Цели:
- Способствовать осознанному усвоению материала;
- Развивать умение логически делать выводы, фиксировать свои мысли в схеме;
- Развивать речевые навыки при изложении материала по динамической схеме;
- Воспитывать биоэтическое отношение ко всему живому, уважительное отношение к слову одноклассников.
Оборудование: магнитная доска, динамическая схеме "Круговорот воды в природе", телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты, учебник "мир вокруг нас" 3 класс, часть 1, листы-задания.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I этап. Организация начала
урока. 1. Эмоциональный настрой.
2. Проверка готовности к уроку. II этап. Актуализация опорных знаний.
III этап. Изучение нового материала. 1.Организация проблемной ситуации.
2. Формулировка учебной проблемы.
3. Нахождение способа решения проблемы.
4. Доказательство гипотезы.
IV этап. Закрепление изученного.
V этап. Дача д\з.
VI этап. Итог урока. Рефлексия. |
- Посмотрите за окно. Как радостно
улыбается солнышко! Оно радостно тянет лучики ко
всем, словно желает успехов в работе на уроке.
Улыбнитесь друг другу. Выскажите свои пожелания
на этот урок. - Кто хочет обратиться ко всему классу. - Я желаю вам быть уверенными в своих знаниях, не бояться высказывать свою точку зрения, пусть даже отличную от других. Помните: Ошибиться может каждый. - Я хочу наш урок начать с очень занимательного фильма, а вернее его, его фрагмента. Посмотрите внимательно, после чего ответьте, о каком процессе идет в нем речь. Показ фрагмента фильма "Круговорот воды в природе" (без проговаривания автором ответа на поставленный вопрос) - О каком же процессе шла речь в том фильме? - Кто может повторить это словами, моделируя круговорот в схеме? - Вспомните, как Л.Н. Толстой писал, чем ":вода поднимается вверх"? - Ребята, вам знакомо то, о чем мы сейчас говорим? - Тогда для чего мы говорим об этом снова? - Можно я добавлю? - Знание о круговороте воды в природе поможет нам в усвоении знаний о другом очень важном процессе в природе. - Посмотрите внимательно еще один фрагмент из хорошо знакомого всем мультфильма "Король Лев" и вспомните, о каком процессе сказал мудрый Мустафа своему сыну Симбе? Показ фрагмента из м\ф "Король Лев" - О каком же процессе он сказал? - Кто является его участником? Ответ запишите в карточке №1. - Прочитайте, что вы записали. - Сформулируйте вопрос, на который вы хотите получить ответ о круговороте жизни. - Озвучьте свои учебные проблемы. - Попробуйте объяснить, как антилопы, львы и трава связаны в великом круговороте жизни. Проверка выполнения задания (фронтально). - Итак, это ваше мнение. Давайте сравним его с тем, какой ответ предлагает автор учебника. -Что же является основными звеньями круговорота жизни. Выберите их в задании №3. -Что вы выбрали? -Эти звенья совпадают с теми, которые выделил мудрый Мустафа? -На самом деле он говорил правильно, только нам необходимо разобраться, кто является производителем, потребителем и разрушителем? -Как вы думаете? Попробуйте в парах найти ответ и зафиксировать его в задании №4 - Огласите варианты фиксации ответа. -А теперь сравним ваши предположения с текстом учебника с. 125. -Совпадают ли ваши предположения и сведения учебника? - Почему растения являются производителями? - Что является организмами-разрушителями? - Сделайте вывод, к какой природе относятся все участники этого круговорота? - Мы знаем, что живая и неживая природа взаимосвязаны. Как вы думаете, какой элемент неживой природы играет огромную роль в круговороте жизни? Найдите ответ в учебнике на с.126 (1 абзац) и запишите его в задании №5. - А теперь давайте закрепим наши "открытия". - То, о чем мы говорили, происходит далеко, в джунглях. Попробуйте составить рассказ о круговороте жизни в лесу средней полосы России. - На карточке в №6 указано звено круговорота, которое отсутствует. Предположите и опишите, что будет происходить в этом случае. - Дома еще раз прочитайте учебник на с. 124-126, дополнительно выполните задание №2. - Что нового узнали на уроке? -Что было наиболее интересным? -Оцените свою работу на уроке по шкале Оценка учителем работы учащихся на уроке. |
Высказывания в парах. Дети желают всему классу
Просмотр фрагмента фильма -О круговороте воды в природе.
1-2 ученика составляют рассказ " Круговорот воды в природе", демонстрируя процесс с помощью динамической модели. - По мнению писателя, вода поднимается вверх туманом. -Да. - Думаем, для того, чтобы повторить и закрепить. Просмотр фрагмента м\ф
- О круговороте жизни.
Самостоятельная работа: запись в карточке, задание №1(1)
Чтение учащимися ответов.(участниками круговорота жизни являются растения, львы, антилопы) Запись в карточке №1(2) Афиширование своих учебных проблем. Фиксация в схеме на карточке №2.Работа в парах. Чтение "про себя" на с.124 (последний абзац) Самостоятельная работа на карточке Ответы учащихся (потребители, производители, разрушители). Да. Фиксирование в схеме ответа на вопрос. Ответы 1-2 учеников. Чтение текста на с.125. Ответы учащихся. Ответы учащихся.
Ответы детей.
-Все участники процесса относятся к живой природе. Чтение текста учебника, запись ответа на вопрос в задании №5. Рассказ о круговороте жизни в лесу с использованием презентации (2 ученика). Самостоятельное выполнение задания №6. Запись домашнего задания в дневник. Ответы ребят. Самооценка по шкале. |