Слуховой ряд:
- беседа учителя в форме диалога с учениками с опорой на знания, полученные на предыдущих занятиях;
- музыкальное сопровождение практической работы (русская народная музыка), рекомендации учителя по выполнению практического задания.
Зрительный ряд:
- выставка павлово-посадских платков, предметы декоративно-прикладного искусства;
- примеры выполнения угловых композиций платков, детские работы, таблица с примерными элементами растительных и геометрических мотивов русского орнамента;
- раздаточный материал.
Ход урока
Вступительная беседа.
Огромный путь проделал платок от простого куска материи, спасающего человека от пыли или влаги, от зноя или стужи, до важного элемента национального костюма. Каких только платков не бывает на свете: арабские с замысловатыми геометрическими узорами, пестрые цыганские, яркие восточные, шелковые, шитые золотом и простенькие ситцевые - все они заняли прочное место, как часть женского, а иногда и мужского костюма у представителей разных народов нашей планеты.
Совсем недавно мы работали с вами над эскизом русского народного костюма и говорили о том, каким важным элементом женского костюма являлся платок. В старину ни одна замужняя женщина не позволяла себе выйти на люди с непокрытой головой. Плат, или платок, - от самого дорого, шитого золотом, до самого дешевого холщевого, - был символом женской чести. Именно с тех пор в русский язык вошло слово "опростоволоситься" как синоним слову "опозориться". Но разве только поэтому! Платок был самым желанным подарком. Он был символом и достатка, и любви. Его дарили в знак признания парни своим любимым, вместо кольца на помолвку и на свадьбу, мужья женам с рождением каждого ребенка. Чем больше красавица была любима, тем большим количеством платков она могла похвастаться перед подругами. Недаром еще и сейчас в поморских деревнях, наряжаясь в национальный костюм, женщины надевают не один платок, а по три.
В разных губерниях России носили разные платки: на севере - в архангельской и вологодской губерниях - гладкокрашеные, шелковые, с бахромой; в средней России и на юге - хлопчатобумажные и кашемировые с ярким цветочным орнаментом. Но дорогие тканые шали, стоившие подчас от двадцати и более тысяч за штуку, были недоступны для основных жителей России: крестьянок и простых горожанок.
И лишь в начале 19 века, с приходом на рынок кашемировых шалей с набивным рисунком, павловский платок стал частью народного костюма.
Павлов-Посад - старинный городок выросший из села. Кустарный промысел кормил его жителей исстари. Связанный с Москвой Владимирским трактом, Павлов-Посад постоянно отправлял в столицу изделия своего промысла, а оттуда платки развозили по многим городам и селениям России. С тех давних пор павлово-посадский платок занял прочное место в гардеробе не одной русской красавицы.
Каждый платок, выполненный мастером, имеет имя. И каждое название говорит само за себя: "Княжеский", "Царевна", "Сказка", "Отрада", "Журавушка", Чародейка", "Маков цвет" и т.д.
На "землях" Павловских платков
Букеты сказочных цветов.
Здесь розы пышно расцветают,
Их красота не увядает,
Они цветут зимой и летом
Художник, видно, был поэтом,
Он в них воспел красу природы.
И что им быстротечность моды.
(Сухорукова Е Б.)
"Землей" мастера называют цветной фон платка. Она может быть не только черной, но и красной, кремовой, зеленой и даже белой. И кажется, что яркие цветы расцветают то в саду, то на лужайке в лесу, а то буквально на снегу российских полей.
Композицию и рисунок платка создает художник- текстильщик, все его другие цветовые варианты разрабатывает колорист. Сегодня мы с вами будем художниками-текстильщиками, колористами же станем на следующем занятиями.
Итак, платок имеет форму квадрата. Мы уже не раз с вами обращались к построению орнамента в квадрате. Во 2 классе рисовали и делали аппликацию "Ковер из листьев", в 3 классе рисовали "Платок для мамы". Мы уже знаем, что узор или орнамент в квадрате строится по принципу центральной симметрии.
В. Как вы понимаете, что такое центральная симметрия?
О. Это такой орнамент, когда основной элемент или элементы повторяется или чередуются друг против друга на лучах, исходящих из единого центра.
В. На доске представлены четыре варианта орнамента. Где, по-вашему, присутствует центральная симметрия, а где другой тип построения орнамента и как он называется?
О. На первых трех - орнамент построен по принципу центральной симметрии. В четвертом случае это сетчатый орнамент.
Но, если мы посмотрим внимательнее, мы увидим, что узор на платке все же отличается от композиции коврика или скатерти.
В. Где основной рисунок на ковре?
О. В центре.
В. А на скатерти?
О.Иногда в центре, но чаще краям.
В. А на платке?
О. Основной рисунок на платке располагается по углам, во-первых, потому, что один угол платка всегда хорошо виден (будь платок на голове или на плечах), и рисунок здесь не искажается, когда мы платок складываем; во-вторых, потому, что рисунок платка не должен затмевать лицо человека.
Но ввиду того, что наша сегодняшняя работа по композиции должна быть достаточно сложной, а время урока ограничено, а также потому, что узор, как мы уже сказали, на платке все равно повторится 4 раза, мы ограничимся изображением только одного угла платка.
-Как вы видите на образцах и работах ребят, здесь рисунок тоже имеет симметрию.
В. Как называется этот вид симметрии?
О. Зеркальная симметрия.
В. Полная это симметрия или неполная?
О. На некоторых полная, а на некоторых неполная.
В.Как вы понимаете, что такое неполная симметрия?
О. Это когда изображение слева и справа не полностью совпадают, копируют друг друга.
Формулировка задания урока.
Итак, определим задание:
Мы должны научиться выполнять и суметь выполнить
- композицию в квадрате из цветов и листьев с неполной (или полной) зеркальной симметрией.
- при желании выполнить орнамент в полосе внизу квадрата (кайму платка).
Определим порядок выполнения работы:
- Простейшим способом складывания построим на альбомном листе квадрат, с проходящей через его диагональ осью симметрии.
- Расположим квадрат углом вниз, и снизу по двум сторонам отведем полосы для каймы.
Составим композицию букета.
Оформляем кайму платка, используя на выбор орнамент в полосе (средства изобразительного выражения - повтор, чередование, ритм; мотивы - растительный или геометрический), бахрому или просто цветную полосу.
Рекомендации учителя по практической части работы учащимися. Показ учителем на доске порядка выполнения работы.
Композиционной особенностью букета будет то, что цветы изображаются как бы сверху, т.е. стебли не изображаются, а сами цветы развернуты к нам чашечкой.
Сначала рисуем крупные элементы, затем заполняем пространство более мелкими цветами и обрамляем их листьями и былинками.
Цветы на платке узнаваемы, это садовые или полевые цветы, чаще это розы в окружении цветов пятилепестковой формы (лютиков, незабудок, шиповника).
Элементы орнамента на павлово-посадских платках перекликаются с орнаментами декоративно- прикладного искусства многих российских промыслов: их можно сравнить с цветами и листьями хохломской или пермогорской росписи, похожие розаны, бутоны и розетки мы встретим в гирляндах Городецкой росписи, и безусловно букеты павлово-посадских платков перекликаются с букетами на жостовских живописных подносах.
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к прорисовке букета, я хочу предостеречь вас от некоторых ошибок.
- Не старайтесь выполнить цветы как можно более сложной формы. Это отнимет у вас время и затруднит последующую работу в цвете.
- В декоративном рисовании изображение должно быть стилизованным и условным, т.е. упрощенным. Цветы не должны выглядеть натуралистично, рисуя, мы подчеркиваем характерные черты и убираем лишние подробности.
- Старайтесь добиться красоты букета за счет гармоничного сочетания отдельных элементов в единую целостную композицию.
- Основной букет можно дополнить так называемыми гирляндами, связующим звеном в которых служат листья или особый элемент, так называемый "огурец".
При работе над рисунком вы можете пользоваться раздаточным материалом или изображением стилизованных цветов на доске, копируя или варьируя их форму, но компонуя их по собственному выбору.
Далее ученики выполняют работу самостоятельно под музыкальный фон, учитель выполняет индивидуальный контроль, консультирует тех, у кого возникли затруднения по ходу работы.
В конце урока возможен просмотр отдельных детских работ, подведение промежуточных итогов.
Дается информация о домашнем задании: ребятам предлагается понаблюдать, где встречаются в повседневной жизни предметы декоративно-прикладного искусства, проанализировать особенности их декора, по желанию сделать зарисовки.
В самом конце урока вниманию ребят предлагается несколько графических изображений мимических масок, характеризующих различное эмоциональное состояние. Ребятам предлагается выбрать маску, соответствующую их настроению, их эмоциональному состоянию после урока.