Творческая работа с детско-родительским коллективом в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Первое сентября. Мои первоклашки впервые переступают порог школы. И очень важно, чтобы школьные годы для каждого из них были годами радости и творческих открытий независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями обладает ребенок. Во многом это зависит от меня.

Как в одной из передач говорят: «У вас будет ребенок». А у меня их сразу – 21 ребенок. Я их уже всех люблю, но какие же все разные!

Закладывается содружество, единство, взаимопонимание, творческая работа: Ученик – Учитель – Родители. И это должно состояться. В этом и должен проявиться дар учителя. Учитель – это человек, который приходит в школу по зову сердца и души. Особенно в начальную школу. Назвать словом «работа» то, что делает учитель, нельзя. Это ежедневное открытие нового, интересного, удивительного. Учитель открывает ученику мир, а ученик открывается учителю. И по дороге познания мы шагаем вместе четыре года. Я всегда работаю со всеми моими учениками. Каждый из них одаренный человек: в одном талант с маковое зернышко, а в другом – уже видны ростки будущего гения.

Начинается наша дорога к познанию с книги. Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Знакомить первоклассников с миром книг надо настолько любовно, чтобы каждый ученик искренне увлекся чтением и рассматриванием книг, привык и полюбил «рыться» в книгах, постоянно убеждался, как благотворно влияет это занятие на него самого, обогащает его жизнь. Научить воспринимать книгу всей душой, находить в ней ответы на волнующие вопросы – это ли не главное в работе каждого из нас? Ведь не случайно в свое время А.М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книге». Классная библиотека стала тропинкой в большой и увлекательный мир книг. Хочется отметить, что работу с книгой я провожу разными методами. Проведение устных журналов «Хочу все знать», работа классной библиотеки (читательские конференции), оформление красочных отзывов на прочитанную книгу, ведение читательских дневников, организация книжных выставок. Залог успеха – совершенствование самого читателя. Чтение находится на грани творчества, когда юный читатель как бы живет в мире книги, он верит всему, что происходит в ней. Выразительное чтение, пересказа, драматизация, различные виды сочинений – тропинка к творчеству. Это открывает таланты детей.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, ученика. Способность к творчеству становится чертой личности человека. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует  познающую личность и формирует ее. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает ученику и учителю.

Ученики моего класса очень творчески настроенные личности. Активно участвуют в школьных конкурсах, фестивалях.

В 1 классе все мои ученики написали письма Деду Морозу под Новый год. Вот где открылись таланты. Оформление конвертов, подарки самому «Деду Морозу (рисунки), трогательные письма. Суть письма не только обращаться с просьбой к Дедушке Морозу, но и самому делать подарки. Дети моего класса собрали две большие коробки к Новогоднему празднику детям Детского дома, над которым шефствует наша школа. Вот где проявились отзывчивость, искренность, желание делать добро.

Следующая наша творческая работа, которая позже переросла в проект «Ах, алфавит, алфавит», возникла из вопросов моих первоклассников, которые они задавали на уроках обучения грамоте. Очень радовало, что у ребят не пропало желание задавать вопросы. А ответы мы начали искать вместе: ученики, учитель, родители. Здесь раскрылся познавательный интерес ученика, его желание с головой уйти в проблему. Эта общая работа раскрыла детям их родителей, как советчиков, помощников, оформителей, как небезразличных к проблеме ребенка, мам и пап. А мамам и папам – ученика, ищущего, думающего, желающего узнать, найти и добыть новые знания. Наша проектная работа, в которой приняли участие 9 человек, «Ах, алфавит, алфавит» на конкурсе «Горизонты открытий» заняла первое место и награждена Дипломом.
Какие же цели и задачи были поставлены?

Цели:

  • Образовательная – научить детей работать самостоятельно, вызвать интерес к поставленной проблеме.
  • Воспитательная – внимательное,  доброжелательное отношение к мнению других детей, привлечь к участию в школьной жизни членов семьи (формирование социальной активности) воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
  • Развивающая – развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, повышать эрудицию, развивать устойчивый интерес к книге, развивать творческие способности учащихся, умение представить свою работу.

Задачи:

  • Научить детей самостоятельно получать знания
  • Научить детей самостоятельно работать
  • Помочь детям овладеть основами универсальных знаний
  • Создать условия для самообразования и саморазвития учащихся.

Полученный материал работы учащихся используется на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, на классных часах. Со своими сообщениями учащиеся выходят на классные часы в другие классы начальной школы.

Успех всегда окрыляет. Возникла новая идея. Проект «Мама, папа, я – спортивная семья» возник, как желание раскрыть детям их родителей, как спортсменов, а родителям их детей, как учеников. На праздник пришли все. Получился праздник семьи. Игра-праздник раскрыла таланты детей, родителям помогла увидеть ребенка в коллективе, это помогает лучше понять сына или дочь.

Класс был разбит на три команды. Каждая команда имела своё  название, девиз, речёвку и галстуки разного цвета. Соревнования прошли азартно, весело, интересно, дружно. Награда – золотые шоколадные медали всем участникам. Главная награда для учителя вопрос детей: «Когда будет следующий этап игры?»

К празднику «В гости к Царице Осени» для всей начальной школы готовился весь класс.

Все дети были актерами, родители – костюмерами и декораторами. Сколько было открыто талантов, порой совсем неожиданных. Праздник прошел замечательно!
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития; он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

В классе прошёл интегрированный урок окружающего мира и русского языка с элементами проектирования. Тема урока: создание картины зимы. Картину зимы складывали, как мозаику, используя рисунки детей, стихи и прозу о зиме, пословицы и поговорки, загадки, говорили об изменениях в живой и неживой природе зимой, о помощи зимующим птицам. Родители помогли создать картину «Зимние забавы детей» на магнитах, герои зимних сказок в мультфильмах. Система уроков русского языка «Я пишу сочинение» помогла написать мини-сочинение «Зимние картины». А родители помогли оформить обложки тетрадей, которые мы назвали «Времена года». В подготовке к уроку использовали фильм «Времена года. Зима».

Содружество Учение – Учитель – Родители продолжается. В творчестве осуществляется самовыражение. Самораскрытие ребенка, всегда характеризующееся высоким накалом положительных эмоций, подъемом всех нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний. Усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя.
Не это ли состояние называет ВДОХНОВЕНИЕМ?

Приложение