Богатство русского языка неизмеримо.
Оно просто ошеломляет.
К.Паустовский
Задачи: дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания.
Формирование умений:
- выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
- правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях;
- развивать культуру речи учеников.
Оборудование:
- Детская энциклопедия «Я познаю мир» (Русский язык) авт-сост. В.В. Волина, М. ООО «Фирма», 1998 г.;
- таблицы с вводными слова и вводными предложениями;
- сборник таблиц для изучения русского языка. Т.Я Фролова, Симферополь.- Таврида, 1997 г.;
- индивидуальные карточки с практическими заданиями.
Метод обучения:объяснительно-иллюстративный.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Лингвистическая разминка.
Осложнённый словарный диктант: обозначить склонение у существительных, спряжение у глаголов.
Ветеран, композиция, истинный, композиция, стипендиат, традиция, кандидат, памятник, свидетельство, пьедестал, галерея, преследовать, впечатлить, поражать, воплотить, осуществить, исключить, разместить.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение первых предложений писем, которые вы написали друг другу, родителям, учителю, используя различные обращения (упр. 361).
3. Теоретические вопросы:
а) для чего служат в письмах обращения?
(для выражения того или иного отношения пишущего к адресату). Письмо - это один из разновидностей текста.
Умение правильно строить различные тексты - одно из самых важных условий владения речью.
б) Что такое текст? (повторяем стр. 23 учебника)
(несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически)
По размеру, тематике и строению тексты бывают разные.
Одни тексты содержат описание, другие повествование, третьи рассуждение (предложения, связывающиеся цепной и параллельной связью). Большую роль в связи предложений в тексте играют союзы, частицы, вводные слова.
Сообщение учащегося «Беседа о вводных словах»
«Возмутителями спокойствия» в рассказанном сне были слова, не игравшие роли членов предложения: говорят, возможно, вероятно, бесспорно. Это вводные слова. Они необходимы говорящему для того, чтобы выразить свое отношение к сообщению: степень уверенности (несомненно, конечно, по-видимому), различные чувства (к сожалению, к удивлению, к счастью). Они показывают также порядок следования и способы оформления мыслей (во-первых, во-вторых, итак, следовательно), указывают на источник сообщения (говорят, по-твоему).
В общем, вводные слова в меру своих возможностей помогают предложению, вносят в него дополнительные оттенки, хотя не имеют обычных тесных связей с членами предложения (и сами таковыми не являются).
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старание.
При письме все вводные слова (словосочетания, предложения) выделяются запятыми, а в устной речи характеризуются особой интонацией (отделяются паузами, произносятся быстрее, чем другие слова в предложении).
Вводными словами являются и обращения, для которых в древнерусском языке существовал особый, звательный падеж: Чего тебе надобно, старче? (А. Пушкин). Обращение устанавливает связь между говорящим и тем, к кому он обращается. Вполне понятно, что эту роль особенно охотно играют одушевленные существительные, а среди них имена собственные. В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.
В устной речи обращение выделяется особой (звательной) интонацией. В письменной речи отделяется запятыми.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй.
П. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Для выражения различных эмоциональных и смысловых оттенков речи используются вводные слова и выражения.
Таблица «Как найти в предложении вводные слова»
III. Новая тема.
Выясняем лексическое значение слов вводить, ввести по «Толковому словарю»
- Кого – что. Заставить войти, привести куда-нибудь. Ввести войска в город.
- Кого – что во что. Включить во что-нибудь, сделать действующим. Ввести в бой крупные силы.
Значение приставки в слова вводить – направленность действия внутрь.
Проблемная ситуация.
Почему же некоторые слова называются вводными, для чего же они вводятся.
Запись: в - направленность действия внутрь.
Записать предложения
1. Закат догорает. 2. Солнце быстро садится.
В чём разница? Под заголовком записываем предложения, вводя по указанию учителя соответствующее вводное слово.
- Вам жаль, что закат догорает, Что солнце быстро садится.
- Какое вы введёте слово.
- К сожалению, к несчастью.
- Вы предполагаете, но нетвердо уверены, что закат догорает, что солнце быстро садится. Какие теперь вы введете слова?
- Кажется, вероятно.
Сообщения учащихся:
1. Слова, не являющиеся членами предложения
До сих пор речь шла о членах предложения — главных и второстепенных, однородных и неоднородных... Однако, как это ни странно, в предложении нередко «работают» слова, которые в штат его членов не входят. Это вводные слова, обращения.
К счастью
— К счастью, мы пришли... Не подумайте, что пришли к счастью. Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда наконец пришли, то вздохнули с облегчением: «К счастью, мы пришли...»
Все дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что означающее вводное слово. Может, совсем не в то слово, которое в данном случае надо было сказать...
Может, не то. А может, и то.
Может уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую-то неопределенную вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить.
Главное тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным.
А в предложении оно не то что главный, а даже не второстепенный член. Ввели его — оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.
Выведешь — две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чем, совесть здесь опять же вводное слово, а значит, и без нее можно обойтись, если всего лишь вводное слово.
— К несчастью, нам пора...
Да нет, никто не спешит к несчастью, хотя и к сожалению никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего можно обойтись.
(Ф. Кривин)
2. Грамматический сон Почемучки
«Хотите верьте, хотите нет, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят... необыкновенные артисты: слова — члены предложения (подлежащее с определением и сказуемое с дополнением).
Выстроились чинно, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится.
Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно, вам понравится.
Прочитал, и взяло меня сомнение, что значит — возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают другую возможность — не понравится?
Но тут на сцену выскочило новое слово, растолкало всех, вытеснило слово возможно и заняло его место. Получилось: Это представление, бесспорно, вам понравится.
Извините, друзья, но это мне вовсе не понравилось. Что значит бесспорно"! Ну и самоуверенность у этих артистов!
Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово бесспорно, и оно быстро исчезло, однако возникло снова и встало в начале предложения. Вышло еще хуже: Бесспорно, это представление вам понравится.
Начался шум и на сцене, и в зале. Слово бесспорно перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго сказал что-то своенравному слову бесспорно и вывел его из предложения, а вместо него ввел слово вероятно. Теперь предложение зазвучало так: Это представление, вероятно, вам понравится.
Мне такое предложение пришлось по душе: успех представления артистами предполагается, но не считается бесспорным (чувствуется уважение к зрителям). Уселся я в кресле поудобнее, приготовился смотреть... но, к сожалению, проснулся».
IV. Восприятие учащимися учебного материала.
1. Чтение упр. 362 - сопоставительный анализ предложений.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала § 33 стр. 183-184 (работа с таблицей).
3. Составление развернутого плана параграфа.
Вводные слова и предложения:
- выражают отношение говорящего к сообщению;
- не являются членами предложения;
- могут выражать различную степень уверенности, чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах выражения мыслей;
- выделение интонацией, на письме - выделительными знаками препинания.
4. Значение вводных слов в речи.
Упр. 363. Выразительное чтение.
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова.
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью...»
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз,
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых»,
«во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями,
пока
Не знаю, где была душа.
Ответы на вопросы:
- Какие вводные слова встретились вам в стихотворении А.Кушнера?
- Как автор оценивает роль вводных слов в речи? Почему «от них кружится голова»?
- Как автор определяет значение вводных слов?
- -Выручали ли вас вводные слова?
Комментарий учителя.
Автор стихотворения «Вводные слова» А.Кушнер, определяет значение вводных слов как важное, хотя они и «замедляют речь», мешают суть сберечь». Вводные слова важны, потому что дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Их роль в речи может быть неожиданной - например, слова «к счастью» создают радостный настрой для остальной речи и для общения с собеседником. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чём мы говорим. Вводные слова могут даже выручить человека в сложной ситуации.
V. Работа по стилистике.
- В разговорной, художественной речи широко используются вводные слова, выражающие различные чувства.
- Наблюдение над тем, как Н.Гоголь создаёт комический эффект.
Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно поместить весь двор, с амбарами и строениями.
VI. Закрепление.
Записать предложения:
- Я, естественно, его отругал. Это естественно.
- Вот так, значит, всё и происходит. Что всё это значит?
- Вы, должно быть, ошиблись. Положение должно быть исправлено.
Вывод: одни и те же слова могут употребляться и в качестве вводных (т.е. не членов предложения), и в качестве членов предложения.
VII. Итоги урока.
- Какие слова в предложении называются вводными?
- Какие значения могут иметь вводные слова и вводные предложения?
- Как выделяются вводные слова и предложения в речи и на письме?
VIII. Домашнее задание.
Задание с учётом изучаемой программы.