Модуль № 0. Что такое хозяйство (экономика страны)

Разделы: География


Тип урока: изучение новой темы.

Тип педагогической технологии: модульная.

Модуль 0 . Что такое хозяйство (экономика страны)

УЭ 0 (учебный элемент)

Триединая дидактическая цель: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны:

  • Получить общее представление о хозяйстве (экономике) страны;
  • Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации;
  • Воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия, относительно мягкого контроля.

УЭ 1

Цель: Определить ваш исходный уровень знаний по теме «Экономика страны»

Входной контроль.

  1. Разгадайте кроссворд.

  2. Проверьте правильность ваших ответов в приложении I. Оценку внесите в таблицу приложения «Экран достижений»
  3. Оцените себя. Критерий оценок: 9 правильных ответов – «5»; 8 правильных ответов – «4»; 7-6 ответов – «3».

УЭ 2

Цель: выяснить сущность понятий «народное хозяйство страны», «отрасль».

Задание

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 104 и выполните задание. Заполните пропуски в тексте
    Экономика является результатом воздействия производительных сил (…) на предметы труда (…, …) с помощью средств труда (…, …), которые представляют средства производства. Запишите в тетради определение.
  2. Проверьте правильность ответов в приложении II.
  3. Анализируя текст учебника, заполните таблицу. Из нижней строки вставьте в столбцы отрасли хозяйства.
    Народное хозяйство
    Производственная сфера ( ) Непроизводственная сфера (нематериальная)
    1. Отрасли, создающие материальные блага:
      а.
      б.
      в.
    2. Отрасли, доставляющие материальные блага потребителю по обслуживанию материального производства:
      а.
      б.
    3. Отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения:
      а.
      б.
      в.
    1. Отрасли услуг:
      а.
      б.
      в.
      г.
    2. Отрасли социального обслуживания:
      а.
      б.
      в.
      г.
      д.
      е.
    3. Отрасли управления и обороны:
      а.
      б.
      в.
      г.
    Отрасли хозяйства: торговля, транспорт, промышленность, общепит, связь, строительство, материально-техническое снабжение, сельское хозяйство. Отрасли хозяйства: культура, ЖКХ, Президент, транспорт, просвещение, Дума, связь по обслуживанию населения, Вооруженные силы, наука, Вооруженные силы, искусство, здравоохранение, административные аппараты, спорт, бытовое обслуживание.
  4. Проверьте правильность ваших ответов в приложении III.
  5. Оцените себя. Критерии оценок: 22-20 ответов – «5»; 19-16 ответов – «4»; 15-12 ответов – «3».

УЭ 3

Цель: выявить, как шло развитие хозяйства; совершенствовать умение выделять главное.

1. Работа в парах. Пользуясь текстом учебника, подготовьте устные ответы на вопросы:

  1. Продолжите предложение: «Присваивающее хозяйство – это… »
  2. Чем характеризовался этап производящего хозяйства?
  3. Что явилось причиной появления антропогенной среды обитания?
  4. Что такое территориальное разделение труда и с чем оно связано?

2. Обсудите эти вопросы в классе.

3. Оцените себя. Помните, что вы работаете на доверии.

УЭ 4

Цель: выделить секторы развития хозяйства и выявить степень воздействия на окружающую среду на разных стадиях развития общества.

I. Анализируя текст учебника, выделите секторы экономики и их особенности. Заполните сводную таблицу.

 Секторы хозяйства Первичный сектор Вторичный Третичный
       
Стадии развития хозяйства Аграрная стадия Индустриальная Постиндустриальная
      
 Воздействие на окружающую среду Площадное воздействие Интенсивное Жесткая экологическая политика
      

II. Составить конспект, делая краткие записи в тетради.

  • Чем характеризуется процесс индустриализации хозяйства?
  • Особенности технических революций.

УЭ 5

Резюме (обобщение).

Цель: закрепить знания по теме «Что такое хозяйство (экономика страны)»

I. Правильны ли утверждения? (отвечать «да» или «нет»)

  1. Совокупность всех отраслей составляет хозяйство.
  2. Ремесло – это машинное производство промышленных изделий.
  3. Индустриализация хозяйства ведет к притоку работников из промышленности в сельское хозяйство.
  4. Основным предназначением хозяйства является обеспечение средств существования для человека.
  5. Возникновение производящего хозяйства привело к появлению торговли.
  6. Отрасль сферы услуг относиться к третичному сектору.
  7. Для аграрного общества характерно интенсивное воздействие на окружающую среду.
  8. Экологическая политика предполагает закрытие грязных производств, внедрение малоотходных технологий и т.д.
  9. Большинство стран Западной Европы вступили в постиндустриальную эпоху развития общества.
  10. Россия находиться на аграрной стадии развития общества.

II. Проверьте правильность ответов в приложении IV.

Критерии оценок: «5» – нет ошибок; «4» – 1-2 ошибки; «3» – 3 и более ошибок; «2» – более 5 ошибок.

УЭ 6

Цель: получить домашнее задание и подвести итоги.

  1. Прочитайте еще раз цели сегодняшнего урока. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?
  2.  Оцените свою работу на уроке. Оценку внесите в экран оценивания достижений.
  3. Выберите домашнее задание:
    А. Подготовить доклад о русском экономисте Н.Д. Кондратьеве
    Б. Задание 1 на стр. 107 в тетради
    В. Составить опорные вопросы по реме «Хозяйство страны»
    Г. Составить кроссворд, чайнворд по пройденной теме.

Приложение