Цели: воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что ЗОЖ делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем; воспитание в учащихся убеждения в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни; развивать речь учащихся.
Оборудование: высказывания поэтов и писателей о здоровом образе жизни, вопросы для викторины; толковый словарь С.И.Ожегова, Большой энциклопедический словарь; пословицы и поговорки; портреты писателей и поэтов-долгожителей
План урока
1. Организационный момент.
Эпиграфы к уроку:
Поговорка англичан: «Потерял деньги – ничего не потерял, потерял хорошие привычки – многое потерял, потерял здоровье – всё потерял».
А.П.Чехов: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
1. Постановка учебной задачи.
Беседа с учащимися.
Учитель: Какое условие необходимо для того, чтобы человек был жив?
Ученик: Главное условие – здоровье.
Учитель: Что значит быть здоровым?
Ученик: Жить без болезней, вести нормальную физиологическую деятельность организма, быть живым.
Учитель: При встрече люди издревле желали друг другу здоровья : «Здравствуйте! Доброго здоровья!», «Как Ваше драгоценное здоровье?»
Что такое богатство?
Ученик: Богатство – обилие материальных, духовных и других ценностей. Быть богатым – обладание большим имуществом, в том числе и денежным. Богатство – обилие, достаток, довольство. Противоположное этому – нищета, бедность, недостаток. Богатство материальное, духовное, умственное.
2. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся работают со словарями (определяют значение слов «здоровье», «богатство»).
Учитель: Как вы думаете: связаны ли между собой слова «здоровье», «богатство»?
Ученик: Эти слова связаны между собой.
Учитель: В народе есть такая пословица: «Здоровье – бесценное богатство!»
3. Творческое задание.
Написать сочинение-миниатюру, используя слова «здоровья», «богатство» (6-7 предложений).
Озаглавить сочинение.
(проверка написанного).
2. Решение учебной задачи
1. Слово учителя.
–Итак, значит, о чем же мы будем сегодня говорить?
О том, что здоровье является очень нужным, очень важным и большим богатством, которому нет цены.
- Давайте для начала проверим при помощи несложного теста, насколько вы сами чувствуете себя здоровым человеком. Вам нужно ответить на вопросы: «да», «не уверен», «нет».
- Вы редко испытываете состояние беспокойства и нервного напряжения?
- Достаточно ли разнообразно и продуманно ваше питание?
- Соблюдаете ли вы специальную оздоровительную диету?
- Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта и физкультуры?
- Хорошо ли вы чувствуете себя после активных и энергичных физических упражнений?
- Подсчет очков.
2. Творческое задание.
- Вспомнить пословицы и поговорки о здоровье. (устная разминка).
3. Объяснить содержание следующих пословиц:
- Корень богатства – в здоровье.
- Нет здоровья – нет богатства.
- Самое малое счастье мира – роскошь, а самое большое – здоровье.
- Здоровье – бриллиант, который легко потерять.
- Здоровый человек и камни рукой расколет (записать пословицы в тетради).
4. Задание (Обсудить и записать в тетрадях).
Учитель: Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым?
Ученики: Санитарно-гигиенические требования: всегда и везде соблюдать чистоту, утром и вечером чистить зубы, следить за кожей, волосами. Одеваться по сезону. Не употреблять спиртные напитки, не курить. Заниматься спортом.
5. Игра-викторина.
- Кому из писателей принадлежат эти строки:
«Ест Федька с водкой редьку,
Ест водка с редькой Федьку»?
а) Крылов
б) Некрасов - Герой какой повести Л.Толстого так рассказывает о последствиях своего первого опыта курения: «Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю».
а) «Детство»
б) «Отрочество»
в) «Юность» - В каком произведении М. Твена описан еще один опят «приобщения» ребенка к табачному зелью: «…курильщики стали сплевывать что-то уж очень часто. За щеками у них образовались как будто фонтаны, под языком сущее наводнение, только успевай откачивать; заливало даже горло, несмотря на все старания, и все время подкатывала тошнота. Оба мальчика побледнели, и вид у них был самый жалкий. Трубка выпала из ослабевших пальцев Джо Паркера. То же самое случилось и с Томом!» ( «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»).
6. Беседа по вопросам.
Учитель: Кого среди ваших родственников можно назвать долгожителями? В чем их секрет? Благодаря чему они прожили (живут) так долго?
- Кого из писателей-долгожителей вы знаете? (Л.Толстой, Дм. Лихачев, С.Михалков)
Рассказы учащихся (краткие биографические сведения). Учащиеся записывают в тетрадях.
7. Актуализация знаний.
Учитель: Назовите основные причины (условия) удлинения жизни человека?
Ученик: Жить по режиму, по распорядку. Питание по режиму. Умелое чередование работы и отдыха.
Учитель: Каковы причины, укорачивающие жизнь?
Ученик: Злоупотребление спиртными напитками, курение, употребление наркотиков. Безрежимное, неупорядоченное питание, нарушение режима отдыха.
3. Итог урока
1. Слово учителя.
- Здоровье- это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой, поддерживайте и сохраняйте свое здоровье.
2. Домашнее задание.
- Составить словарный диктант из 10 слов на тему «Здоровье».