Конспект занятия в логопедической группе (старший, подготовительный возраст) по нетрадиционным художественно – графическим техникам
Программное содержание:
- Учить детей осмысливать и реализовывать собственный художественный
замысел, - Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас, ввести в активный словарь детей слово «батискаф»;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
- Воспитывать эстетические нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
Материал:
- Эскизы;
- Печатки из картофеля, ватные палочки, кубики.;
- Тонированные листы бумаги (А3,А4)— «кусочки моря»
- Листы (граттаж), палочки для процарапывания
- Песок (обычный, мраморный), крупа – манка;
- Гуашь, клей, кисти
- Восковые мелки, акварель
- Магнитофон - звуки моря, дождя, релаксирующая музыка, мультимедиапроектор с видеофильмом о морском дне.
Ход занятия
Оргмомент
Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, дети заходят в изостудию.
Воспитатель:
- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?
Дети:
- Шум моря, волны плещутся о берег …
Вводная часть.
Воспитатель:
- А кто из вас видел море? Купался в нем?
Ответы детей
- А вы хотели бы снова оказаться на морском берегу?
Ответы детей.
- Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?
- На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке...
-А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
- С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.
-Правильно, дети, а еще на дно морское можно опуститься с помощью
батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показывает картинку).
Основная часть.
1. Воспитатель:
- А теперь устраивайтесь поудобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно.
Педагог включает медиапроектор с видеофильмом о морском дне. После просмотра задает вопросы.
-Каких морских животных вы увидели, узнали? Что еще есть на морском дне?
Ответы детей.
- Ребята, я нашла целую корзину ракушек. Какие они все замечательные, интересные.
(Воспитатель раздает детям ракушки).
Возьмите раковины и приложите к уху, послушайте.
Воспитатель: Ребята, что вы слышите?
Дети: Шум моря, ветра.
Воспитатель: Сколько интересного вы услышали. А знаете, что услышала я. Послушайте. Давным-давно все обитатели моря жили дружно, вместе. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли спокойно добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют водоёмы, реки, различными отходами, нефтью. Много морских жителей уже погибло и неизвестно, сколько ещё может погибнуть. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?
Дети: Не кидать мусор, почистить море, бережно относится к природе …
Воспитатель: Да, конечно надо любить природу, бережно относиться ко всему живому. А ещё мы можем придумать нарисовать свой волшебный мир. Мы создадим такое море, где будет комфортно и уютно, спокойно жителям морей и других водоёмов. А для того, чтобы наши пальчики хорошо работали, мы сделаем специальную гимнастику, как это делает осьминог. Встаньте, пожалуйста.
2. Пальчиковая гимнастика
Эта ножка, чтобы кушать - дети делают массаж пальцев руки, Эта ножка с нею дружит - начиная с мизинца
Эта ножка, чтоб играть
Эта - чтобы рисовать.
Ну, а эта, чтобы нырять,
От акулы удирать. - дети складывают ладони и «виляют» хвостиком
Эта брюшко - почесать - дети «чешут» ладони
А седьмая и восьмая
Маму с папой обнимать. - дети несколько раз сжимают пальцы в «замок»
3. Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами попробуем создать красивое и волшебное море. Сначала, давайте вспомним, с помощью каких техник, мы можем это сделать. (Воспитатель показывает эскизы с разными техниками) Выберите то, что вам поможет создать морское дно.
Дети подходят к столам и берут материал для работы. Воспитатель включает музыку. При затруднениях, педагог напоминает технологию работы с материалами. Когда подводные пейзажи будут закончены, педагог предлагает рассмотреть работы друг друга, побуждает к обсуждению. Педагог отмечает в каждой работе ребенка что – то особенное.
- Какое красивое, чистое дно мы с вами создали. В таком море подводным жителям будет очень уютно и комфортно жить.
Заключительная часть.
Воспитатель:
- Дети, наше путешествие подошло к концу и мы должны возвращаться в детский сад. Занимайте места в батискафе.
Педагог включает музыку.
Воспитатель:
- Где мы сегодня с вами побывали? Что нового узнали, что увидели, чем занимались?
Дети:
- Мы побывали на морском дне в батискафе, помогли морским жителям – создали для них чистое море, и т.д.
Воспитатель:
- На память море сделало вам подарки – эти маленькие ракушечки. Пусть у вас останутся теплые воспоминания об этом путешествии.
Педагог дарит детям ракушки, они прощаются и уходят.