Интегрированный урок (окружающий мир + ИЗО) по теме "Природа в опасности. Охрана природы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • показать учащимся как человек влияет на природу; вызвать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех его обитателей;
  • воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;
  • развивать умение наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение; вырабатывать навыки работы акварелью.

Оборудование:

  1. Выставка рисунков «Любимый уголок природы»;
  2. Кроссворд «Природа»;
  3. Картинки-знаки: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять  птичьи гнезда», « Не брать из леса животных и их детенышей».
  4. Плакат с лесной поляной.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

II. Сообщение темы и целей урока

Ребята, любите ли вы путешествовать?

– Ну, разумеется, любите! Путешествия бывают разные. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (учащиеся разгадывают кроссворд, выделенное слово – природа)

– Мы сегодня отправляемся в мир природы.

– Как понимаете «мир природы»? (ответы детей)

– Это путешествие всем доступно, очень интересно и увлекательно. А в какой уголок природы мы отправимся, вы сейчас узнаете.

III. Инсценировка

Учитель:

– Был, говорят.
Где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали,
Вдруг – чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются,
Смотрят кругом:
Где эта улица?
Где этот дом?
все перепуталось,
все заблудилось.
К счастью, такое
Лишь в сказке случилось.
Мы рассказали
Про это нарочно,
Чтобы проверить –
Знаешь ли, точно,
Где ты живешь
Где построен твой дом?
И хорошо ли
Ты с домом живешь?
Ты нам ответишь:

Ученик:

– Живу я в квартире,
Номер ее – 324.
Дом на Садовой,
Рядом – кино,
Все, что кругом.
Мне знакомо давно.

Учитель:

– Дом на Садовой?
Этого мало.
Город (село)
Назови для начала.

Ученик:

– Город … (назвал)

Учитель:

– Расскажи, что кругом:
Все, что кругом
Это тоже твой дом.

Ученик:

– Город стоит
На широкой реке,
А за рекой
Виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу сады и поля,
Очень красива наша земля!

Учитель:

– Верно, красива.
Но где, же она?

Ученик:

– В России, –
Это наша страна.

Учитель:

– Ну, а страна где?
Сумеешь ответить?

Ученик:

– Как и все страны –
На нашей планете!

Учитель (обращается к классу):

– Как называется наша планета?

Ответы с места:

– Земля!

IV. Охрана природы

1. Лекция учителя.

Итак, общий дом человечества – планета Земля. Но это и дом всех живых существ, которых очень много. Человек – покоритель природы! Человек – победитель природы! Нет предела человеческому могуществу! Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели животных, растений, птиц. По вине людей исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. Установлено, что с 1600 по 1970 годы видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94.

В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и ежегодно – по одному виду растений. Это намного больше, чем появляется новых. Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 году.

По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги.

– Что это за книга?

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – цветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

– Что еще делает человек по охране природы?

– Приведите примеры растений и животных, которые занесены в Красную книгу.

2. Игра «Выбери правило вежливости»

– Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах и выбрать правила вежливости. (после работы правила обсуждаются)

– А что вы можете сделать для охраны родной природы? (ответы детей)

3. Чтение текста.

– Что такое окружающая среда?

– Что изучает наука экология?

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад

Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

VI. Рисование.

Сегодня мы с вами засадим импровизированную поляну цветами, которые занесены в Красную книгу. А помогут вам вспомнить их картины природы. (на доске)

Учитель:

– Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?

Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире,
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире.
Смотри, какого цвета
Огромная планета!

VII. Самостоятельная работа.

Ученики под музыку Вивальди «Времена года» рисуют. Затем свои цветы помещают на импровизируемую поляну.

– Посмотрите, какая красота получилась! Разве нужно их рвать и топтать, когда можно ими просто любоваться. Так давайте беречь наш дом, нашу природу.

Ученик:

– Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

VIII. Итог урока.

Приложение.