В словарях, справочниках, учебниках по педагогике можно найти различные определения понятия "семья", но все они сходятся в одном - главное назначение семьи - воспитание детей.
В современном обществе нельзя строить дом или мост, лечить людей, выполнять административную работу, преподавать различные предметы, не имея соответствующего образования, и только наиболее ответственное дело - рождение детей, формирование их психики, воспитание - отдано на произвол слепого случая. Общество вмешивается лишь тогда, когда ошибки (если они были совершены) уже поздно исправлять. Молодые люди, вступающие в брак и планирующие иметь детей, не задумываются над тем, что они создают персональную среду жизни и развития ребенка, качество которой определится рядом параметров, в том числе и социально-культурным, зависящим от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Педагогическая культура родителей — это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Родители должны обладать знаниями по социологии, психологии, педагогике, физиологии детей - следовательно, если родители хотят воспитать всесторонне развитую личность, они, прежде всего, должны узнать ее со всех сторон.
Кроме того, нужны также знания о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности, осуществляемой в семье и других институтах воспитания, условиях ее эффективности. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую. А это, к сожалению, рано или поздно, но обязательно сказывается и на развитии ребенка, и на уровне его воспитанности. Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, которые позволят эти методы применять.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, которую на сегодняшний день может, и должна, оказать школа. Нынешние родители в условиях экономического кризиса большую часть времени проводят в добывании "хлеба насущного", считая своим основным долгом накормить и одеть своих детей. На общение с подрастающим поколением не хватает ни сил, ни времени, не говоря уже о чтении книг с советами по воспитанию.
В настоящее время уровень педагогической культуры некоторых родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности детей. Кроме того (не будим лукавить), именно педагогический коллектив в первую очередь страдает от неадекватного поведения детей, вызванного зачастую педагогической некомпетентностью их родителей.
Организация работы педагогического лектория для родителей – дело не простое. За 15 летний период административной работы (зам. директора по воспитательной работе и по социальной защите) накопился некоторый опыт, которым и хочу поделиться.
В качестве подготовительного этапа начинающему организатору педагогического лектория для родителей необходимо ознакомится с уже имеющейся литературой по «теории вопроса». По данной теме опубликовано достаточно книг и статей, неограниченны возможности Интернет. Современная наука предлагает различные модели, виды, формы, технологии, вариативные программы, а так же основные принципы организации педагогического просвещения родителей. Намеренно не предлагаю список литературы. В современном информационном потоке выбор очень велик. Читайте, выбирайте «свое». Читайте, начиная с учебников по педагогики и психологии. Обязательно познакомьтесь с основными андрагогическими принципами (андрагогика - раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога). Учить взрослых людей – целая наука!
Итак...
Делай раз: Как и в любом деле, с начало необходимо определиться с целями лектория, который вы собираетесь организовать. Они могут быть различными, как простыми, так и очень «высокими». Реально смотря на возможности родителей и учителей, и принимая во внимание изложенные выше взгляды на проблему, мы с коллегами поставили следующие цели:
- вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей;
- обеспечивать единство воспитательных воздействий школы и семьи;
- обобщать и распространять положительный опыт воспитания;
- предостерегать родителей от наиболее распространенных педагогических ошибок.
Делай два: Создаем группу единомышленников, которые примут участие в работе лектория. Это, конечно, психолог, логопед, социальный педагог, врач, опытные педагоги, зам. директора по ВР, зам. директора по СЗ и тп. Мы должны четко представлять, какого рода информацию мы можем качественно преподнести родителям, каким потенциалом обладает педагогический коллектив. Конечно, наводим контакты с различными «институтами воспитания и просвещения», работающими с родителями. Это психологические и коррекционные центры, организации системы профилактики различного рода. Хочу порекомендовать сотрудников института гигиены. Содержательные лекции, опытные лекторы. Первое массовое заседание лектория для родителей учащихся 1-х классов – лекция о гигиене первоклассника (питание, режим, действия родителей в такой сложный период жизни всей семьи и ребенка в частности).
Делай три: Выбираем форму проведения встречи. В нашей школе 1120 учащихся. Соответственно около 2000 родителей. Дети разного возраста и конечно проблемы, с которыми сталкиваются родители, различны. Мы создали 4 группы родителей (или 4 лектория), дифференцируя по возрасту учащихся: начальная школа, 5-6 кл., 7-8 кл. и 9-11 кл. В зависимости от темы занятия выбираем форму проведения. Чаще всего это групповая консультация или обмен мнениями. Но может быть и массовая лекция (когда дискутировать особо не о чем, а есть необходимость приобретения знаний по определенной теме (смотри пример выше)).
Делай четыре: Определяемся с темами, выявляем проблемы. На последнем в учебном году родительском собрании прошу родителей выбрать из предложенных тем наиболее для них актуальные. (Приложение). Беседуя с родителями, классными руководителями, учителями предметниками, психологами определяем проблемы, которые необходимо обсудить в следующем году.
Делай пять: Выбираем способы оповещения и приглашения родителей. На первом в учебном голу родительском собрании знакомлю с темами и примерными датами проведения встреч. В начале каждого месяца помещаем объявления на школьном сайте, на стенде для родителей, передаем информацию через классных руководителей. Некоторых родителей в тактичной форме приглашаем письменно.
Делай шесть: Готовим информацию по теме. Главная задача педагога, заключается в том, чтобы занятия лектории для родителей не превращались в назидательные лекции. Очень важно умело и тактично вовлечь родителей в диалог, вызвать желание у слушателей рассказать об имеющемся опыте. При подачи материала необходимо использовать наглядные средства (презентации, плакаты и др). По возможности, знакомить родителей со статистическими данными или результатами анкетирования. Обязательно приготовить материал, который родители могут унести с собой (буклеты, памятки, советы, схемы и пр.)
Делай семь: Подведение итогов. Анализ проведенной работы, ее результаты, выявление положительного и отрицательного на всех этапах работы помогают определить «тактику» и «стратегию» дальнейших действий.
И еще один момент. Первоначально, предлагая родителям после занятия оставить запись в «Книге отзывов и предложений», я преследовала 2 цели. Первая – это одна из форм фиксации проделанной работы для различного рода отчетности. Вторая – это возможность определения следующих тем заседаний лектория. Но в дальнейшем оказалось, что, во-первых: мы предлагаем родителям провести рефлексию и задуматься над вопросами «Что это было? Зачем это было? Что во мне изменилось?» и, во-вторых: очень приятно (опять же не будим лукавить), читать благодарности за свой труд, это придает силы и желание сделать еще больше.