Тип урока: изучение новой темы.
Тип педагогической технологии: модульная.
Модуль 0 . Что такое хозяйство (экономика страны)
УЭ 0 (учебный элемент)
Триединая дидактическая цель: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны:
- Получить общее представление о хозяйстве (экономике) страны;
- Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации;
- Воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия, относительно мягкого контроля.
УЭ 1
Цель: Определить ваш исходный уровень знаний по теме «Экономика страны»
Входной контроль.
- Разгадайте кроссворд.
- Проверьте правильность ваших ответов в приложении I. Оценку внесите в таблицу приложения «Экран достижений»
- Оцените себя. Критерий оценок: 9 правильных ответов – «5»; 8 правильных ответов – «4»; 7-6 ответов – «3».
УЭ 2
Цель: выяснить сущность понятий «народное хозяйство страны», «отрасль».
Задание
- Прочитайте текст учебника на стр. 104 и выполните задание. Заполните пропуски в тексте
Экономика является результатом воздействия производительных сил (…) на предметы труда (…, …) с помощью средств труда (…, …), которые представляют средства производства. Запишите в тетради определение. - Проверьте правильность ответов в приложении II.
- Анализируя текст учебника, заполните таблицу. Из нижней строки вставьте в столбцы отрасли хозяйства.
Народное хозяйство Производственная сфера ( ) Непроизводственная сфера (нематериальная) - Отрасли, создающие материальные блага:
а.
б.
в. - Отрасли, доставляющие материальные блага потребителю по обслуживанию материального производства:
а.
б. - Отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения:
а.
б.
в.
- Отрасли услуг:
а.
б.
в.
г. - Отрасли социального обслуживания:
а.
б.
в.
г.
д.
е. - Отрасли управления и обороны:
а.
б.
в.
г.
Отрасли хозяйства: торговля, транспорт, промышленность, общепит, связь, строительство, материально-техническое снабжение, сельское хозяйство. Отрасли хозяйства: культура, ЖКХ, Президент, транспорт, просвещение, Дума, связь по обслуживанию населения, Вооруженные силы, наука, Вооруженные силы, искусство, здравоохранение, административные аппараты, спорт, бытовое обслуживание. - Отрасли, создающие материальные блага:
- Проверьте правильность ваших ответов в приложении III.
- Оцените себя. Критерии оценок: 22-20 ответов – «5»; 19-16 ответов – «4»; 15-12 ответов – «3».
УЭ 3
Цель: выявить, как шло развитие хозяйства; совершенствовать умение выделять главное.
1. Работа в парах. Пользуясь текстом учебника, подготовьте устные ответы на вопросы:
- Продолжите предложение: «Присваивающее хозяйство – это… »
- Чем характеризовался этап производящего хозяйства?
- Что явилось причиной появления антропогенной среды обитания?
- Что такое территориальное разделение труда и с чем оно связано?
2. Обсудите эти вопросы в классе.
3. Оцените себя. Помните, что вы работаете на доверии.
УЭ 4
Цель: выделить секторы развития хозяйства и выявить степень воздействия на окружающую среду на разных стадиях развития общества.
I. Анализируя текст учебника, выделите секторы экономики и их особенности. Заполните сводную таблицу.
Секторы хозяйства | Первичный сектор | Вторичный | Третичный |
Стадии развития хозяйства | Аграрная стадия | Индустриальная | Постиндустриальная |
Воздействие на окружающую среду | Площадное воздействие | Интенсивное | Жесткая экологическая политика |
II. Составить конспект, делая краткие записи в тетради.
- Чем характеризуется процесс индустриализации хозяйства?
- Особенности технических революций.
УЭ 5
Резюме (обобщение).
Цель: закрепить знания по теме «Что такое хозяйство (экономика страны)»
I. Правильны ли утверждения? (отвечать «да» или «нет»)
- Совокупность всех отраслей составляет хозяйство.
- Ремесло – это машинное производство промышленных изделий.
- Индустриализация хозяйства ведет к притоку работников из промышленности в сельское хозяйство.
- Основным предназначением хозяйства является обеспечение средств существования для человека.
- Возникновение производящего хозяйства привело к появлению торговли.
- Отрасль сферы услуг относиться к третичному сектору.
- Для аграрного общества характерно интенсивное воздействие на окружающую среду.
- Экологическая политика предполагает закрытие грязных производств, внедрение малоотходных технологий и т.д.
- Большинство стран Западной Европы вступили в постиндустриальную эпоху развития общества.
- Россия находиться на аграрной стадии развития общества.
II. Проверьте правильность ответов в приложении IV.
Критерии оценок: «5» – нет ошибок; «4» – 1-2 ошибки; «3» – 3 и более ошибок; «2» – более 5 ошибок.
УЭ 6
Цель: получить домашнее задание и подвести итоги.
- Прочитайте еще раз цели сегодняшнего урока. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?
- Оцените свою работу на уроке. Оценку внесите в экран оценивания достижений.
- Выберите домашнее задание:
А. Подготовить доклад о русском экономисте Н.Д. Кондратьеве
Б. Задание 1 на стр. 107 в тетради
В. Составить опорные вопросы по реме «Хозяйство страны»
Г. Составить кроссворд, чайнворд по пройденной теме.