1. Организационно-психологический этап.
Здравствуйте! Я рада новой встречи с вами, надеюсь и у вас хорошее настроение. Кто из вас чувствует, что готов отвечать на оценку «5»? «4»?Защитный лист также никому не нужен? Желаю вам успехов! Помогите мне понять с каким настроением вы пришли сегодня на урок. У вас на столах расположены «символы» настроения. Символ красного цвета отражает тревожное настроение, синий - спокойное, жёлтый - радостное. Продемонстируйте тот символ, который соответсвует вашему настроению.Спасибо!
В народе говорят: «Что в порядке лежит, само в руки бежит». Проверьте, как организовано ваше рабочее место. На край стола положите таблицы, конверты с образцами и дневники. Почему? Об этом вы узнаете позже. А сейчас прошу помощниц начать урок
2. Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
1 чтец
Трудно было человеку
В глубине столетий жить
Не умел он кашеварить
Не умел кроить и шить
2 чтец
Чтоб прикрыть свою фигуру
От мороза не страдать
Он себя в медвежьи шкуры
Научился наряжать
1 чтец
Платье – шкуры, брюки – тоже,
Шкура – шапка и носки
На кого он был похожим,
Прямо взвоешь от тоски
2 чтец
Но сейчас шагнула мода
Новостей не сосчитать
Все труднее год от года
Всех красиво одевать
1 чтец
Научились делать ткани
Красоту во всём любя
Вещи тысячи названий
Надеваем на себя
Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о тканях. У вас будет возможность показать свои знания о натуральных волокнах, их происхождении, свойствах, а также вы узнаете некоторые интересные сведения о них.
Пройдёт урок в форме игры – соревнования между командами (учащиеся предварительно разбились на команды). А называется урок: «Вмире тканей».
3. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Игра – соревнование: «Крестики – нолики»
- Игра проходит в виде соревнования между командами;
- конкурсы – задания оцениваются «знайками»;
- команда – победитель определяется по наибольшему количеству «знаек»
- первой отвечает команда, которая быстрее поднимет руку.
Все итоги игры фиксируются по примеру игры « Крестики – нолики»
Задание №1 «Отгадай кроссворд».
По горизонтали:
- Сторона на которую наносится рисунок при производстве тканей (лицевая).
- Волокно растительного происхождения (хлопок).
- Волокно животного происхождения (шёлк).
- Основа бумаги и ткани растительного происхождения (целлюлоза).
- Поперечная нить ткани (уток).
- Происхождение асбеста (минерал).
- Долевая нить ткани (основа).
По вертикали:
Единичная составляющая пряжи (волокно).
(Смотри в приложении).
Задание№2 «Пойми меня».
Прослушайте следующие определения, назовите и покажите тот образец ткани, который соответствует прозвучавшему описанию:
- Мягкая, хлопчатобумажная ткань, имеет пушистый ворс с лицевой и изнаночной сторон (фланель)
- Очень плотная хлопчатобумажная ткань, изнаночная сторона её гладкая, матовая. На лицевой стороне прямые рубчики из ворса (вельвет).
- Шёлковая ткань со скользкой, гладкой и блестящей лицевой и матовой изнаночной сторонами (атлас).
- Плотная, толстая, шерстяная пальтовая ткань с небольшим начесом (драп).
- Лёгкая, тонкая шелковая ткань с матовой поверхностью, которая переводится как « ткань сделанная в Китае».(крепдешин)
- Тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, сделанная из наиболее тонкой крученой пряжи, названная по имени создателя – фламандского мастера XII века де Шамбре (батист)
Задание №3 «Это надо знать»
Каждой команде предлагается составить коллекцию тканей. У вас на столах карты – задания и набор образцов тканей. Вы должны выбрать из предложенных образцов соответствующий заданию и прикрепить их на карту. После выполнения задания карты прикрепить на доску. Объяснить по каким признакам были определены те или иные ткани.
Хлопчатобумажные ткани | Льняные ткани |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
Шелковые ткани | Шерстяные ткани |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
Задание №4 «Турнир эрудитов».
- Составить и объяснить схему получения ткани из следующих слов: ткань, пряжа , волокно.
Предполагаемый ответ: Ткань получают из пряжи, пряжу из волокна или из волокна получают пряжу, из пряжи ткань. - Составить схему «Натуральные волокна». Каждый составляет индивидуально, а один из участников команды у доски.
- Пользуясь таблицей «Признаки вида тканей» ответить на вопросы:
Самое извитое волокно….(шерсть)
Самое короткое волокно….(хлопок)
Самое тонкое волокно…..(шелк).
Самое упругое волокно…(шерсть).
Гладкие волокна …(лен, шелк)
Пользуясь таблицей «Свойства тканей из натуральных волокон» выбрать ткань по заданному образцу и вписать ответ в тетрадь.
Значительной гигроскопичностью обладают…
Большой пылеёмкостью обладают…
Лучше других драпируется…
Самые высокие теплозащитные свойства…
Прочнее других ткани из … волокна
Задание №5 «Угадайка».
Учащиеся слушают предложенный учителем текст (приложение) и должны догадаться о чем идет речь. За каждое задание «знайка» присуждается той команде, которая быстрее даст правильный ответ.
Приложение №1
Задание №6 «Объяснялки».
Каждая команда должна охарактеризовать предмет или явление не называя его так, чтобы об этом догадались другие. Одну «знайку» получает та команда, которая первой даст ответ. Учитывается правильность ответа.
Приложение №2
Физкультминутка «Поза фараона».
Задание №7. «Кто быстрее»
С новыми силами продолжаем игру. Внимательно слушаем следующее задание. Приготовьте конверт «Свойства тканей». В нём перечислены свойства тканей. Ваша задача в следующем: каждому участнику команды необходимо прикрепить на доску признаки свойств тканей по группам. Команда, выполнившая задание быстрее других получает право первой давать характеристику этих свойств. Получает дополнительно одну « Знайку».
Задание №8 «Конкурс капитанов»
Ни одна игра не проходит без участия самых смелых, самых находчивых, самых знающих капитанов. Сейчас у доски им необходимо выполнить следующее задание: на подготовленном образце выполнить раппорт саржевого и сатинового переплетений. Дать пояснения к выполненному рисунку.
Команды выполнят такое задание: пока капитаны работают, вам надо перечислить положительные и отрицательные свойства тканей из натуральных волокон. Разрешается пользоваться таблицами и учебниками. Команда, выполнившая задание первой «покупает» право называть ответы - также первой. (3вучит музыка)
Задание № 9. «Проверь себя».
Задание «Поверь себя» - индивидуальное и состоит из нескольких пунктов.
Каждый из вас выбирает те тестовые задания, которые ему кажутся наиболее понятными или интересными. Тесты трех уровней: I уровень на оценку «3»;
II уровень на оценку «4»; III уровень, самый сложный, на оценку «5»;
В тетради вы пишете номер уровня тестового задания, а затем номер вопроса и вариант правильного ответа (звучит музыка)
(В тесте: «молодец», когда ответы правильные)
Теперь графический диктант.
Прослушайте утверждения. Если вы с этим утверждением согласны отметьте его на отрезке под своим номером (На слайде «хорошо», на правильные ответы)
Приложение №3
Задание № 10 « Хозяюшка».
Прослушайте предварительное задание, которое получили участницы команд. Они расскажут какого ухода требуют ткани животного происхождения.
- I команда – «О шёлковых тканях.»
- II команда – «О шерстяных тканях»
Приложение №4
Задание №11 «Преданья старины глубокой».
Внимание на экран. Вы видите иллюстрации русского народного костюма. Ответьте на вопрос: «Из каких тканей он был сшит?»
Задание № 12 « В мире интересного».
По своему выбору участницы команд подготовили индивидуальные творческие задания. Послушаем некоторые из них. За каждое сообщение они получают «знайку».
Приложение №5
4. Подведение итогов урока.
Наш урок подошёл к концу. Хочется узнать что же было главным на уроке? Что для вас было интересным?
Вы выполняли много заданий, много отвечали, провели исследовательскую работу. Кто является победителем? Задача очень непростая. Давайте посмотрим на плакат. (подводятся итоги игры).
У кого из участников больше всего «знаек»? (подводятся итоги)
Тетради с выполненными заданиями прошу собрать капитанов команд.
Оценки за выполненное задание «Проверь себя» выборочно будут постав лены в журнал. Встаньте те, у кого оправдались надежды, и вы получили те оценки, которые и предполагали получить? (комментирование)
Покажите «символы» настроения. Улучшилось ли оно? (комментирование)
Спасибо за урок!