Цели урока:
- обучающая: обобщить и систематизировать знания обучающихся по данному периоду; повторение исторических фактов, персоналий, терминов, хронологию;
- развивающая: развитие мыслительной деятельности, памяти, грамотной устной речи, умение доказывать собственное мнение и опровергать ошибочные, умение работать с таблицей, схемой, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитательная: формирование чувства такта, доброжелательного отношения друг к другу, формирование нравственности и патриотических качеств, воспитание познавательного интереса к истории.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения урока: урок-игра.
Оборудование: стенд с названиями заданий, которые по ходу урока раскрываются, стенд с исторической мозаикой, куда вставляются карточки, занимательные квадраты по хронологии, куб на сторонах которого от одного до трёх кружочков, компьютер, проектор.
Ход урока
Вступление. Слово учителя.
Ребята! Сегодня мы с вами в игровой форме повторим события, исторические личности и основные понятия этого большого периода.
Итак, в добрый путь!
Учитель открывает на стенде первое задание, чтобы перед учащимися было название задания.
Ι. КУБОМ ПОКАТИ
/Обучающиеся по желанию выходят к столу учителя и бросают куб, на сторонах которого отмечено от одного до трёх кружочков – сколько кружочков выпадет – столько вопросов задаёт учитель. При затруднении ученика отвечают дети в классе./ Вопросы высвечиваются на экране.
Вопросы:
- Кто осуждал продажу индульгенций, называл папу главным мошенником и призывал народ изгнать из страны чужеземцев. /Ян Гус/
- Вождь древних франков, основатель государства /Хлодвиг/
- Он возглавлял военные отряды таборитов, «страшным слепцом» называли его враги. /Ян Жижка/
- Земля с крестьянами, дававшаяся за военную службу в средние века. /Феод/
- Под чьим руководством была снята осада Орлеана во время Столетней войны? /Жанна д'Арк/
- Глава католической церкви. /Римский папа/
- Работа ремесленника, которую он должен был выполнить, чтобы получить звание мастера. /Шедевр/
- Собрание представителей сословий в Англии. /Парламент/
- Скандинавы, совершавшие набеги на Европу в IX-XΙ вв. /Норманны/
- Столица Восточной Римской империи. /Византия/
- Объединение мастеров одной специальности. /Цех/
- Церковный суд, созданный для борьбы с еретиками. /Инквизиция/
- Длительная война между Англией и Францией. /Столетняя война/
- Средневековое государство у арабов. /Арабский Халифат/
- Походы на восток, организованные католической церковью. /Крестовые походы/
- По какой лестнице никто никогда не ходил? /Феодальной/
- Войны чешского народа против католической церкви и засилья немцев. /Гуситские войны/
- Конный воин в средневековой Европе. /Рыцарь/
- Почему крестьянское восстание во Франции называется Жакерия? /Крестьян во Франции называли Жаками/
- Кто был предводителем восстания в Англии? /Уот Тайлер/
Учитель открывает на стенде второе задание
IΙ. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
/Перед классом вывешивается стенд с кармашками, куда вставляются разноцветные карточки. Обучающиеся должны правильно расставить всю историческую мозаику, на которой написаны даты, события, участники, место события.Ученики могут выходить по желанию или по очереди, начиная с первой парты/
Дата | Событие | Участники | Место события |
800 г. | Провозглашение империи франков | Карл Великий | Франкская империя |
1096 г. | Первый крестовый поход | Беднота, феодалы | Франция, Германия, Италия |
1337-1453 гг. | Столетняя война | Англичане, Французы | Франция |
1358 г. | Жакерия | Гильом Каль, крестьяне, гор. бедняки | Франция |
1381 г. | Восстание | Уот Тайлер крестьяне, беднота | Англия |
При составлении мозаики получается красивый разноцветный стенд. Ребятам особенно нравится работать с этим заданием.
ΙΙΙ. ВЕРТОЛИНА
Приглашаются обучающиеся и берут разрезанные картинки. Задача их состоит в том, чтобы из разрезанных фрагментов составить целостную картину и рассказ по ней. Например «Средневековый город», «Мастерская ремесленника», «Борьба городов с сеньорами» и другие.
ΙV. СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ
Пока несколько учеников составляют картинки и рассказ по ним, остальные работают с 4-м заданием.
Условие задания: даются слова, но там перемешаны буквы, а одна буква лишняя (из лишних букв мы должны получить новое слово).
Ребята должны составить и объяснить все слова.
V. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КВАДРАТЫ ПО ХРОНОЛОГИИ
Ребятам учитель показывает хронологические квадраты, а они должны ответить – что произошло в этом году.
Дата читается по указанным стрелкам.
1381 г. – Восстание Уота Тайлера
1054 г. – Разделение христианской церкви на западную и восточную
1066г. – Завоевание Англии герцогом Нормандии
1096 г. – Первый крестовый поход
1099 г. – Взятие крестоносцами Иерусалима
1204 г. – Взятие крестоносцами Константинополя – столицы Византийской империи
1265 г. – Созыв первого парламента в Англии
1302 г. – Созыв Генеральных Штатов во Франции
1419 г. – Начало гуситских войн в Чехии
1429 г. – Освобождение Орлеана
1492 г. – Открытие Америки Колумбом
В каждом квадрате по 5 дат. Обучающиеся могут составлять квадраты сами.
VΙ. К КАКОЙ СТРАНЕ ЭТО ОТНОСИТСЯ
На экране высвечивается название государства, а на столе учителя карточки со словами. Ученик берёт карточку, переворачивает её, читает слово и вставляет в тот конверт, куда это относится.
- Франкское государство V-IX века
- Хлодвиг
- Карл Великий
- Византийская империя VΙ-XI века
- Юстиниан
- греческий огонь
- Арабский халифат
- ислам
- халиф
- медресе
- Франция XΙ-XIV века
- Жакерия
- Генеральные Штаты
- Жанна д'Арк
- Англия XΙ-XV века
- Робин Гуд
- Уот Тайлер
- парламент
- Чехия XΙV-XV века
- Ян Гус
- Ян Жижка
- гора Табор
VΙI. /по времени, если остаётся, то дети представляют свои кроссворды/
VIII. Итоги.
Учитель выставляет оценки и комментирует.
Домашнее задание:
- Составление кроссвордов.
- Сочинение от имени участника гуситских войн, участника Столетней войны.
- Составление хронологических квадратов.