Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.
Задачи:
- обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека;
- формирование осознанных представлений о мире труда;
- воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Оборудование: экран, проектор, презентация Power Point, карточки с заданиями капитанам.
Подготовительная работа: сформулировать тему викторины и ее задачи, направить усилия учащихся на самостоятельную подготовку головоломок о различных профессиях.
Рекомендуемые источники информации для учащихся: энциклопедия “Выбор профессии”, родители, родственники, знакомые.
Структура мероприятия:
- Приветствие команд
- Объявление состава жюри
- Разминка.
- Викторина.
- “Чьих рук творенье?”
- “Знаешь ли ты профессии?”
- Блицтурнир.
- Подведение итогов
- Награждение команд.
Ход мероприятия
Презентация (у автора).
Ведущие представляют команды и команды приветствуют друг друга.
Ведущие представляют состав жюри.
1 конкурс “РАЗМИНКА”
Задаются по 3 вопроса.
“Шесть Е”. Во всех шести предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:
-
Первую “Е” снимают в ателье (мерки)
-Е--- -
Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)
-------Е-- -
Эта “Е” у инженера на столе (проект)
---Е-- -
Этими “Е” занимаются модельеры (моделирование)
---Е--------Е -
Эта “Е” нужна везде: и в мастерской, и в ателье (творчество)
-----Е---- -
Эта “Е” стоит а цехе (оборудование)
-----------E
2 конкурс “ВИКТОРИНА”
Каждой команде задается по 7 вопросов, на которые достаточно ответить (да или нет)
“Верите ли вы, что…”:
Вопросы первой команде
- Первый проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи? (Да, в конце ХV в.)
- Первые швейные машины по форме напоминали пистолет? (Да. Первые швейные машины напоминали по своей форме пистолет или оружейный приклад и снабжались самыми причудливыми украшениями, рисунками и резьбой)
- Существуют машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом? (Нет)
- Поповская швейная машина называется так потому, что на ней шили только попы? (Нет. Поповская швейная машина называется так потому, что ее сконструировал Попов в конце 40-х годов ХIХ в.)
- Первый завод в России по выпуску швейных машин был основан в городе Подольске фирмой “Зингер”? (Да. В 1900 г.)
- Один изобретатель смог сконструировать деревянную швейную машину? (Да. Ее сконструировал французский изобретатель Тимонье в конце XVIII в.)
- Англичанин Уильям Ли изобрел швейную машину, наблюдая за движением вязальных спиц в руках жены? (Да. В конце XVI в. Он придумал швейную машину, по своему принципу напоминающую образование однониточных цепных стежков.)
Вопросы 2 команде
- В первых моделях швейной машины использовались иглы кактуса, которые специально привозились из Африки? (Нет. Иглы всегда были металлическими)
- Существуют машины, которые шьют без ниток? (Да. Это так называемые безниточные машины, которые соединяют ткань путем сварки. Такие машины могут не только “сшивать” химические материалы, но и изготавливать петли, выполнять отделку и “вышивку” изделий и т.д. С их помощью были изготовлены специальные жилеты для собак Белки и Стрелки, побывавших в космосе, а также одежда для космонавтов)
- Челночное устройство швейной машины было изобретено Уолтером Хантом? (Да. Это произошло в 1834 г.)
- Есть машины, управляемые не одной, а двумя ножными педалями? (Да. Такие машины используются на швейном производстве и имеют электрический привод.)
- Существуют даже “говорящие” швейные машины, предупреждающие домохозяйку в случае ее неправильных действий при управлении машиной? (Да. Эти машины были разработаны японской фирмой и управляются они с помощью встроенной ЭВМ).
- Элиос Ход создал швейную машину, которая заменяет труд пяти портных? (Да. В 1844-1845 гг.)
- С помощью швейных машин можно пришивать даже пуговицы и крючки?(Да)
3 конкурс “Чьих рук творенье?”
Изображение предмета. Необходимо назвать не менее 7-ми специалистов, которые участвовали в его создании. (Модель вышитых джинсов)
Возможно участие зрителей, если команды затрудняются с ответами.
Ответ: художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства,, закройщик, портной, ткач, вышивальщица, сборщик хлопка, прядильщица, оператор швейного оборудования…
4 конкурс “Знаешь ли ты профессии?”
Вопросы поочередно задаются каждой команде, если нет ответа переходит другой команде, если ответа нет зрителям.
На экране появляются поочередно характеристики трудовой деятельности человека и после ответов правильное название загаданной профессии
К названию профессий подберите ее описание:
- Кондитер
- Закройщик
- Вышивальщица
- Чертежник
- Плотник
- Слесарь
Усл. обозн. Описание
А Специалист по подготовке тканей для пошива
Б. Украшает изделия из ткани орнаментами и рисунками, используя цветные нитки
В. Готовит сладкие изделия из муки с использованием других продуктов
Г. Выполняет графические работы
Д. Работает топором, строит дома
Е. Обрабатывает металлы, используя ручные инструменты
Ответы: 2-А; 1-В; 3-Б; 4-Г; 5 -Д; 6-Е.
5 конкурс. Блицтурнир.
Задаются по 5 вопросов каждой команде и на них надо быстро отвечать.
Вопросы команде 1.
- Кто был А.П. Чехов по профессии?
- Перечислите необходимые материалы и приспособления для работы швеи и плотника.
- Строитель — это профессия или специальность?
- Где можно освоить профессию “инженер”?
- Как называется человек, оказывающий услуги по обеспечению телефонной связи?
Вопросы команде 2.
- Кто был В. Шекспир по профессии?
- Перечислите необходимые материалы и приспособления для работы повара и электрика.
- Хирург — это профессия или специальность?
- Где можно освоить профессию “водитель”?
- Как называется человек, занимающийся выращиванием сельскохозяйственной продукции?
Подведение итогов осуществляет жюри (желательно из старшеклассников), которое определяет не только победившую команду, но и самых активных участника и зрителя.
Во время подведения итогов проводится игра-головоломка “Мир профессий” со всеми присутствующими в классе: на каждую букву слова ПРОФЕССИЯ подберите названия профессий и специальностей так, чтобы они не повторялись.
6. Анаграммы:
Моетсетс, тиокредн, нйидреаз, гокэло, убдользреитс, алмяр, дьмлое, птлоикн.
Ответы: Тестомес, кондитер, дизайнер, эколог, бульдозерист, маляр, модель, плотник