Сюжетно-ролевая игра "Библиотека"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • закрепить знания об окружающем мире,
  • строить сюжет игры на основе личного опыта,
  • побуждать детей к активной связно речи,
  • умение развивать сюжет игры, проявляя творческое воображение, художественно-речевую выразительность,
  • упражнять в передаче образа героя через жесты, движения, пантомиму, интонационную выразительность речи,
  • развивать коммуникативные отношения в ходе игры.

Подготовка к занятию:

  • книжный уголок,
  • уголок драматизации,
  • костюмы и иллюстрации к сказкам,
  • выставка детских работ по ИЗО и ручному труду.

Методические приемы:

  • диалоги,
  • распределение ролей,
  • монологи,
  • драматизация,
  • имитации,
  • пантомима,
  • инсценирование,
  • хоровод.

Действующие лица:

  • воспитатель,
  • библиотекари,
  • папа,
  • мама,
  • экскурсоводы,
  • артисты,
  • зрители.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня я предлагаю вам игру “Библиотека”. Представим, что это наша большая семья. Кто есть у нас в семье: папа – ты будешь, мама – пусть ты, а остальные сестры и братья.

Папа: Дорогие жена, дети мои, я шел с работы и вот такую рекламу увидел. В библиотеке открылись новые залы. Сегодня выходной, вы согласны узнать новое? Возьмите свои книги, кто прочитал. Будет возможность новую взять.

Воспитатель: А я буду заведующей библиотекой. Кто работает в библиотеке? А что он должен там делать? Кто желает быть библиотекарем? Какие отделы есть в библиотеке? (Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, музыкальный зал)

1-й библиотекарь: Добро пожаловать в абонемент! Какая дружная семья! У нас новое поступление. Прошу познакомиться. Какие правила нужно помнить при пользовании книгами? Молодцы, что знаете правила. Катя, тебе понравилась эта книга? Никита, а тебе что понравилось? Вы зайдите ко мне еще на обратном пути, а пока я запищу вам книгу. Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)

2-й библиотекарь: Я приглашаю вас в литературную гостиную.

Воспитатель: дети посмотрите, а здесь совсем уже иначе. Мы оказались в гостях у сказки.

2-й библиотекарь: Я рада вас приветствовать в литературной гостиной. Вы любите сказки? Почему сказки называются народные? Почему – авторские? Назовите, каких авторов вы знаете (Бажов, Волков, братья Гримм, Пушкин).

Я предлагаю вам сыграть сценку: “У лукоморья дуб зеленый”. Кто автор этого произведения? Кто будет дуб (три человека – дети встают в круг, спиной друг к другу, у одного в руке цепочка). Кто будет котом – покажи как ходит кот?

2-й библиотекарь: Я буду читать за автора, а вы выполняйте движения…

Сценка:

У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет налево песнь заводит
Направо сказку говорит
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит.
Кто написал эти стихи? (А.С. Пушкин).

2-й библиотекарь или воспитатель: Знаете ли вы эти сказки?

  • В какой сказке царь задумал жениться? (Сказка о Царе Салтане).
  • В какой сказке поп поехал искать работника? (Сказка о попе и его работнике Балде).
  • В какой сказке царевна заблудилась в лесу? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
  • В какой сказке жил царь Дадон? (Сказка о Золотом Петушке).

Я предлагаю вам игру: я зачитаю отрывок, а вы покажите, о чем я говорю (пантомима):

  • Как старик тянет невод из моря.
  • Белка орешки щелкает
  • Петушок, который с высокой спицы стережет царя границы.
  • Глядь, поверх текущих вод Лебедь белая плывет

Удивительные сказки написал А.С.Пушкин – добрые, веселые, нежные. В них можно играть, слушать, рисовать.

Воспитатель: Я предлагаю перейти в следующий зал.

3-й библиотекарь: Добро пожаловать в выставочный зал. Здесь живут картины разных художников. Художники пишут к сказкам и разным книгам иллюстрации, картины. Сегодня выставка картин художника – великого матера кисти В.М. Васнецова. Мне помогут экскурсоводы. Кто желает быть экскурсоводом (три человека).

Рассказы о картинах:

  1. “Аленушка”: картина “Аленушка” подлинное украшение “Третьяковской Галереи”. Мы видим на берегу реки сидит девушка - сиротинка и горькими слезами оплакивает своего братца – Иванушку. Трогателен этот образ бедной страдающей девушки, преследуемой злыми людьми. Слабые детские руки девушки обхватили колени, поникла ее голова, простое лицо, полно боли и тоски. Вся природа грустит и сочувствует бедной девушке. Эта картина образ Аленушки вызывает глубокие чувства, желание помочь девушке.
  2. “Иван Царевич и серый волк” Перед Вами картина Виктора Михайловича Васнецова по русской народной сказке об Иване Царевиче и сером волке. Главный герой Волк – это верный друг и товарищ Ивана Царевича. Обратите внимание на лапы – это сила, мощь, надежность. А глаза, какие глаза!!! Умные, выражают уверенность. Мы видим, что природа тоже помогает, оберегает наших героев от неприятелей. Мастер кисти Виктор Васнецов подтверждает, что добро побеждает зло.
  3. “Богатыри” Одной из самых замечательных и популярных картин Васнецова является большое полотно “Богатыри”. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, оберегающие границы родной земли. Обратите внимание: в образе Ильи Муромца Виктор Васнецов раскрыл силу, могущество, человечность, доброту, отзывчивость русского воина. В образе Добрыни Никитича – воинский долг, гордость, честь. В лице и фигуре Алеши Поповича подчеркнуты мечтательность и лиричность. Пейзаж картины – широкая каменистая степь, подчеркивает героические черты, человеческий характер отважных воинов.

Воспитатель: Вы прослушали рассказы по картинкам В.М. Васнецова. Кого вы себе представили, какой образ перед вами появился? У нас в группе есть свои богатыри.

Звучит музыкальное произведение “Добры Молодцы”.

Выходят три богатыря:

Илья Муромец:

Из того ли то из города из Мурома
Выезжал удаленький
Дородный добрый молодец
Илья Муромец да сын Иванович
Хотел поспеть в стольный Киев-град.
Вод подъехал ко славному Чернигову.
Нагнало тут силушки черным-черно.
Выходили мужики просили воеводою стать.
Ай, да мужички, да вы Чернигов мне укажите
Мне дорожку прямоезжую да в стольный Киев-град.
Говорили мне мужички:
На добром коне никто да не проезживал
Да у той реки, да у Смородины
Сидит Соловей Разбойник во сыром дубу
То свищет по-соловьиному, то кричит злодей по-звериному.
Да и правда конь мой Буравушка да спотыкается
Взял я тугой лук разрывчатый и выбил право око
И спустил Соловья да на сыру землю.
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному.
И повез его по славну чисту полю
В гнездышко повез да в соловьиное.

Добрыня Никитич:

Мне, Добрынюшке, матушка говаривала,
Мне, Никитичу, маменька наказывала:
Что не езди-ка далече в чисто поле,
На тую гору на сорочинскую,
Не топчи-ка младых змеенышей,
И не купайся Добрыня во Пучай-реке.
Но Пучай-река очень свирепая,
А средняя-то струйка как огонь сечет.
Не успел я слово молвить
Как вдруг летит на меня Змеище Горынище
О двенадцати хоботах.
Как ухватил я колпак в целых три пуда
И шибанул во Змею
И отшиб змее 12 да хоботов
Больше Змею не летать
Да на святую Русь.

Алеша Попович:

Из лавного Ростова, красна Города,
Как два ясныя сокола вылетали
Я по имени Алеша Попович – млад.
С другом Екимом Иванычем.
Ездили, гуляли по чистому полю
Ничего не видали: ни птицы, ни зверья.
Только в чистом поле наехали –
Лежать три дороги широкие,
Промеж тех дорог лежит горючь камень,
А на нем написано:
Первая дорога – на Муром
Другая – в Чернигов-град,
Третья – ко городу ко Киеву.
Мы пойдем ко славному граду-Киеву.
Едем-едем, а навстречу нищий странник
Говорит нам: не ходите туда, да не ходите
Злой враг Тугарин, Змея сын, вас поджидает.
Ничего, как-нибудь справимся.
Надел Алеша цветное платье, идет на дубину опирается.
Гей, Странничек, не видел ли ты Алешу Поповича,
Мне бы хотелось его найти, да копьем поколоть,
Да огнем пожечь.
А Алеша шляпу греческую на лицо натянул, закряхтел,
Застонал и отвечает стариковским голосом:
Ох-ох, не гневись Тугарин-Змей, я что-то глох стал…
Наклонился Тугарин, а Алеша
Ловок да увертлив, как хватит его дубинкой меж глаз,
Так Тугарин без памяти на землю упал…
Вот так мы одолели чудище,
А в Киев-граде я повстречал Добрыню и Ильюшеньку
Богатыря Муромца.

Воспитатель: Мы с вами переходим в следующий зал - музыкальный. А как вы догадались? Да потому что мы видим русские народные инструменты. Какие хороводы вы знаете. Давайте исполним ваш любимый хоровод.

Хоровод

Папа: Дети вам понравилось в библиотеке? Здесь мы много нового узнали. Нам пора возвращаться домой. Зайдите в абонемент. Возьмите свои книжки.

Дети продолжают игру.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга. СПб., 1999.

2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М., 2005.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005.

4. Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М., 2008.

5. Соломенникова О. А Радость творчества М., Мозаика–Синтез, 2005.

6. Таллер Л. А. Здравствуй, книга. Минск., 1987.