В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире.
Накапливая изо дня в день все большие массивы информации, иногда недостаточно достоверной и противоречивой. Интернет требует разработки специальных методик и подходов его использования в образовательном процессе.
Одним из основных результатов обучения в сегодняшней школе становится информационно-коммуникативная компетентность, или грамотность, учащихся и учителей. Это понятие включает, прежде всего, умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи, выстраивать процесс собственного труда, уметь плодотворно работать в группе и творческом коллективе - участвовать в дискуссиях, уважать мнение оппонента, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
В этих условиях фундаментальное значение имеет процесс информатизации системы образования, в ходе которого происходит движение к современной модели учебного процесса и появляется возможность реализовывать новые педагогические задачи, определяющие перспективу развития общего образования.
К таким задачам относится индивидуализация обучения и воспитания; формирование индивидуальных образовательных траекторий школьников; конструирование обучаемыми собственных знаний, представлений о мире, умений, навыков и установок в ходе практической работы с объектами окружающего мира (включая компьютерные модели); проектная организация учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно определяют важную для них цель, ищут и коллективно реализуют пути её достижения.
Обобщая вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений информатизации школьного образования:
- подготовка педагогических кадров в области использования ИКТ;
- развитие нормативно-правовой и методической базы использования ИКТ в образовании;
- поставка компьютерного оборудования;
- подключение к Интернету;
- создание цифровых учебных ресурсов, баз образовательных данных и электронных библиотек;
- предоставление дистанционных образовательных услуг для учащихся;
- создание образовательных сайтов и порталов.
При этом, как показывает практика, доступ к новой технологии сам по себе не обеспечивает появления способности использования этой технологии. Поэтому процесс информатизации образования требует не только реализации перечисленных направлений, но и разработки обновленного содержания образования, изменения подходов к организации учебного процесса в школе. В этом плане перспективным является модульное преподавание информатики, когда выделяется определенное количество часов для овладения ИКТ компетенциями, а дальше ИКТ используются в других предметах. В этом случае в определенной степени решается и проблема с кадрами, так как учителей информатики явно не хватает.
При активном и постоянном использовании информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе мы сможем решить стоящие перед нами задачи. Ребенок должен осознавать необходимость использования ИКТ при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может дать наиболее эффективно учитель-предметник. Мы достигнем успеха в решении задачи в формировании ИКТ компетенции, когда все учителя школы включатся в этот процесс.
Существуют общие принципы информатизации образовательного процесса, позволяющие выявить несколько моделей этого процесса и определить критерии адаптации к особенностям общеобразовательного учреждения.
Это три составляющие информатизации образования: люди, технические и образовательные ресурсы и технологии их взаимодействия. Они являются ядром информатизации образовательного процесса.
Основной целью информатизации нашей школы является повышение качества образования через использование ИКТ.
На основе регулярного мониторинга индикаторов уровня информатизации образования мы определили стратегию развития информационной образовательной среды нашей школы на ближайшие 5 лет.
Этапы информатизации школы.
этап |
Мероприятия |
результат |
1 этап |
Курсовая подготовка учителей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. |
Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. |
|
Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
Внедрение ИКТ в образовательный процесс. |
|
Организация информационного взаимодействия с другими образовательными учреждениями. |
Создание и поддержка школьного сайта. Обмен информацией с другими ОУ посредством ИКТ. |
|
Внедрение образовательных технологий в управленческую деятельность. |
Создание школьной базы данных. Делопроизводство на ПК Внедрение управленческих баз данных. |
|
Формирование банка данных образовательных ресурсов. |
Создание медиатеки. Создание банка данных программного обеспечения. Знакомство учителей с программным обеспечением по предметам. |
|
Организация досуга школьников. |
Вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. |
|
Организация постоянного доступа к средствам ИКТ для учителей и учащихся. |
|
|
Создание единой локальной сети. |
|
2 этап |
Развитие информационно-управленческой системы. |
Работа с управленческими базами данных. Компьютерная поддержка расписания. Обеспечение работы динамических разделов школьного сайта. |
|
Развитие и совершенствование материальной базы школы. |
Организация постоянного доступа в Интернет. Приобретение компьютеров, мультимедийного оборудования для школы. |
|
Организация постоянного доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий для учителей и учащихся. |
Организация интернет-клуба для учителей школы. Консультирование по организации поиска материалов к урокам для учителей и учащихся. |
|
Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
Становление системы использования ИКТ учителями-предметниками; формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса; наполнение школьного сайта образовательными материалами для учителей и учащихся; создание и апробация тестовой системы, создание тестов по предметам школьного курса. |
|
Развитие банка данных образовательных ресурсов. |
Наполнение школьного Web-сервера. Накопление тематических энциклопедий и программного обеспечения по предметам. Систематизация имеющегося ПО. |
|
Повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий |
Создание элективных курсов по информационным технологиям для учащихся 9-х классов. |
3 этап |
Развитие и совершенствование материальной базы школы. |
Обновление компьютерной техники. |
|
Развитие банка данных образовательных ресурсов. |
Становление библиотечного медиацентра. |
|
Методическое сопровождение массового внедрения ИКТ в учебный процесс |
Создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ; использование созданных материалов в образовательной деятельности. Создание и публикация материалов методического и учебного характера. |
|
Совершенствование информационно-управленческой системы. |
|
4 этап |
Обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства для всех участников образовательного процесса. |
Публикация материалов методического и учебного характера. |
Реализация поставленной цели была достигнута через внедрение проектов:
- Расширение информационного пространства школы.
- Повышение ИКТ - компетентности педагогов.
- Повышение ИКТ - компетентности учащихся.
Проект № 1
Расширение информационного пространства школы
Цель: совершенствовать материально-техническую базу и наполнять информационное пространство школы учебным и методическим материалами, предоставляемыми средствами проекта ИСО.
№ п\п | Мероприятия |
Привлечение дополнительных средств для приобретения компьютерного оборудования | |
Обновление и приобретение новых ЦОР, электронных учебников в школьную библиотеку | |
Максимальное использование часов работы в Интернете, накопление Интернет-ресурсов | |
Оборудование рабочих мест педагогов ИКТ | |
Создание базы педагогических и ученических проектов | |
Создание базы данных и статистических отчетов | |
Составление расписания уроков с учетом использования компьютерного класса | |
Создание школьного сайта |
Результаты.
В ходе реализации данной программы количество компьютеров на рабочих местах сотрудников увеличилось на 8 по сравнению с 2006-2007 учебным годом. Вследствие чего увеличилось количество учебно-методических материалов: собственных мультимедийных разработок уроков, Интернет-ресурсов, что позволило заинтересовать большее количество учащихся к выполнению творческих мультимедийных проектов (число участников Интернет –конкурсов, олимпиад выросло до 25 человек). Изменилась система подготовки педагогов к учебным занятиям, в связи с этим увеличилось количество обращений к ресурсам медиатеки в 2 раза.
Проект № 2
Повышение ИКТ - компетентности педагогов.
Цель: расширять число педагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
№ п\п | Мероприятия |
1 | Повышение квалификации педагогов в области применения ИКТ |
2 | Использование современных педагогических технологий совместно с ИКТ (ТОГИС, обучение в сотрудничестве, технология проектов) |
3 | Организация работы ШМО:
|
4 | Создание собственных медиауроков, их проведение |
5 | Организация мультимедийной мастерской. |
6 | Участие в конкурсах педагогического мастерства. |
7 | Оптимизация работы кабинета информатики с целью предоставления возможностей педагогам-предметникам проводить в нем уроки с использованием ИКТ. |
Результаты.
- Достигнуто положительное отношение и создана мотивация педагогов к повышению своей ИКТ – компетентности.
- Создана система повышения ИКТ - компетентности учителей, проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных кадров в области новых информационных технологий.
- Оказывается методическая и консультативная помощь педагогам школы по использованию ИКТ в педагогическом процессе школы на базе ОУ.
- До 2011 года планируется довести процент учителей, обученных в области ИКТ технологий, до 85% от общего количества педагогов школы. Повысить процент уроков, на которых применяются ИКТ технологии до 60%.
Проект № 3
Повышение ИКТ - компетентности учащихся.
Цель: мотивировать учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий.
№ п\п | Мероприятия |
Формирование инициативной группы среди учащихся и педагогов по созданию школьного сайта | |
Создание школьного web-сайта | |
Организация работы по дальнейшему обновлению содержания школьного сайта | |
Использование презентаций учащимися 9-11 классов для защиты своих проектов на уроках | |
Участие школьников в конкурсах мультимедийных проектов, в олимпиадах по информатике | |
Использование ИКТ в проведение элективных курсов | |
Организация и проведение воспитательных мероприятий с использованием ИКТ | |
Проведение научной конференции школьников с презентацией своих мультимедийных проектов |
Результаты.
В связи с активным применением ИКТ педагогами в воспитательно - образовательном процессе, увеличилось число учащихся, участвующих в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях по предметам.
В ходе реализации программы «Информатизация школы» были получены следующие результаты:
- внедрение информационных технологий в учебный процесс;
- изменение форм традиционных уроков;
- развитие информационно-коммуникативной компетентности учащихся;
- повышение качества знаний учащихся;
- повышение статуса школы.