Методический семинар "Культура общения"

Разделы: Администрирование школы


Цель: повышение культурологического уровня педагогического коллектива и формирование организационной культуры образовательного учреждения.

Форма: методические чтения

Без общительности, коммуникабельности
невозможно такое основополагающее качество,
как умение строить отношения с людьми.
Н.Н.Вересов

1. Зам. диретора по УВР (в сопровождении презентации Приложение 1)

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом, между коллегами.

Если рассматривать культуру общения как основу организационного пространства педагога, то можно разделить ее на две категории:

  1. Организационная культура.
  2. Педагогическая культура.

Организационная культура – система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений. Формальных и неформальных правил поведения и общения администрации и персонала, их взаимодействие друг с другом и с окружающими, выдержавших испытание временем. (В.Р.Веснин)

Организационная культура – набор представлений о способах деятельности, нормах поведения и привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем, разделяемых членами организации. (К.М.Ушаков)

Основные функции организационной культуры: формирование имиджа школы, выражение чувства общности всех членов организации, усиление вовлеченности в дела школы, формирование образцов поведения и восприятия, целесообразных с точки зрения нашей школы. Организационная культура складывается из системы взаимоотношений между членами организации, их культуры общения. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения, являются: уважение достоинства каждого из окружающих людей, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Общение в педагогическом коллективе должно складываться исходя из особенностей нашей профессиональной деятельности. Каждый учитель – это сложившая самодостаточная личность и если каждый оценивает себя именно с этой позиции, тогда странным было бы не воспринимать своих коллег с этой же позиции. Культура общения между учителями особенно важна, так как она служит образцом социального поведения для учащихся. А значит, моделирование и контролирование своего поведения и культуры общения с коллегами является важным звеном в реализации воспитательных задач современной школы. Уважение к коллегам, умение слушать и сочувствовать – фундамент организационной культуры. Часто мы бываем не согласны с услышанным мнением или замечанием, однако не стоит доводить это до состояния конфликтности, т.к. в конечном итоге это отражается на нашем внутреннем состоянии и не позволяет адекватно воспринимать ситуацию и переносится на учеников. Неуважительное отношение к коллеге, неуместные замечания, резкое реагирование на его слова при учениках ни делает чести вам как педагогу. Вы тем самым ставите под сомнение авторитет вашего коллеги перед учениками. Обсуждение с учащимися достоинств или недостатков того или иного учителя вообще непозволительно, необходимо в корне пресекать какое либо обсуждение с учениками. Общение в коллективе наверное стоит строить опираясь на то, что все мы делаем одно общее дело, а значит должны помогать друг другу. Понимать друг друга и по возможности избегать конфликтности. Здесь применим девиз «учитесь властвовать собой». Успех любого общения строится на психологических подходах и знании основ психологии общения, что применимо как к коллегам, так и к ученикам.

2. Основное понятие культуры педагогического общения сводится к общению между учителем и учеником.

Даже опытные учителя часто сталкиваются с проблемой общения с учеником или классом. А.С.Макаренко писал: «Для меня в моей практике, такие пустяки стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, как улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство». В педагогическом взаимодействии с детьми нет мелочей – работает все взгляд, движение глаз, жест и т.п. Потому что мы не просто общаемся, а общаемся профессионально.

Общение с детьми – это постоянное творчество. Сколько микропедагогических ситуаций возникает на уроке – противоречий, конфликтов, проблем, требующих своего непременного решения именно в организации общения с детьми. Сейчас, сию минуту. Вот почему педагогическое общение – это творчество. Выделяют три функции педагогического общения, которые созвучны с целями обучения.

Обучающая функция:

  • реальный психологический контакт учителя с учащимися;
  • превращение процесса обучения в учебное взаимодействие учителя с учеником;
  • формирование положительной мотивации обучения;
  • образование психологической обстановки коллективного познавательного поиска и совместных раздумий;
  • самореализацию и творческое раскрытие личности ученика.

Воспитывающая функция:

  • создание системы воспитательных отношений на основе психического контакта педагога и детей в учебном процессе;
  • формирование системы педагогических отношений, обеспечивающих успешность учебной деятельности;
  • формирование целостной познавательной направленности личности;
  • преодоление психологических барьеров в процессе учебной деятельности;
  • формирование плодотворных межличностных отношений в ученическом коллективе.

Развивающая функция:

  • создание социально-психологических основ всестороннего целостного развития личности в учебной деятельности;
  • создание психологической ситуации, способствующей и вызывающей самораскрытие и саморазвитие личности;
  • преодоление социально-психологических факторов сдерживающих развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность..)

3. В основе построения правильного общения с учащимися лежат психологические особенности учащихся и окружающих нас людей.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство учителей не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное и эмпатическое.

Активное слушание- вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов. Наиболее продуктивные способы активного слушания – перефразирование (эхо-техника)-сущность возвратить собеседнику его высказывания, главная цель это уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее важные моменты сообщения. Но при возврате реплики не стоит что-либо добавлять от себя, интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать понять собеседнику преставление о том как вы его поняли и натолкнуть разговор на важные моменты. Фразы: «как я вас понял…», «По вашему мнению…». Резюмирование – помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, при обсуждении проблем, что позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры. Фраза: «Если теперь подытожить сказанное вами, то…». Развитие идеи – делается попытка вывести из высказывания логическое следствие, позволяет уточнить смысл сказанного, но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки. Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться. Главное услышать и дослушать ответ собеседника не игнорировать его точку зрения. Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу. Когда ему больно, стыдно, страшно. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение.

Бывают ситуации когда ребенок находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае главное дать возможность ребенку расслабиться, успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля. В таких случаях работает прием пассивного слушания. Пассивное слушание- умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. При этом действуют «угу-реакции», качание головой, фразы «да-да». Главное не молчать, не задавать уточняющих вопросов, не говорить «Успокойся, не волнуйся» - он адекватно не воспринимает вас и думает, что его не понимают.

Эмпатийное слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания. Эмпатийное слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка. Помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке. Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушаться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становиться причиной коммуникативных барьеров.

4. Коммуникативные барьеры могут возникать, если у общающихся сторон разные репрезентативные системы. Это системы, посредством которых субъект воспринимает и утилизирует информацию, поступающую из внешнего мира. В зависимости от доминирования, способа поступления переработки информации выделяют визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентативные системы. С повышением интеллектуального уровня между системами происходит выравнивание. У ребенка разрыв между системами очень большой, и только одна может быть ведущей. Так вот, общения может вообще не получиться, если учитель не учитывает в своем разговоре существующие у собеседника-ученика индивидуальной репрезентативной системы. Учитель визуалист при закреплении нового материала в конце урока вызывает ученика – кинестетика. Естественно хорошего полного ответа от него он не получит. Кинестетику необходимо время, чтобы в спокойной домашней обстановке прочитать, прочувствовать новый материал и на следующем уроке он даст положительный ответ. Рекомендуется в классе проводить диагностику репрезентативной системы, можно с помощью простого задания.

-Закройте глаза и представьте осенний лес. Откройте глаза и опишите свои представления. Если в ответе «увидел желтую листву и т.п.» то вы визуалист, «услышал шуршание опавших листьев» - аудиалист, «я ощущаю дуновение ветра, чувствую прохладу» - кинестетик. ( проводится аутотренинг между педагогами – оценивают сами себя)

Другой вариант определения системы – дистанция общения. Визуалист держится подальше, т.к. ему необходимо видеть собеседника с головы до ног, аудиалист – на расстоянии вытянутой руки, кинестетик – близко к собеседнику, старается прикоснуться.

Это психологические аспекты помогут в построении успешного общения.

5. Но еще одной главной составляющей культуры педагогического общения является – стиль. Под стилем понимается индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение – дистанция.

Общение – устрашение.

Общение – заигрывание.

Общий целостный стиль общения.

Общий стиль общения уже не просто технология общения, а его нравственная атмосфера. Необходимо осознавать значимость обретения педагогом собственного индивидуального стиля общения с детьми. Поиск индивидуального стиля общения способствует решению комплекса задач: педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с классом, облегчается процедура налаживания отношений, повышается эффективность передачи информации, причем все это происходит на позитивном фоне эмоционального благополучия педагога на всех этапах общения.

Слово учителя должно воздействовать на чувство и сознание, должно стимулировать мышление, воображение, создавать потребность в поисковой деятельности. В культуре педагогического общения слово учителя не просто звук, но и «возбудитель образов», говоря словами Станиславского. Заставить партнера видеть вашими глазами, учил он,- вот основа речевой техники. Диалог между учителем и учеником должен строиться на обратной связи, очень важно, чтобы каждый из них ощущал себя услышанным и понятым.

6. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору.

Ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры – лингвистической, нравственной, психологической, педагогической. Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж строится на коммуникативной толерантности. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею принятых или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств, поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться, безусловно, принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами.

Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации. Для этого необходимо переключиться с «Ты-высказывания» на «Я-высказывания», т.е. на описание собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации. «Когда я сталкиваюсь с тем, что..», «Я чувствую..», «Я огорчаюсь…». Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживание взрослого.

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А.Б.Добрович):

  1. Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
  2. Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – смысл вашей работы.
  3. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым.
  4. Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своим представлением о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
  5. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
  6. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.
  7. Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

Проведение теста (педагог – психолог) Приложение 2.

Решение:

  1. Педагогу – психологу провести психологический семинар по выявлению проблемных зон коллектива и организации консультативной помощи.
  2. Внедрять в коммуникативную сферу коллектива технологию делового общения.
  3. На заседаниях МО ознакомиться с формами делового общения.

Литература.

  1. Щекин В.А., Щекина Ю.Д. и др. Социально-психологические аспекты управления. Учебное пособие. Часть 1. – Иркутск: ИПКРО, 2006.
  2. Магальник Л.А. Теоретические основы и методы управления образовательным учреждением: Учебное пособие.- 2 издание, исправленное и дополненное. – Иркутск: ИПКРО, 2006.
  3. Введение в специальность: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов/ Л.И.Рувинский, В.А.Кан-Калик и др. – М.: Просвещение, 1988.
  4. www.psilist.net/pedagogika.htm