2. Дидактический объем и посильность содержания учебника
О важности и необходимости дозирования объема учебного материала естественным возможностям учащихся по его усвоению сказано много, но до сих пор не разработан соответствующий аппарат количественной оценки нагрузки учащихся, и тогда дети сами придумывают прием «сокращения» объема учебника: читают частично, с пропусками, выискивая серединку-главное… Нельзя объять необъятное…
Понятие «объема учебника» для большинства людей (и учителей) ассоциируется с житейским представлением о нем: число страниц + число рисунков + число таблиц и т.д.
Однако, истинный «объема учебника», характеризуется дидактическим объемом учебника: предложенный объем учебной информации, который ученик способен усвоить (обработать) на занятии.
Существует такое понятие как «скорость усвоения» учебной информации. Ее можно определить в следующем простом эксперименте. [1]
- Выделить в учебнике некоторый законченный фрагмент, охватывающий материал 2-3-х уроков и определить время изучения по программе. (Тфр.)
- Сформулировать цель изучения этого фрагмента по всем параметрам качества обучения.
- Определить дидактический объем этого фрагмента.
- Провести обучение учащихся содержанию выделенного фрагмента до полного усвоения ими учебного материала, ориентируясь на тесты успешности обучения.
- Проверить качество усвоения и зафиксировать учебное время (Ту) , затраченное учащихся на изучение этого фрагмента, как в классе, так и дома ( Ту= Ткл+Тд).
Сравните Ту с Тпр. (время на обучение, намеченное программой): если Ту > Тпр., то наблюдается перегрузка учащихся, которая становится для него катастрофической… и приводит к падению успеваемости и мотивации учения.
Критерии оценки дидактического объема учебника:
- предложенный объем учебного материала ученик способен (не способен) усвоить и отработать на занятии, т.е. учебный объем посилен для качественного усвоения на одном уроке;
- учебный материал включает (не включает) разные виды информации (текстовую, графическую, картографическую и (или) др.), но в объеме возможного изучения и усвоения на уроке;
- учебный материал включает (не включает) различные задания с целью формирования и развития умений и навыков на основе изученного и нового материала, не приводящие к перегрузке учащихся.
2.3. Сложность содержания учебника
Анализ высказывания школьников о сложных и простых учебных предметах показывает, что к сложным ученики относят предметы, изложенные на высокой ступени абстракции (физика…), а к простым – изложенные на низкой ступени абстракции (биология, география ...).
Можно т.о. сделать вывод, что сложность содержания обучения является понятием относительным, определяющим в сравнительном плане соотношение уровня познавательных возможностей учащихся и ступени абстракции учебника.
Понятно, что учебник, написанный на ступени абстракции, превышающей подготовленность учащихся, равноценен разговору с ним на незнакомом ему «иностранном» языке.
В дидактике известно правило обучения «от простого к сложному», т.е. от низкой ступени абстракции к высокой ступени.
!!! Проверьте построен ли ваш учебник в соответствии с правилом «от простого к сложному»?
Критерии оценки степени сложности содержания учебника:
- учебный материал изложен на первой ступени абстракции (в доступной форме, с продуманным введением новых и изученных понятий, с разъяснением процессов, с использованием графиков, рисунков и пр.), что способствует беспрепятственному овладению новой информацией, как с помощью учителя, так и при самостоятельной работе;
- теоретическая часть включает как объяснительно-иллюстративную часть, так и включение новых терминов с пояснительным текстом;
- трактовка и содержание практических заданий способствует совершенствованию знаний и умений ученика, полученных на уроке.
2.4. Трудность содержания учебника
Понятие «трудность» содержания учебника имеет свой особенный смысл, отличный от понятия «сложность» учебника.
Эти понятия очень важны для анализа содержания учебника с позиции посильности и доступности обучения с помощью этого учебника.
Сложный учебник становится недоступным учащимся, поскольку изложен на незнакомом учащимся языке (повышенной степени абстракции). В этом случае наблюдается формальное запоминание учащимся учебного материала без понимания его сущности и возможности его разумного применения при возникновении соответствующей учебной ситуации.
Трудность учебника, как и его сложность, является понятием относительным, определяющим в сравнительном соотношении опыта ученика по уровню усвоения (Ао) и той деятельности, которая задана в учебнике как цель усвоения и способ учебной деятельности.
Так, если в учебнике задана цель усвоения на 2-уровне сложности(А2), и текст учебника требует от ученика деятельности также на 2-ом уровне усвоения (решение типовых задач с припоминанием алгоритма решения без подсказки), то такой учебник будет трудным для учащихся с опытом в данном предмете на уровне усвоения (Ао) и легким для ученика с опытом самостоятельной работы.
Использование понятий «сложность» и «трудность» содержания обучения предостережет учителя и автора учебника от неоправданного усложнения обучения и создания для учащихся непреодолимых преград на пути учения.
!!! Проверьте, не труден ли ваш учебник для учащихся.
2.5. Систематичность и последовательность изложения содержания обучения в учебнике
Интуитивно понятно, что учебный материал на уроке и в учебнике должен быть изложен систематично и последовательно, но «гладко было на бумаге», а при попытке применить этот дидактический принцип на практике возникают трудности его конкретного приложения к реальному уроку и учебнику.
Типичная ошибка всех без исключения учебников и учителей состоит в том, что все они начинают изложение предмета сразу на втором уровне деятельности, минуя отработку
1-го уровня усвоения, в результате при наличии учебника учащиеся плохо усваивают учебный материал. Можно начинать изложение предмета со 2-ой ступени абстракции, лишь если предварительно изучен понятийный аппарат предмета.
!!! Проверьте, систематично и последовательно ли идет обучение по вашему учебнику? Отрабатывается ли первичный уровень усвоения?
Критерии степени систематичности и последовательности изложения содержания учебной информации учебника:
- теоретическая часть преподнесена на 1-ой ступень абстракции (доступно для самостоятельной деятельности при изучении нового материала);
- теоретическая часть включает пояснительные схемы, рисунки и т.п. на 1-ой ступени абстракции;
- новые понятия имеют пояснения и опираются на изученный ранее материал;
- имеются упражнения (задания) как для формирования первичных навыков по новой теме урока, так и для последующего развития (переход ко 2-ой ступень абстракции);
- создаются условия для развития самостоятельной деятельности и использования полученных знаний и умений в практической деятельности и (или) нестандартных ситуациях.
3. Один из вариантов «хороших учебников» географии
3.1. Проанализировав содержание учебников географии 6-7-го классов различных авторов, чьи учебники включены в федеральный перечень учебных пособий для общеобразовательных учреждений, я остановила свой выбор на учебниках О.В. Крыловой «Физическая география» (6-й кл), «Материки и океаны» (7-й кл). Их содержание полностью отвечает требованиям к содержанию учебника: учебный материал посилен по объему и сложности, обучение организовано на высоком уровне трудности, но с сохранением доступности обучения. Они написаны в соответствии с возрастными особенностями восприятия географических естественно-научных знаний учащимися 11-12-летнего возраста. Изложение географического содержания учебника построено в соответствии с принципом от простого к сложному.
На первый взгляд построение учебника непривычно для учителя и ученика, т.к. сам учебник состоит из уроков, представляющих собой блок рабочих материалов: информационных и операционно-деятельностных , но именно благодаря этому осуществляется деятельностный подход к процессу усвоения учащимся знаний и умений.
Информационный блок представлен не только текстами разной дидактической направленности, но и географическими и историко-географическими картами, картосхемами, учебными рисунками, графиками, фотографиями. Принципиальное значение имеет тот факт, что названные средства наглядности служат не иллюстрациями, лишь поясняющими текст, а источниками нового знания, т. е. самостоятельными источниками информации.
Операционно-деятельностный блок представлен географическими задачами, которые различаются по дидактическим целям, уровням сложности и предполагают работу с разными источниками информации, он занимает примерно 45% его объема. (Приложение 2. Приложение можно получить по запросу у автора статьи.)
Основной принцип обучения с помощью данного учебника можно выразить в следующем:
- теоретическая часть (краткое, но содержательное ознакомление с новым материалом посредством пояснительных схем, рисунков и т.п.);
- практическая часть (решение географических задач увлекательных по содержанию, заманчивых по степени усложнения-вовлечения в использовании новой учебной информации для решения учебных задач);
- рефлексия (позволяет повысить самооценку ученика по степени овладения новыми знаниями и умениями).
Результаты обучения с помощью учебников для 6-7-го кл. О.В.Крыловой позволили мне повысить качество обучения, учащиеся овладевают всеми ключевыми учебными компетенциями. Уроки проходят интересно, в атмосфере содружества Учитель-Ученик. (Приложение 1. Приложение можно получить по запросу у автора статьи.)
3.2. Проанализировав содержание учебников географии 8-9-го классов различных авторов, чьи учебники включены в федеральный перечень учебных пособий для общеобразовательных учреждений, я остановила свой выбор на учебниках Дронов В.П. и др. «География России. Природа. Население. Хозяйство», 8-й кл., Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. «География России. Хозяйство и географические районы», 9-й кл. Их содержание, на мой взгляд, почти отвечает требованиям к содержанию учебника: учебный материал посилен по объему и сложности, обучение организовано на высоком уровне трудности, но с сохранением доступности обучения. Построение учебника привычно для учителя и ученика, имеются вопросы и задания к контролю и совершенствованию учебного материала, однако учебник снабжен только информационным блоком и мне так не хватает операционно-деятельностного блока, благодаря которому и осуществляется деятельностный подход к процессу усвоения учащимся знаний и умений.
Литература
1. Беспалько В. П. Учебник: Отбор и организация содержания. Школьные технологии. Журнал №5, 2006 г.
2. Крылова О.В. Уроки географии в 6 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002 г.