Урок развития речи "Здоровье — бесценное богатство"

Разделы: Русский язык


Цели: воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что ЗОЖ делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем; воспитание в учащихся убеждения в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни; развивать речь учащихся.

Оборудование: высказывания поэтов и писателей о здоровом образе жизни, вопросы для викторины; толковый словарь С.И.Ожегова, Большой энциклопедический словарь; пословицы и поговорки; портреты писателей и поэтов-долгожителей

План урока

1. Организационный момент.

Эпиграфы к уроку:

Поговорка англичан: «Потерял деньги – ничего не потерял, потерял хорошие привычки – многое потерял, потерял здоровье – всё потерял».

А.П.Чехов: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».

1. Постановка учебной задачи.

Беседа с учащимися.

Учитель: Какое условие необходимо для того, чтобы человек был жив?

Ученик: Главное условие – здоровье.

Учитель: Что значит быть здоровым?

Ученик: Жить без болезней, вести нормальную физиологическую деятельность организма, быть живым.

Учитель: При встрече люди издревле желали друг другу здоровья : «Здравствуйте! Доброго здоровья!», «Как Ваше драгоценное здоровье?»

Что такое богатство?

Ученик: Богатство – обилие материальных, духовных и других ценностей. Быть богатым – обладание большим имуществом, в том числе и денежным. Богатство – обилие, достаток, довольство. Противоположное этому – нищета, бедность, недостаток. Богатство материальное, духовное, умственное.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают со словарями (определяют значение слов «здоровье», «богатство»).

Учитель: Как вы думаете: связаны ли между собой слова «здоровье», «богатство»?

Ученик: Эти слова связаны между собой.

Учитель: В народе есть такая пословица: «Здоровье – бесценное богатство!»

3. Творческое задание.

Написать сочинение-миниатюру, используя слова «здоровья», «богатство» (6-7 предложений).

Озаглавить сочинение.

(проверка написанного).

2. Решение учебной задачи

1. Слово учителя.

–Итак, значит, о чем же мы будем сегодня говорить?

О том, что здоровье является очень нужным, очень важным и большим богатством, которому нет цены.

- Давайте для начала проверим при помощи несложного теста, насколько вы сами чувствуете себя здоровым человеком. Вам нужно ответить на вопросы: «да», «не уверен», «нет».

  1. Вы редко испытываете состояние беспокойства и нервного напряжения?
  2. Достаточно ли разнообразно и продуманно ваше питание?
  3. Соблюдаете ли вы специальную оздоровительную диету?
  4. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта и физкультуры?
  5. Хорошо ли вы чувствуете себя после активных и энергичных физических упражнений?

- Подсчет очков.

2. Творческое задание.

- Вспомнить пословицы и поговорки о здоровье. (устная разминка).

3. Объяснить содержание следующих пословиц:

  • Корень богатства – в здоровье.
  • Нет здоровья – нет богатства.
  • Самое малое счастье мира – роскошь, а самое большое – здоровье.
  • Здоровье – бриллиант, который легко потерять.
  • Здоровый человек и камни рукой расколет (записать пословицы в тетради).

4. Задание (Обсудить и записать в тетрадях).

Учитель: Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым?

Ученики: Санитарно-гигиенические требования: всегда и везде соблюдать чистоту, утром и вечером чистить зубы, следить за кожей, волосами. Одеваться по сезону. Не употреблять спиртные напитки, не курить. Заниматься спортом.

5. Игра-викторина.

  1. Кому из писателей принадлежат эти строки:
    «Ест Федька с водкой редьку,
    Ест водка с редькой Федьку»?
    а) Крылов
    б) Некрасов
  2. Герой какой повести Л.Толстого так рассказывает о последствиях своего первого опыта курения: «Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю».
    а) «Детство»
    б) «Отрочество»
    в) «Юность»
  3. В каком произведении М. Твена описан еще один опят «приобщения» ребенка к табачному зелью: «…курильщики стали сплевывать что-то уж очень часто. За щеками у них образовались как будто фонтаны, под языком сущее наводнение, только успевай откачивать; заливало даже горло, несмотря на все старания, и все время подкатывала тошнота. Оба мальчика побледнели, и вид у них был самый жалкий. Трубка выпала из ослабевших пальцев Джо Паркера. То же самое случилось и с Томом!» ( «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»).

6. Беседа по вопросам.

Учитель: Кого среди ваших родственников можно назвать долгожителями? В чем их секрет? Благодаря чему они прожили (живут) так долго?

- Кого из писателей-долгожителей вы знаете? (Л.Толстой, Дм. Лихачев, С.Михалков)

Рассказы учащихся (краткие биографические сведения). Учащиеся записывают в тетрадях.

7. Актуализация знаний.

Учитель: Назовите основные причины (условия) удлинения жизни человека?

Ученик: Жить по режиму, по распорядку. Питание по режиму. Умелое чередование работы и отдыха.

Учитель: Каковы причины, укорачивающие жизнь?

Ученик: Злоупотребление спиртными напитками, курение, употребление наркотиков. Безрежимное, неупорядоченное питание, нарушение режима отдыха.

3. Итог урока

1. Слово учителя.

- Здоровье- это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой, поддерживайте и сохраняйте свое здоровье.

2. Домашнее задание.

- Составить словарный диктант из 10 слов на тему «Здоровье».