Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Тема: “Ангарские тропинки”
Цель: расширить и уточнить знания детей о родном городе Ангарске, его архитектуре.
Задачи:
- Обучающая: Уточнить и систематизировать знания детей об истории происхождения и архитектурно- культурных особенностях родного города. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач в процессе проектирования нового здания.
- Развивающая: Развивать познавательную активность детей и интерес к истории родного города. Развивать у детей интеллектуально-творческое мышление, умение планировать свою деятельность, договариваться.
- Воспитывающая: Воспитывать чувство восхищения красотой своего родного города, любовь к родному городу и желание сделать его еще красивее.
- Воспитывать аккуратность в работе, умение прислушиваться друг к Другу, способствовать развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
- Речевая: развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, расширять словарный запас.
Методическое и дидактическое обеспечение: тематические рисунки, индивидуальные альбомы, маршрутная карта, семейные фото, мультимедийный проектор, слайдовая мини-презентация, заготовки архитектурных деталей, магнитофон, записи “шумов ветра”, макет юрты.
Предшествующая работа: чтение художественной, исторической, энциклопедической литературы, заучивание стихотворений, оформление индивидуальных альбомов, рассматривание иллюстраций тематической фотохудожественной выставки, индивидуальное посещение библиотеки по заданию, тематические занятия в библиотеке, поиск информации в Интернете.
Словарная работа: архитектура, юрта, землянка, достопримечательности, архитектор, гимн, герб.
Мотивация: интеграция мотивации общения и личной заинтересован! ости, познание новой информации, создание детского продукта деятельности - новые здания будущего города Ангарска.
Учитывая особенности детей группы по типу латеральности:
Конспект занятия: “Ангарские тропинки” (для детей подготовительной группы)
Гимнастика для глаз: Посмотреть влево - вправо, зажмуриться 5 раз. Посмотрите на наши цветные круги, настройтесь на занятие.
Мозговой штурм:
- как называются граждане, живущие в г. Ангарске? (Ангарчане)
- как называют девочку, родившуюся в Ангарске ? (Ангарчанка)
- как называют любопытных дошколят г. Ангарска? ( Ангарята)
1 .Воспитатель приглашает детей к коллажу Ангарские тропинки:
- По каким тропинкам мы будем сегодня путешествовать? (предполагаемые ответы детей: по Ангарским)
- Как догадались? (предполагаемые ответы детей: по фотографиям, по макету Ангарских ворот, по книгам).
- Воспитатель: Назовите с какими зданиями-достопримечательностями города мы с Вами уже познакомились? (предполагаемые ответы детей: ДК Нефтехимиков, Ангарский шпиль, кинотеатр Родина, музей Победы).
- Какой новый предмет вы увидели в нашем уголке "Ангарские тропинки"?
- Как вы думаете, почему в нашем уголке сегодня лежит лопата?(предположения детей).
- Воспитатель: Когда наш город только начинали строить, то называли его: “Копай-город” . Я предлагаю вам сейчас сесть за столы и послушать Наташу, которая с мамой ходили в библиотеку и узнали об истории возникновения нашего города.
- Ребенок рассказывает: Наш город рожден победой. В мае 1945 г. Когда закончилась война бывшие солдаты приехали в наш край вооружившись лопатами стали посреди тайги рыть землянки-строить новый город.
Долгое время люди жили в таких домах-землянках. (Просмотр мультимедийного проектора). Это землянка. Но наш город строили, как вы думаете много или мало людей? (предполагаемые ответы детей: много).
- Воспитатель: Да строителей было очень много, и для них требовались очень большие землянки. Вот такие:(показывает на проекторе).
А потом построили первые дома в городе, но это были необычные дома, посмотрите, кто знает, как называется такой дом? Да, этот дом называется юртой (вносится макет юрты, рассматривают с детьми особенности этого дома).
- Чем отличается этот дом от землянок, где жили первые строители? (предполагаемые ответы детей: он построен на земле и т.д.) -Чем отличается юрта от обычного дома? (Ответы детей: круглый пол, нет углов и т.д.).
- Итог. Воспитатель: Да, первыми домами в городе Ангарске в то время и были вот такие дома, которые как назывались? (ответы детей: юрты). -Воспитатель благодарит ребенка за исторический материал и предлагает зарисовать юрты в альбомы"Ангарские тропинки"
- Воспитатель: Очень долго строители выбирали имя своему городу и наконец Имя достойное было найдено.
- Какое ? Почему выбрали именно это имя? (предполагаемые ответы: Ангарск)
- Дети: по легенде, где встретились Ангара и Китой, по названию реки.
- Ребенок читает стихотворение "Город мой" И.Новокрешенных. Воспитатель: (показывая на экран). -Ребята, кто знает , что это? (ответы детей: герб нашего города). -Воспитатель:
- Правильно, а кто знает, что изображено на гербе нашего города? (предполагаемые ответы детей: бегущая Ангара)
- Что символизирует рисунок Ангарского герба? (вспомните легенду).
- Дети: бежит, торопится Ангара к своему возлюбленному. Позади нее тайга, под ногами синева воды. А золотистая фигурка девушки сияет молодостью и красотой. По этой известной Вам легенде убежала непослушная дочь Ангара от своего отца Байкала и разбушевались ветры (какие?)-предполагаемые ответы детей: Баргузин, Култук, Сарма.
Физ. Минутка- покажите мальчики силу Баргузина(дуют влево), а девочки - силу Сармы( дуют вправо),и долетели эти сильные ветры и до нашего детского сада, который как называется? (предполагаемые ответы детей: цветик-семицветик). Ой, а лепестки с нашего цветика-семицветика разлетелись. Но не будем огорчаться, а отгадаем загадки о нашем Ангарске и снова все вместе соберем цветик (ребенок снимает красный лепесток и загадывает загадку- вопрос:
- Где мы с папой любовались самой высокой елкой в городе, катались на горках, и слушали гимн Ангарска? (главная площадь, Ангарский шпиль).
- Оранжевый лепесток: в это здание с 6 колоннами и мраморной лестницей мы с мамой и папой ходили на концерт ансамбля " Маргарита" и смотрели сказку " 12 месяцев " театра " Родничок" (предполагаемые. Ответы детей: Д/К Нефтехимиков).
- Желтый лепесток: от этого здания мы с мамой и папой уезжали на поезде в отпуск, и здесь моя мама работает главным кассиром, (предполагаемые ответы детей : железнодорожный вокзал).
- Зеленый лепесток: в этом здании мы с братом смотрели мультфильм "Шрек" и ели блины на празднике проводов зимы( предполагаемые ответы детей :К/Т Родина).
- Фиолетовый лепесток: у этого здания стоят настоящие пушки, самолет и танк(предполагаемые ответы детей: Музей Победы)
- Синий лепесток: это здание-мое самое любимое, здесь я встречаюсь со своими друзьями, веселюсь на праздниках, люблю рисовать и заниматься (предполагаемые ответы детей: Детский сад)
- Голубой лепесток -лепесток мечты. Ребята, а сейчас предлагаю Вам побыть архитекторами. Вы знаете, кто такие архитекторы?
(предполагаемые ответы детей: это люди, которые придумают и нарисуют здание, прежде чем его построят строители).
У нас в городе много разных, нужных и красивых зданий. Но я предлагаю Вам - маленьким архитекторам сейчас объединиться в команды, подумать, договориться со своей командой и спроектировать здание, которого еще нет в нашем городе, но которое вам бы очень хотелось о построить в своем любимом Ангарске . (дети составляют силуэтное изображение здания). По окончании работы дети представляют свое спроектированное здание: что это за здание, где оно будет расположено, его предназначение, его архитектурные особенности.
Воспитатель: молодцы, вы справились с новой для себя профессией архитектора. Пусть ваши дворцы будут украшать наш родной город Ангарск.
Итог:
1) Что вы нового и интересного узнали об Ангарске?
2) Ребята за что, вы любите свой город? (Ответы детей)