Урок окружающего мира в 3-м классе "Великий круговорот жизни"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Способствовать осознанному усвоению материала;
  • Развивать умение логически делать выводы, фиксировать свои мысли в схеме;
  • Развивать речевые навыки при изложении материала по динамической схеме;
  • Воспитывать биоэтическое отношение ко всему живому, уважительное отношение к слову одноклассников.

Оборудование: магнитная доска, динамическая схеме "Круговорот воды в природе", телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты, учебник "мир вокруг нас" 3 класс, часть 1, листы-задания.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I этап. Организация начала урока.

1. Эмоциональный настрой.

 

 

 

2. Проверка готовности к уроку.

II этап. Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

III этап. Изучение нового материала.

1.Организация проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

2. Формулировка учебной проблемы.

 

3. Нахождение способа решения проблемы.

 

4. Доказательство гипотезы.

 

 

 

IV этап. Закрепление изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

V этап. Дача д\з.

 

 

VI этап. Итог урока. Рефлексия.

- Посмотрите за окно. Как радостно улыбается солнышко! Оно радостно тянет лучики ко всем, словно желает успехов в работе на уроке. Улыбнитесь друг другу. Выскажите свои пожелания на этот урок.

- Кто хочет обратиться ко всему классу.

- Я желаю вам быть уверенными в своих знаниях, не бояться высказывать свою точку зрения, пусть даже отличную от других. Помните: Ошибиться может каждый.

- Я хочу наш урок начать с очень занимательного фильма, а вернее его, его фрагмента. Посмотрите внимательно, после чего ответьте, о каком процессе идет в нем речь.

Показ фрагмента фильма "Круговорот воды в природе" (без проговаривания автором ответа на поставленный вопрос)

- О каком же процессе шла речь в том фильме?

- Кто может повторить это словами, моделируя круговорот в схеме?

- Вспомните, как Л.Н. Толстой писал, чем ":вода поднимается вверх"?

- Ребята, вам знакомо то, о чем мы сейчас говорим?

- Тогда для чего мы говорим об этом снова?

- Можно я добавлю?

- Знание о круговороте воды в природе поможет нам в усвоении знаний о другом очень важном процессе в природе.

- Посмотрите внимательно еще один фрагмент из хорошо знакомого всем мультфильма "Король Лев" и вспомните, о каком процессе сказал мудрый Мустафа своему сыну Симбе?

Показ фрагмента из м\ф "Король Лев"

- О каком же процессе он сказал?

- Кто является его участником? Ответ запишите в карточке №1.

- Прочитайте, что вы записали.

- Сформулируйте вопрос, на который вы хотите получить ответ о круговороте жизни.

- Озвучьте свои учебные проблемы.

- Попробуйте объяснить, как антилопы, львы и трава связаны в великом круговороте жизни.

Проверка выполнения задания (фронтально).

- Итак, это ваше мнение. Давайте сравним его с тем, какой ответ предлагает автор учебника.

-Что же является основными звеньями круговорота жизни. Выберите их в задании №3.

-Что вы выбрали?

-Эти звенья совпадают с теми, которые выделил мудрый Мустафа?

-На самом деле он говорил правильно, только нам необходимо разобраться, кто является производителем, потребителем и разрушителем?

-Как вы думаете? Попробуйте в парах найти ответ и зафиксировать его в задании №4

- Огласите варианты фиксации ответа.

-А теперь сравним ваши предположения с текстом учебника с. 125.

-Совпадают ли ваши предположения и сведения учебника?

- Почему растения являются производителями?

- Что является организмами-разрушителями?

- Сделайте вывод, к какой природе относятся все участники этого круговорота?

- Мы знаем, что живая и неживая природа взаимосвязаны. Как вы думаете, какой элемент неживой природы играет огромную роль в круговороте жизни? Найдите ответ в учебнике на с.126 (1 абзац) и запишите его в задании №5.

- А теперь давайте закрепим наши "открытия".

- То, о чем мы говорили, происходит далеко, в джунглях. Попробуйте составить рассказ о круговороте жизни в лесу средней полосы России.

- На карточке в №6 указано звено круговорота, которое отсутствует.

Предположите и опишите, что будет происходить в этом случае.

- Дома еще раз прочитайте учебник на с. 124-126, дополнительно выполните задание №2.

- Что нового узнали на уроке?

-Что было наиболее интересным?

-Оцените свою работу на уроке по шкале

Оценка учителем работы учащихся на уроке.

Высказывания в парах.

Дети желают всему классу

 

 

 

Просмотр фрагмента фильма

-О круговороте воды в природе.

 

1-2 ученика составляют рассказ

" Круговорот воды в природе", демонстрируя процесс с помощью динамической модели.

- По мнению писателя, вода поднимается вверх туманом.

-Да.

- Думаем, для того, чтобы повторить и закрепить.

Просмотр фрагмента м\ф

 

- О круговороте жизни.

 

Самостоятельная работа: запись в карточке, задание №1(1)

 

 

Чтение учащимися ответов.(участниками круговорота жизни являются растения, львы, антилопы)

Запись в карточке №1(2)

Афиширование своих учебных проблем.

Фиксация в схеме на карточке №2.Работа в парах.

Чтение "про себя" на с.124 (последний абзац)

Самостоятельная работа на карточке

Ответы учащихся (потребители, производители, разрушители).

Да.

Фиксирование в схеме ответа на вопрос.

Ответы 1-2 учеников.

Чтение текста на с.125.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

 

 

Ответы детей.

 

 

-Все участники процесса относятся к живой природе.

Чтение текста учебника, запись ответа на вопрос в задании №5.

Рассказ о круговороте жизни в лесу с использованием презентации (2 ученика).

Самостоятельное выполнение задания №6.

Запись домашнего задания в дневник.

Ответы ребят.

Самооценка по шкале.

Приложение 1, приложение 2.