Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, самая первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский
Цели урока.
- Познакомить детей с традициями русского народа, связанными с днём Сретенья.
- Продолжить работу над написанием безударных окончаний имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы.
- Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, классифицировать. Учить детей внимательному отношению к родному русскому слову, учить смотреть на слово с разных сторон: орфографической, лексической, словообразовательной. Учить работать со справочной литературой (толковым словарем.)
- Воспитывать любовь к родному русскому языку, к традициям и обычаям русского народа, к своему краю, к русскому устному народному творчеству. Формировать умение общаться, слушать друг друга. воспитывать чувство благодарности товарищу, чувство гордости за свой родной русский народ, воспитывать толерантность.
- Поддерживать учащихся в их творческих начинаниях, пробуждать в них желание творить.
Ход урока.
1. Организационный момент (мотивационный этап).
Учитель: Ребята, улыбнитесь друг другу. Улыбка всегда располагает к приятному общению. Я рада, что в этот зимний денёк мы снова собрались все вместе.
Учитель читает стихотворение:
Мы говорим на русском языке:
Звонком, богатом и сильном.
С раннего детства знаем все мы,
Что это язык России!
Учитель. Понравилось стихотворение?
Дети. Да! Очень!
Учитель. О чём оно?
Дети. О нашем родном русском языке.
Учитель. Хотите знать,кто автор?
Дети. Да.
Учитель. Это стихотворение написал ученик нашего класса Холявко Алёша. Эти аплодисменты тебе, Алексей! Мы рады за тебя.
Дети и учитель аплодируют Алёше.
Учитель. Такое стихотворение мог написать только человек, любящий свою родину - Россию, свой родной русский язык. Чтобы дальнейшее развитие нашей страны было ещё более успешным, ей нужны грамотные люди - вы, молодое поколение нашей страны. Сегодня на уроке мы продолжим работу над грамотностью письма, и вы откроете для себя новые знания. А вот какие, я вам пока не скажу.
2. Этап актуализации знаний.
На доске слова: снежень, вьюговей, лютень, бокогрей, свадебник.
Учитель. Ребята, прочтите эти необыкновенно красивые русские слова. Все эти слова обозначают одно и тоже понятие. Некоторые из них говорят сами за себя. Как вы думаете, что так могли называть в старину на Руси?
Дети. Может быть, это зимние месяцы?
Учитель. Вы почти угадали. Но только всеми этими словами называли один из зимних месяцев. Какой?
Дети. Февраль.
Учитель. Молодцы ребята! Как вы догадались?
Дети. В феврале метут метели и вьюги, поэтому, наверное, он и назывался вьюговей и снежень.
Учитель. Правильно, молодцы. Эти слова говорили сами за себя. А какое из предложенных слов образовано от имени прилагательного?
Дети. Я думаю, это слово лютый. Я слышал такое имя прилагательное, но не знаю его значения. Давайте посмотрим в толковом словаре.
Дети зачитывают определение слова лютый из толкового словаря.
Лютый – злой, свирепый, беспощадный.
Учитель. Почему февраль называли свадебником и бокогреем?
Дети. Свадьбы играли. А бокогреем -потому что в феврале начинало пригревать солнышко.
Учитель. Вы правы. В старину о феврале говорили:
Пришел месяц- бокогрей.
Бок корове обогрел.
И корове, и быку,
И седому старику
Морозу Ивановичу.
Учитель. Внимательно посмотрите на эти слова с орфографической точки зрения. Произнесите их орфографически вслух. Запишите слова под диктовку.(Текст закрывается)Выделите слабые позиции гласных и согласных и знакомые вам орфограммы зеленой пастой.
Проверка.
Учитель. Чем эти слова показались вам интересными с орфографической точки зрения?
Дети: Слова бокогрей и вьюговей одинаково построены - путем сложения двух основ. И соединительная гласная у них одинаковая -о. В словах снежень, лютень, свадебник одинаковая орфограмма- безударный гласный в суффиксе. К этой орфограмме не нужно подбирать проверочного слова. Суффиксы мы запоминаем, а не проверяем. А в слове бокогрей безударную гласную в корне можно было проверить - бок.
3.Работа над темой урока.
Учитель. На дворе февраль - последний месяц зимы. Народ устал от долгих зимних дней, ждет возрождения природы, начала земледельческих работ. Есть в феврале один день, который с давних времен считали первой встречей весны. Это 15 февраля - Сретенье. Посмотрите на экран.
Здоровьесберегающая пауза.
Учитель. Хотите узнать, какие хороводы водили ребятишки вместе со врослыми в этот день? Вставайте в хоровод! В хоровод мы приглашаем и всех мам и пап, присутствующих на уроке.(Хоровод проводит мама Алены Алексеевой Наталья Васильевна, экскурсовод-интерпретатор Музея деревянного зодчества «Витославлицы».)
Грачи-кулики!
Из-за моря летите,
Весну-красну несите!
По полям, лесам
Зима разгулялась,
Холод-стужу напустила,
Ручки-ножки познобила.
Белый снег натрясла,
Все тепло унесла.
Учитель. Я хочу поделиться с вами, ребята, еще одной своей находкой, при подготовке к сегодняшнему уроку. Посмотрите на слова русской народной песни, которую пели на народных гуляниях, посвященных Сретенью, ваши бабушки и прабабушки (последний слайд) Найдите и зачитайте те части речи, о которых говорится в загадке.
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие.
Какое? какая? какой? какие?
Дети. Это имя прилагательное.
Учитель. Сейчас вы, ребята, сами сможете более точно сформулировать тему сегодняшнего урока русского языка, если определите, чем похожи все имена прилагательные в этой песне.
Дети. Здесь все имена прилагательные женского рода с твёрдым согласным на конце основы.
Наверное, сегодня мы будем говорить об этих именах прилагательных.
Учитель. Вы правы!. Сегодня вы продолжите упражняться в склонении имён прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. Что, вы об том знаете?
Дети. На прошлом уроке мы говорили о том, как подбирать окончания к этим именам прилагательным. Нужно задавать вопрос от имени существительного, с которым оно связано.Окончание прилагательного будет такое же, как у вопроса.
Работа в группах.
Каждая группа получает памятку.
Ребята!
Работайте по плану.
- Какие особенности окончаний прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы вы знаете?
- Как проверить эту орфограмму?
- Вставьте безударные падежные окончания имён прилагательных в следующие предложения. Определите и подпишите падеж имени прилагательного.
Если на Сретенье снежок - то весна будет мокр...
Снег метёт через дорогу, будет протяжн... весна, а коли не метет, то быстр...
Оттепель на Сретенье - предвестник худой и грязн... весны.
После сретенских морозов не советуют выезжать в долг... дорогу на санях - зима скоро кончится
Желаю успеха!
Проверка работы в группах.
Здоровьесберегающая пауза. Релаксация.
Учитель. Сядьте удобно. Закройте глаза. Послушайте пьесу Петра Ильича Чайковского»Февраль» из цикла «Времена года»,попробуйте представить картины зимней природы.
Самостоятельная работа. Сейчас вы будете работать в тетради своего друга – одноклассника. Помните, что на вас лежит большая ответственность . Подарите своему другу несколько строчек красивого и грамотного письма.
Дети записывают под диктовку учителя: о маленькой проталинке, с длинной сосульки, к трепетной березке, в русской песне, в лазурной дали, к долгожданной весне.
Учитель. Поднимите руки, кто хотел бы поблагодарить своего друга за письмо в вашей тетради ?
Учитель. А теперь послушайте песню-закличку, которую исполнит для вас ваша одноклассница Алёна Алексеева.
Как вы думаете, в какой период года могли петь такую закличку?
Девочка в русском национальном костюме исполняет песню.
Весна - красна,
Красное летице.
Летице теплое,
Зима холодная.
Ой, лёли-лёли.
Зима холодная.Лето теплое,
Зароди жито густое,
Жито густое
Колосистое.
Ой, лёли-лёли.
Колосистое.
Дети. Алёна! Ты очень красиво пела.Спасибо! Мне кажется, что эту песню могли петь в конце зимы, когда скучали о лете и зазывали его.
Учитель. Правильно ребята! Алёна сделала вам приятное, а теперь и вы сделайте ей приятное: расскажите об Алёне одними именами прилагательными.
Дети. Талантливая! Умная! Способная! Добрая!
Творческая работа.
Учитель. А кто и вас скучает по весне? Вспомните, какие запахи и звуки весны вы почувствовали на экскурсии. Может быть, картины Б.Кустодиева, которые вы увидели сегодня на уроке, пробудили в вас какие-то чувства? Думаю, что великолепная музыка П.Чайковского, русская народная песня, исполненная вашей одноклассницей, тоже не оставили вас равнодушными. Попробуйте выразить свои чувства и впечатления в сочинении - миниатюре "Почему я жду весну".В этом сочинении вы должны обязательно использовать имена прилагательные женского рода с твердым согласным на конце основы.
Проверка. Дети зачитывают сочинения.
4. Домашнее задание по выбору.
Нарисовать рисунок, написать рассказ или стихотворение на тему »Как я представляю встречу Весны и Зимы.»
5. Итог урока.
Учитель. Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
Дети. Я узнал про праздник Сретенье, о том, как его отмечали на Новгородчине, о народных приметах на Сретенье. А я еще узнала, что на Сретенье примечали погоду. Я теперь знаю историю этого праздника. Благодаря этому материалу, мы еще и поупражнялись в написании безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.
Учитель. Вы работали так хорошо, что я весь урок любовалась и гордилась вами. Желаю вам, мои дорогие ученики, успехов в изучении всего того, что прячется за словами: русский язык, русский народ, русская культура! Всем спасибо за урок!
Список литературы.
- Александрова Л. А. «Народный календарь.»-М. :Белый город,2003.
- Вьется, вьется хоровод: Русские народные заклички и др..-М.:Детская литература,1983.
- Даль В.И. Месяцеслов.-С-Пб.:Лениздат,1992.
- Я познаю мир: Праздники народов мира.-М.:Астрель,2001.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник,1997.