Цели урока:
- показать учащимся как человек влияет на природу; вызвать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех его обитателей;
- воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;
- развивать умение наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение; вырабатывать навыки работы акварелью.
Оборудование:
- Выставка рисунков «Любимый уголок природы»;
- Кроссворд «Природа»;
- Картинки-знаки: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», « Не брать из леса животных и их детенышей».
- Плакат с лесной поляной.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
II. Сообщение темы и целей урока
– Ребята, любите ли вы путешествовать?
– Ну, разумеется, любите! Путешествия бывают разные. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (учащиеся разгадывают кроссворд, выделенное слово – природа)
– Мы сегодня отправляемся в мир природы.
– Как понимаете «мир природы»? (ответы детей)
– Это путешествие всем доступно, очень интересно и увлекательно. А в какой уголок природы мы отправимся, вы сейчас узнаете.
III. Инсценировка
Учитель:
– Был, говорят.
Где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали,
Вдруг – чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются,
Смотрят кругом:
Где эта улица?
Где этот дом?
все перепуталось,
все заблудилось.
К счастью, такое
Лишь в сказке случилось.
Мы рассказали
Про это нарочно,
Чтобы проверить –
Знаешь ли, точно,
Где ты живешь
Где построен твой дом?
И хорошо ли
Ты с домом живешь?
Ты нам ответишь:
Ученик:
– Живу я в квартире,
Номер ее – 324.
Дом на Садовой,
Рядом – кино,
Все, что кругом.
Мне знакомо давно.
Учитель:
– Дом на Садовой?
Этого мало.
Город (село)
Назови для начала.
Ученик:
– Город … (назвал)
Учитель:
– Расскажи, что кругом:
Все, что кругом
Это тоже твой дом.
Ученик:
– Город стоит
На широкой реке,
А за рекой
Виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу сады и поля,
Очень красива наша земля!
Учитель:
– Верно, красива.
Но где, же она?
Ученик:
– В России, –
Это наша страна.
Учитель:
– Ну, а страна где?
Сумеешь ответить?
Ученик:
– Как и все страны –
На нашей планете!
Учитель (обращается к классу):
– Как называется наша планета?
Ответы с места:
– Земля!
IV. Охрана природы
1. Лекция учителя.
– Итак, общий дом человечества – планета Земля. Но это и дом всех живых существ, которых очень много. Человек – покоритель природы! Человек – победитель природы! Нет предела человеческому могуществу! Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели животных, растений, птиц. По вине людей исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. Установлено, что с 1600 по 1970 годы видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94.
В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и ежегодно – по одному виду растений. Это намного больше, чем появляется новых. Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 году.
По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги.
– Что это за книга?
В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – цветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
– Что еще делает человек по охране природы?
– Приведите примеры растений и животных, которые занесены в Красную книгу.
2. Игра «Выбери правило вежливости»
– Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах и выбрать правила вежливости. (после работы правила обсуждаются)
– А что вы можете сделать для охраны родной природы? (ответы детей)
3. Чтение текста.
– Что такое окружающая среда?
– Что изучает наука экология?
V. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
VI. Рисование.
– Сегодня мы с вами засадим импровизированную поляну цветами, которые занесены в Красную книгу. А помогут вам вспомнить их картины природы. (на доске)
Учитель:
– Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире,
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире.
Смотри, какого цвета
Огромная планета!
VII. Самостоятельная работа.
Ученики под музыку Вивальди «Времена года» рисуют. Затем свои цветы помещают на импровизируемую поляну.
– Посмотрите, какая красота получилась! Разве нужно их рвать и топтать, когда можно ими просто любоваться. Так давайте беречь наш дом, нашу природу.
Ученик:
– Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!