Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Собака в нашем доме"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Учебные:

  1. Систематизировать и обобщить знания детей о домашних животных, дополнить знания детей новыми научными сведениями о породах собак, о классификации пород собак по внешним признакам.
  2. Познакомить ребят с профессией человека, связанной с правильным содержанием и воспитанием служебных собак - кинологом.

Развивающая: Развивать логическое мышление, память и речь учащихся.

Воспитывающие:

  1. Учить учащихся заботливо и добросовестно относиться к содержанию домашних животных.
  2. Прививать детям чувство ответственности за тех, кого мы приручили, чувство любви и уважения к «братьям нашим меньшим».

Оборудование: магнитофон, компьютер, медиа приставка; фонограмма песни «Не дразните собак…»; презентация «Восьмое чудо света»; иллюстрации с домашними и дикими животными; раздаточный материал с изображением разных групп пород собак; атлас-определитель «От земли до неба» автор А.А. Плешаков; толковый и орфографический словари, карточки с названием групп пород собак (служебные, дворовые, охотничьи, декоративные), карточки с названием человеческих качеств (доброта, жестокость, забота, внимательность, трудолюбие, любовь, чуткость, лень), двухсторонние карточки для работы в группах (с одной стороны цвет карточек соответственно цветам карточек учащихся, с обратной стороны название группы пород собак, к определению которой учащиеся должны прийти в результате совместной работы).

Ход урока

1. Мобилизирующая часть урока

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу успехов в познании на уроке новых знаний, умений и навыков! Присаживайтесь.

- О чём же сегодня пойдет речь на уроке? Я думаю, вы сами сможете определить тему сегодняшнего урока, прослушав отрывок из хорошо знакомой вам песни.

(Фонограмма 1 куплета песни «Не дразните собак…»)

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек!
И тогда соловьи песнями разбудят,
А царапать и кусать
Вас никто не будет…

- Так, кто же может назвать тему сегодняшнего урока?

- Правильно, сегодня вновь мы будем говорить о «братьях наших меньших», о животных.

- А как вы думаете, с какой целью мы поведём сегодня разговор о животных?

- Молодцы! Конечно же, главная цель нашего урока узнать о животных новые сведения, а скажите, почему это для нас так важно?

- И здесь вы оказались правы: познавать мир животных необходимо, прежде всего, с той целью, чтобы стать для животных настоящим заботливым другом. И, если вы будете внимательными и активными участниками сегодняшнего урока, то в конце урока мы обязательно придём к нашей цели!

Сегодня на уроке присутствуют ваши мамы и папы. Они пришли помочь нам достичь поставленной нами цели урока.

Итак, доброго всем пути в Страну Знаний о большом и прекрасном животном мире!

2. Закрепление опорных знаний детей о домашних и диких животных.

- Рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации животных, расположенные на доске. Каким, одним словом можно объединить данные картинки? (Животные, звери.)

- На какие две группы по среде обитания принято делить животных?

(Дикие и домашние животные. Вывешиваются карточки «Домашние животные», «Дикие животные»)

- Кто сможет пойти к доске и произвести разделение иллюстраций на эти две группы?

- Перечислите тех животных, которых вы отнесли к группе «Дикие животные». Докажите свой выбор научными обоснованиями.

- А теперь группу животных, которых вы поместили в группу «Домашние животные». Чем вы руководствовались, осуществляя свой выбор?

- Какую из данных групп принято называть «четвероногими друзьями»? Почему?

- А ещё многие из людей называют животных восьмым «чудом света». Думаю, после знакомства с презентацией с таким же названием, трудно будет не согласиться с этими людьми.

Просмотр презентации «Восьмое чудо света». Во время просмотра детьми презентации с доски убирается группа карточек с изображением диких животных. <Приложение1>

- Каким домашним животным была посвящена презентация? (После ответов детей из группы «Домашние животные» на доске остаются карточки с изображением кошки и собаки).

- А знаете ли вы, как Кошка и Собака были приручены человеком?

- Сейчас мы с вами отдохнём, а затем я прочитаю вам отрывок из сказки английского писателя Редьярда Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе», который поможет вам ответить на мой вопрос, о том, как человек приручил Собаку, а вот о том, как пришла в дом Человека Кошка, мы прочитаем с вами на следующем уроке, который будет посвящен этим милым домашним питомцам (На доске остаётся карточка с изображением Собаки).

Физминутка (Из книги «Мир вокруг нас. 1 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова»)

Тили-бом! Тили-бом! (Руки перед собой, перекрёстные хлопки в паре)
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом,
Идёт дым столбом (Руки подняты вверх).
Бежит курочка с ведром (Имитация движений)
Заливать Кошкин дом,
А лошадка с фонарём,
А собачка с помелом…
Раз! Раз! (Хлопки, прыжки)
Раз! Раз!
И огонь погас!

- А теперь слушайте внимательно.

(Зачитывание отрывка из сказки Редьярда Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»)

«…- Слушай, мой милый мальчик, слушай, внимай, разумей, потому что это случилось, потому что это произошло, потому что это было ещё в ту далёкую пору, когда Ручные Животные были Животными Дикими.

Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая – и все они были дикие-предикие и дико блуждали по Мокрым и Диким Лесам.

Но самая дикая была Дикая Кошка – она бродила, где вздумается и гуляла сама по себе.

Человек, конечно, был тоже дикий, страшно дикий, ужасно дикий. И никогда бы ему не сделаться ручным, если бы не Женщина. Это она объявила ему – при первой же встрече, - что ей не нравится его дикая жизнь. Она живо сыскала ему для жилья уютную, сухую Пещеру, потому что спать в Пещере было куда лучше, чем валяться под открытым небом на куче сырой листвы. Она посыпала пол чистым песочком и развела в глубине Пещеры отличный костёр…

… И собрались в Мокром Диком Лесу все Дикие Звери; сбились в одно стадо и, глядя на свет огня, не знали, что это такое.

Но вот топнул дикой ногой Дикий Конь и дико сказал:

- О, Друзья мои! О, мои Недруги! Чует сердце моё: не к добру засветили Мужчина и Женщина в большой Пещере большой огонь. Нет, это не к добру!

Дикий Пёс задрал дикий нос, понюхал, как пахнет баранье жаркое и дико сказал:

- Пойду, погляжу, а потом расскажу. Мне кажется, что там не так уж плохо. Кошка, пойдём со мною!

- Ну, нет, - отвечала Кошка. – Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе.

- Ну, тогда я тебе не товарищ, - сказал Дикий Пёс и побежал к Пещере во весь дух.

Но не пробежал он и десяти шагов, а Кошка уже подумала; «Я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе. Почему бы мне не пойти туда и не посмотреть, как и что? Ведь я пойду по своей собственной воле». И она тихонько побежала за Псом, ступая мягко–премягко, и забралась такое местечко, откуда

ей было слышно решительно всё.

Когда Дикий Пёс подошёл к Пещере, он диким носом приподнял лошадиную шкуру и стал упиваться прекрасным запахом бараньего жаркого, а Женщина, колдовавшая костью, услышала шорох и сказала, смеясь:

- Вот уже, пришёл первый. Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, чего тебе надобно здесь?

И ответил Дикий Пёс:

- Скажи мне, о, Враг мой, Жена Врага моего, что это пахнет так нежно среди этих Диких Лесов?

И нагнулась Женщина, и подняла с полу кость, и бросила Дикому Псу, и сказала:

- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, отведай, погрызи эту кость.

Взял дикий пёс эту кость в свои дикие зубы, и она оказалась вкуснее всего, что он грыз до той поры, и он обратился к Женщине с такими словами:

- Послушай, о, Враг мой, Жена моего Врага, брось мне скорее другую такую же кость. И отвечала ему Женщина:

- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, поди, помоги моему Мужчине ходить за добычей, стеречь эту Пещеру по ночам, и я дам тебе столько костей, сколько тебе будет нужно.

- Ах,- сказала Кошка, - слушая их разговор, - Это очень умная Женщина, хотя, конечно, не умнее меня.

Дикий Пёс забрался в Пещеру, положил голову Женщине на колени и сказал:

- О, мой Друг, Жена моего Друга, хорошо. Я готов помогать твоему Мужчине охотиться, я буду стеречь по ночам вашу Пещеру.

- Ах, - сказала Кошка, слушая их разговор, - что за глупец этот Пёс!

И она пошла прочь, пробираясь по Дикому Лесу и дико помахивая своим диким хвостом. Но обо всё, что видела, никому не сказала ни слова.

Проснувшись, Мужчина спросил:

- Что здесь делает Дикий Пёс?

И ответила Женщина:

- Его имя уже не Дикий Пёс, а Первый Друг, и он будет нам другом на веки веков. Как пойдёшь на охоту, возьми его с собой…

- Что же привело Собаку в дом Человека?

- На каких условиях договора они решили жить вместе?

- Было ли это всё правдой или это вымысел автора сказки так и останется для нас тайной. А вот учёные считают, что предком домашней собаки был волк. Рассмотрите иллюстрацию волка на странице 74 вашего учебника и постарайтесь по внешним признакам волка предположить верность догадки учёных. (Ответы детей содержат перечисление сходств внешних признаков собаки и волка).

- Что изображено на странице учебника рядом с иллюстрацией волка? Как вы думаете, почему древний человек изобразил рядом с собой собаку?

-Вы правы, собака стала для нас, людей, большим и верным другом, но чтобы между нами возникли такие добрые взаимоотношения, человек должен очень хорошо изучить своего четвероногого друга.

Физминутка.

- Речь сегодня на уроке идёт о домашних животных, но давайте не будем забывать и о тех, кто радует нас своей красотой в природе.

Ребята поют песню «Раз морозною зимой» и имитируют движения.

  1. Раз морозною зимой вдоль опушки лесной
    Шёл медведь к себе домой в тёплой шубе меховой.
    Шёл он, шёл к своей берлоге по просёлочной дороге
    И, шагая через мост, наступил лисе на хвост!
  2. Подняла лисица крик, зашумел зимний лес.
    И медведь с испугу вмиг на сосну большую влез!
    На сосне весёлый дятел белке домик конопатил
    И промолвил: «Ты, Медведь, должен под ноги смотреть!»
  3. С той поры медведь решил, что зимой нужно спать,
    По тропинкам не гулять, на хвосты не наступать.
    Он в берлоге безмятежно спит зимой под крышей снежной
    И доволен неспроста, что родился без хвоста.

3. Формирование новых знаний, умений и навыков учащихся.

- Что уже вам известно о домашних животных – собаках?

- Да, действительно, существует много разных групп пород собак.

- Именно группам пород собак и будет посвящен следующий этап нашего урока.

Я прошу взять в руки иллюстративный материал, лежащий рядом с вами на парте. Сейчас вы начнёте работу в группах, и в этой работе вам помогут родители. Ваши карточки определённого цвета и таких же цветов карточки на столах, за которыми ждут вас ваши мамы и папы. Пожалуйста, займите место рядом с ними за столом, соответствующим цвету вашей карточки.

Вместе с родителями вы найдете изображение вашего подопечного четвероного друга в атласе-определителе «От земли до неба». Родители помогут вам прочитать сведения, содержащиеся в атласе о вашей собачке. Если значение какого-либо слова вам будет не совсем понятно, вы сможете познакомиться с данным словом в «Толковом словаре», а его правильное произношение вам подскажет «Орфографический словарь». К концу вашей совместной работы вы должны догадаться, почему ваших питомцев объединили в одну группу, и помочь одному из вас дать краткую характеристику вашей группе пород собак. Правильность сделанного вами вывода вы сможете проверить, повернув карточку, стоящую на столе, обратной стороной.

(Работа в группах «Служебные собаки», «Охотничьи собаки», «Дворовые собаки», «Декоративные собаки»).

4. Отчет групп об изученных группах пород собак. Краткая характеристика группы пород. Во время ответов ребят учитель размещает на магнитной доске карточки с названием группы пород собак «Служебные», «Охотничьи», «Дворовые», «Декоративные».

- Это далеко не все группы пород собак, которые существуют.

И вам предстоит самостоятельно познакомиться с другими группами пород собак, а помогут вам в этом, конечно же, наши друзья – книги, а те ребята, у которых дома есть компьютер, могут выполнить это задание вместе с родителями при помощи Интернета.

- Но с одной из названных вами групп пород собак мы имеем возможность познакомиться подробнее. Сегодня на урок к нам пришёл ещё один гость, вернее не один, а два: это человек, который посвятил главное в своей жизни дело изучению собак, их поведению и способностям, а ещё этот человек очень хорошо знает,

как Человеку и Собаке стать настоящими друзьями. Профессия этого человека – кинолог (Вывешивается карточка со словом «кинолог») Сегодня у нас в гостях кинолог пограничной службы (ФИО) со своим другом Мухтаром. Не бойтесь, Мухтар очень умная и воспитанная собака, он будет в наморднике и не причинит вам никакого вреда, а наоборот, покажет вам много интересного, чему научил его наставник.

Выступление кинолога.

Показательное выступление дрессированной собаки.

- Иван Иванович рассказал нам о правилах содержания служебных собак, мы благодарим его за это. А я предлагаю вам на следующий урок рассказать нам о том, как вы содержите своего четвероногого питомца и какие правила ухода вы выполняете. Подготовить выступление вам поможет иллюстрация на странице 75 вашего учебника.

5. Подведение итогов урока. Проверка восприятия изученного материала.

- А теперь пришла пора подвести итоги урока. В начале нашего урока мы ставили перед собою цель узнать о наших четвероногих друзьях новые сведения, которые помогли бы нам подружиться и стать верными друзьями. Сейчас мы с Мухтаром проверим, кто же из вас оказался самым внимательным и познал на уроке много нового и интересного.

- В то время, когда вы знакомили нас с разными группами пород собак, я расположила на доске карточки с названием этих групп, а карточки с иллюстрациями животных я смешала. Давайте вспомним, прочитав карточки, с какими же группами пород собак мы познакомились на уроке. А теперь я предлагаю четверым ребятам выйти к доске и поместить в каждую группу соответствующие карточки с изображением четвероногих друзей.

- Пока ребята выполняют задание у доски, я предлагаю вам вновь обратиться

к учебнику и подумать, к каким группам пород собак принадлежат собачки, изображенные на странице 75. При проверке задания, которое выполняют ваши друзья у доски, мы сможем убедиться в правильности данных вами ответов.

Заслушивание ответов детей. Проверка самостоятельной работы учащихся у доски при помощи сигнальных карточек.

- А сейчас, давайте поиграем! Игра «Холодно» и «Горячо» вам хорошо известна. Я буду называть качества человека, которыми, на мой взгляд, должен обладать человек, который решил стать своей собаке настоящим другом. Так вот, если я называю верное качество, вы хлопаете в ладошки и кричите «Горячо», ну а если качество, произнесённое мною неправильное, вы прячете ладошки за спинку и кричите «Холодно».

6. Итог урока

- Какие новые знания пополнили вашу копилку знаний сегодня?

- Что понравилось, запомнилось?

- Какую работу на уроке вы бы организовали иначе?