Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за великий русский народ, памяти к историческому прошлому своего народа, любви к Родине
Оборудование: плакаты, цветы, шары; на стендах выставка рисунков и поделок ребят на тему: «Нам нужен мир»; лучшие детские сочинения на тему «Этот день победы», фотовыставки «Никто не забыт, ничто не забыто», макет Вечного огня, портреты пионеров-героев, аудиозаписи с песнями военных лет.
Ход мероприятия
Ведущий: Далёк от нас тот день, когда над нашей Родиной полетели вражеские самолёты, завыли сирены, загрохотали танки. Страшно себе представить все ужасы войны. Но, чтобы народная трагедия не повторилась вновь, мы, потомки, живущие в мирное время, должны помнить о тех, кто ценой своей жизни сберёг этот мир. Мы должны знать насколько это страшное слово – ВОЙНА.
Ученик:
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты,
И праздники, чья ширь и даль светла…
И, позабытый, вновь встаёт рассвет.
И кто-то в травы падает, сражённый,
И город, артиллерией сожженный,
От дыма черен и от пепла сед.
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намёк, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
Н. Грибачёв
Ведущий: 22 июня 1941 года немецко-фашисткие захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война.
(Показ слайдов: «Начало войны»)
Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года
«… Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких – либо претензий к Совет- скому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих само лётов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнав- шимся врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему кра- ху. То же будет с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.
… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Ученик:
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
А. Твардовский
Ученик: От Черного моря до Белого простирался фронт сорок первого. И дрогнули детские сердца, их позвала тень Мальчиша – Кибальчиша. Мальчиш трубил беззвучно, звал идти походом на чёрные полки оккупантов: «Отцы уже впереди, братья уже в бою, – выходите, мальчиши, на великое сражение, иначе не быть вам свободными – не быть взрослыми».
Ученик:
На границе родимой земли
Вихревые сирены завыли,
Встали мёртвые рядом с живыми
И, обнявшись, в бессмертье ушли.
Р. Рождественский
Ученик:
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войной
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодёжь оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
(На фоне музыки идёт показ слайдов герои-комсомольцы)
Ученик:
И комсомольцы в схватке грозовой
Не пожалели сил своих и жизни.
Матросов, Зоя, Чайка, Кошевой –
Вот имена, святые всей отчизне.
А. Безыменский
(Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»)
Ведущий: Воевали не только взрослые, но и дети. Медаль «За оборону Москвы» получили 20000 пионеров, 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда» .
Слышали ли вы, ребята, о юных борцах за свободу, за мир, о пионерах-героях, о героях-комсомольцах?
Ученик:
Да, это он прикрыл своею грудью
Страну родную в самый трудный час
И, не страшась ни танков, ни орудий,
У стен столицы выполнил приказ.
Ученик:
Да это он шагал до Дня Победы
Под ярким светом пламенных знамён.
И человеку, ставшему легендой,
Приносит наш народ земной поклон!
И. Лашков
Ведущий: В те горестные годы – годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже осознали причастность своей судьбы и судьбы Отечества, осознали себя частицей народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым. Никогда не будут забыты ребята-герои Лёня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Козей и многие другие.
С весны 1942 года в немецком тылу стали появляться партизанские отряды. Их деятельность велась прямо в тылу врага. Фашисты яростно боролись с партизанами, посылали карательные отряды для их истребления, для устрашения мирного населения. Так в белорусской деревне Хатынь 22 марта 1942 года немецкие каратели сожгли и расстреляли 149 человек, в том числе 75 детей. В деревне Борки в сентябре 1942 года они расстреляли 705 человек.
Ведущий: На Брянщине многие знают юного героя из села Касилово. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. (4 ученика читают по очереди «Балладу о Мише Куприне»)
Ученик:
Четвёртые сутки он в погребе тесном,
Где темень и холод, где сырость и плесень,
Четвёртые сутки в одной рубашонке,
Избитый, измученный русский мальчонка.
А там, на свободе, где липа цветёт,
Где пчёл и стрекоз не смолкает работа,
Упорно и молча разведчика ждёт
В боях уцелевший отряд патриотов.
А ты с темнотою
Один на один.
Так что же ты делаешь,
Миша Куприн?
Ученик:
Четвёртые сутки… А выхода нет.
И сил не хватает держаться,
И жалко мальчишке в четырнадцать лет
Вот так вот со всем расставаться.
Вот бы глоточек! Один бы лишь взгляд
На небо, на рощицы дальние!
– Идёмте! Я знаю тропинку в отряд!
Решает разведчик израненный.
С врагами мальчишка
Один на один.
Куда же ведёшь ты их,
Миша Куприн?
Ученик:
Ведёт сквозь орешник и ельник.
Родное, знакомое место, сюда
За клюквой ходили когда-то.
Ходили за клюквой…
Ну, вот и пора!
Прощайте! Держитесь, ребята!
С врагами мальчишка
Один на один.
Так что же задумал ты,
Миша Куприн?
А Мишка стоял – поворот головы,
В глазах промелькнула усмешка:
– Просили в отряд привести?
Вот кусты!
Бегите! Громите! Не мешкайте!
Ученик:
Ликуют фашисты, мол, наша взяла.
И рвутся сквозь частый кустарник.
Но что это? Поле. А там, у села,
Виднеются их же казармы,
В глазах у Мишки
Лазоревый свет…
А было мальчишке
Четырнадцать лет.
Ведущий:
Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь…
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
Ученик четвёртого класса севастопольской школы Валерий Волков погиб, но память о нём живёт (Балладу В. Верховского о юном герое читают два ученика.)
Ученик:
Окутано море тревогой,
Огнём Севастополь объят.
В разрушенной школе над пыльной дорогой
Осталась лишь горстка солдат.
Всё ближе снаряды ложатся,
Осколки секут храбрецов.
– Нас десять! – сказал командир –
– А сражаться
Мы будем, как сотня бойцов.
Ученик:
Герой-пионер был десятым,
Он числился сыном полка,
В минуты затишья читал он солдатам
Из книжки стихи Маршака.
К концу подошла передышка –
Вновь танк громыхнул вдалеке
Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка
Со связкой гранат в кулаке.
В тельняшке своей полосатой
За Родину он воевал,
И метко с размаху метнул он гранаты
Но сам был сражён на повал.
А танк задымил на поляне
Бойцы подползли к храбрецу.
Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,
И кровь всё текла по лицу.
Нас десять! И недругам крышка!
Сказал командир в том бою.
Он «десять» сказал, потому что парнишка
Навечно остался в строю.
Ведущий: Подвиг павших бессмертен, будем помнить о подвиге нашего народа, пока бьются наши сердца.65-летие Победы празднуем мы сегодня. Всё меньше и меньше остаётся тех, кто в 1941-1945 годах был на полях сражения. И мы склоняем головы перед теми, кто остался в живых, кто не дожил до этого мая, кто остался на поле брани.
Минута молчания (звучит композиция «Память»)
1-й.
Слава вам, храбрые, слава, бессмертные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрёт!
2-й.
О Родина! Не раз великой славой
В истории овеян образ твой
И вновь во имя мира, величаво
Свершила ты свой подвиг боевой.
3-й.
Конец войне! Могучею лавиной
И опрокинут и раздавлен враг
Конец войне! Над городом Берлином
Победно реет красный стяг!
А. Шарапов.
Ведущий: День Победы! С каким нетерпением тебя ждали угнетённые народы Европы! Во имя тебя были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания.
Май 1945 года. Разве можно его забыть? Он памятен каждому русскому человеку. Особенно тем, кто встречал великий День Победы далеко от родной земли, в Берлине.
(Песня «День Победы»)
В 1945 году враг был окончательно добит в собственной берлоге.
Ученик:
Помните какой ценой завоёвано счастье,
Помните!
Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!
Какой ценой завоевано счастье!
Помните!
Ученик:
65 лет нашей славной Победе.
Снова майский рассвет. Тишина.
65 лет нашей славной Победе.
65 лет, как убита война!
Ученик:
Какую память о Победе,
Какой сложить о Вас рассказ?
Богатыри, язык мой беден,
Чтобы воспеть, прославить Вас!
Я. Колас.
Ученик:
Пойте, трубы, песнь победную!
Май, шуми на всю страну!
Слава выстрелу последнему,
Завершившему войну!
Ведущий: Сейчас террористы своими низменными поступками, направленными на уничтожение человеческой жизни, хотят запугать народ. И мы говорим твердо: «Нет мировому терроризму! Мы против войны!»
Ученик:
Не спокойно жить на свете,
На земле любой страны,
Если где-то в кабинете
Созревает план войны,
Принимаются решенья:
Как умножить разрушенья
И стереть с лица земли
Все, что люди возвели!
Ученик:
Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы.
Ученик:
Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы
В леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти.
О. Высотская
Ведущий: я хочу обратить ваше внимание на выставку рисунков, которую мы подготовили. Пускай только на ваших детских рисунках будет изображена война.
(Мальчики за столом, в руках у них краски и кисти, перед ними – альбомы, идёт показ слайдов)
Стихотворение Н. Богословского
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и «катюши».
Висят во всю листа длину
Снаряды, толстые, как груши.
Рисуют мальчики войну…
Рисуют мальчики бои.
Что им, по счастью, не знакомы,
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы.
Рисуют мальчики войну…
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну…
Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.
Рисуют мальчики войну…
Ученик:
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!
Р. Рождественский
Все участники исполняют песню «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина)