Цель: показать пробуждение природы через музыку и изобразительное искусство.
Задачи:
- дать представление об изображении пробуждения природы;
- познакомить с новыми произведениями живописи и музыки.
Оборудование: мультимедийная установка, синтезатор, магнитофон, персональные компьютеры.
Структура урока.
- Организационный момент - 1 мин.
- Вводная Rf – 2 мин.
- Введение в тему (беседа) – 4 мин.
- Распевание - 3 мин.
- Повторение пройденного материала – 7 мин.
- Практическая работа – 17 мин.
- Заключительная часть – 3 мин.
- Исходящая Rf – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» и садятся на свои места.
2. Вводная Rf.
- Какие ощущения ты сейчас испытываешь?
- Что ждешь, от данного несколько необычного урока?
- Что тебе хотелось бы делать сейчас?
- Как твоё настроение?
3. Введение в тему (беседа).
Приложение 1, 1-8 слайд.
На фоне музыки М.П. Мусоргского.
«Рассвет на Москва-реке…» демонстрируются слайды с репродукциями картин художников Б. Щербакова, А. Саврасова, К. Юона и Л. Туржанского.
- Как вы думаете, что объединяет все картины, предоставленные в данном видеоряде?
- Что вы видели?
- Как называется произведение, под которое осуществлялась демонстрация репродукций?
- О каком времени года идет речь?
- Что происходит с природой весной?
Приложение 1, 9 слайд.
Тема сегодняшнего урока: «Земля пробуждается».
- Земля пробуждается, как вы это понимаете?
- Какие картины вам рисует природа?
Приложение 1, 10 слайд.
На следующих картинах художник Б. Щербаков изобразил весну в разных ее проявлениях, обратите внимание на сочетания красок.
Приложение 1, 11 слайд.
4. Распевание.
Приложение 1, 12 слайд.
Пригревает солнце. Плачут сосульки. Течет с крыш.
На дворе капель.
(Упражнение на стаккато, поступенно вниз.)
Приложение 1, 13 слайд.
Тает снег, в проталинках появляются первоцветы: подснежники, ландыши. Легкий ветерок прикасается к их нежным головкам, и они начинают нежный перезвон.
(Упражнение на нон легато, нисходящая терция).
Приложение 1, 14 слайд.
Прилетают птицы, и вся округа наполняется их пением.
(Упражнение на легато, по мажорному и минорному трезвучиям попеременно.)
5. Повторение пройденного материала.
Приложение 1, 15 слайд.
Предлагается исполнить песню «Сочинение о весне».
- Какие чувства, эмоции, настроение возникает при исполнении этой песни?
- Вы уже знаете, что композиторы, художники выражают свои чувства при помощи звуков и красок.
Предлагаем вам увидеть весну в творчестве художника Б.Щербакова.
Приложение 1, 16-19 слайды.
Ранняя весна: «Разлив на озере Кучане», «Фея весны» С.Прокофьев.
Средняя весна: «Апрельское солнце», «Подснежник» П.Чайковский.
Поздняя весна: «Майская зелень», «Май, милый май» Ф. Шопен.
Вы говорили об образах, красках.
- Какие звуки мы можем услышать ранней, поздней весной?
- Какими выразительными средствами музыки они пользуются?
Приложение 1, 20 слайд.
Демонстрация таблицы «Выразительные средства музыки и живописи».
6. Практическая работа.
Приложение 1, 21, 22 слайды.
Сейчас мы с вами послушаем произведение известного итальянского композитора А. Вивальди, сочинившего цикл музыкальных картин «Времена года».
В них есть программа, то есть словесное описание того, что композитор хотел бы передать в звуках.
«Пришла весна, и веселые птички приветствуют ее своим пением, журча, бегут ручейки. Небо покрывается темными тучами. Молнии и гром тоже весну возвещают».
Послушайте 2 часть концерта «Весна».
Приложение 1, 23-26 слайды.
Анализ музыкального произведения.
- Но что было бы, если бы Вивальди не написал программу к своему произведению?
- Поняли бы мы, о чем рассказывает его музыка?
А вдруг мы бы ошиблись, и раскаты грома приняли за выстрелы и грохот орудий. И тогда милый весенний пейзаж превратился бы в грозную сцену сражения. Нет, едва ли ошибемся. Ведь кроме звукоподражания есть еще и общее настроение музыки, которое передает нам радостные чувства пробуждения природы. В этом сила музыки Антонио Вивальди.
Общее звучание оркестра легкое и светлое, а теперь используя таблицу, слушая музыку, попытайтесь создать картины пробуждения природы, только не при помощи кисти и бумаги, а за компьютером.
Работа по вариантам.
I вариант: учащиеся создают картину весны в программе Paint.
II вариант: изменить предложенную картину Б. Щербакова «Апрельское солнце» при помощи программы Paint.
III вариант: дополнить картину Б. Щербакова «Разлив на озере Кучане» предложенными элементами (приложение 2).
Действия детей:
- открыть программу Paint;
- для 1 варианта начать работу по созданию рисунка весенней природы;
- для 2 варианта открыть папку, скопировать предложенную картину и при помощи программы Paint преобразовать её;
- для 3 варианта открыть папку Приложение 1, скопировать предложенную картину и вставить в нее элементы весенней природы из той же папки, таким образом, изменив картину.
7. Заключительная часть.
- Что нового узнали?
- Какие выразительные средства использовали на уроке при выполнении практической работы?
Приложение 1, 27 слайд.
Оценивание работ учащихся друг другом («Картинная галерея»).
8. Исходящая Rf.
Приложение 1, 28 слайд.
- Как настроение?
- Что чувствуешь сейчас?
- Получил ли положительные эмоции от происходящего?
Урок окончен.
Дети выходят из класса под музыку П. И. Чайковского «Подснежник».
Приложение 1, 29 слайд.