Викторина по технологии для учащихся 5–11-х классов "Путешествие по морям профессий"

Разделы: Технология


Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.

Задачи:

  • обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека;
  • формирование осознанных представлений о мире труда;
  • воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Оборудование: экран, проектор, презентация Power Point, карточки с заданиями капитанам.

Подготовительная работа: сформулировать тему викторины и ее задачи, направить усилия учащихся на самостоятельную подготовку головоломок о различных профессиях.

Рекомендуемые источники информации для учащихся: энциклопедия “Выбор профессии”, родители, родственники, знакомые.

Структура мероприятия:  

  • Приветствие команд
  • Объявление состава жюри
  • Разминка.
  • Викторина.
  • “Чьих рук творенье?”
  • “Знаешь ли ты профессии?”
  • Блицтурнир.
  • Подведение итогов
  • Награждение команд.

Ход мероприятия

Презентация (у автора).

Ведущие представляют команды и команды приветствуют друг друга.

Ведущие представляют состав жюри.

1 конкурс “РАЗМИНКА”

Задаются по 3 вопроса.

“Шесть Е”. Во всех шести предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:

  1. Первую “Е” снимают в ателье (мерки)
    -Е---

  2. Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)
    -------Е--

  3. Эта “Е” у инженера на столе (проект)
    ---Е--

  4. Этими “Е” занимаются модельеры (моделирование)
    ---Е--------Е

  5. Эта “Е” нужна везде: и в мастерской, и в ателье (творчество)
    -----Е----

  6. Эта “Е” стоит а цехе (оборудование)
    -----------E

2 конкурс “ВИКТОРИНА

Каждой команде задается по 7 вопросов, на которые достаточно ответить (да или нет)

“Верите ли вы, что…”:

Вопросы первой команде

  1. Первый проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи? (Да, в конце ХV в.)
  2. Первые швейные машины по форме напоминали пистолет? (Да. Первые швейные машины напоминали по своей форме пистолет или оружейный приклад и снабжались самыми причудливыми украшениями, рисунками и резьбой)
  3. Существуют машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом? (Нет)
  4. Поповская швейная машина называется так потому, что на ней шили только попы? (Нет. Поповская швейная машина называется так потому, что ее сконструировал Попов в конце 40-х годов ХIХ в.)
  5. Первый завод в России по выпуску швейных машин был основан в городе Подольске фирмой “Зингер”? (Да. В 1900 г.)
  6. Один изобретатель смог сконструировать деревянную швейную машину? (Да. Ее сконструировал французский изобретатель Тимонье в конце XVIII в.)
  7. Англичанин Уильям Ли изобрел швейную машину, наблюдая за движением вязальных спиц в руках жены? (Да. В конце XVI в. Он придумал швейную машину, по своему принципу напоминающую образование однониточных цепных стежков.)

Вопросы 2 команде

  1. В первых моделях швейной машины использовались иглы кактуса, которые специально привозились из Африки? (Нет. Иглы всегда были металлическими)
  2. Существуют машины, которые шьют без ниток? (Да. Это так называемые безниточные машины, которые соединяют ткань путем сварки. Такие машины могут не только “сшивать” химические материалы, но и изготавливать петли, выполнять отделку и “вышивку” изделий и т.д. С их помощью были изготовлены специальные жилеты для собак Белки и Стрелки, побывавших в космосе, а также одежда для космонавтов)
  3. Челночное устройство швейной машины было изобретено Уолтером Хантом? (Да. Это произошло в 1834 г.)
  4. Есть машины, управляемые не одной, а двумя ножными педалями? (Да. Такие машины используются на швейном производстве и имеют электрический привод.)
  5. Существуют даже “говорящие” швейные машины, предупреждающие домохозяйку в случае ее неправильных действий при управлении машиной? (Да. Эти машины были разработаны японской фирмой и управляются они с помощью встроенной ЭВМ).
  6. Элиос Ход создал швейную машину, которая заменяет труд пяти портных? (Да. В 1844-1845 гг.)
  7. С помощью швейных машин можно пришивать даже пуговицы и крючки?(Да)

3 конкурс “Чьих рук творенье?”  

Изображение предмета. Необходимо назвать не менее 7-ми специалистов, которые участвовали в его создании. (Модель вышитых джинсов)

Возможно участие зрителей, если команды затрудняются с ответами.

Ответ: художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства,, закройщик, портной, ткач, вышивальщица, сборщик хлопка, прядильщица, оператор швейного оборудования…

4 конкурс “Знаешь ли ты профессии?”

Вопросы поочередно задаются каждой команде, если нет ответа переходит другой команде, если ответа нет зрителям.

На экране появляются поочередно характеристики трудовой деятельности человека и после ответов правильное название загаданной профессии

К названию профессий подберите ее описание:

  1. Кондитер
  2. Закройщик
  3. Вышивальщица
  4. Чертежник
  5. Плотник
  6. Слесарь

Усл. обозн. Описание

А Специалист по подготовке тканей для пошива
Б. Украшает изделия из ткани орнаментами и рисунками, используя цветные нитки
В. Готовит сладкие изделия из муки с использованием других продуктов
Г. Выполняет графические работы
Д. Работает топором, строит дома
Е. Обрабатывает металлы, используя ручные инструменты

Ответы: 2-А; 1-В; 3-Б; 4-Г; 5 -Д; 6-Е.

5 конкурс. Блицтурнир.

Задаются по 5 вопросов каждой команде и на них надо быстро отвечать.

Вопросы команде 1.

  1. Кто был А.П. Чехов по профессии?
  2. Перечислите необходимые материалы и приспособления для работы швеи и плотника.
  3. Строитель — это профессия или специальность?
  4. Где можно освоить профессию “инженер”?
  5. Как называется человек, оказывающий услуги по обеспечению телефонной связи?

Вопросы команде 2.

  1. Кто был В. Шекспир по профессии?
  2. Перечислите необходимые материалы и приспособления для работы повара и электрика.
  3. Хирург — это профессия или специальность?
  4. Где можно освоить профессию “водитель”?
  5. Как называется человек, занимающийся выращиванием сельскохозяйственной продукции? 

Подведение итогов осуществляет жюри (желательно из старшеклассников), которое определяет не только победившую команду, но и самых активных участника и зрителя.

Во время подведения итогов проводится игра-головоломка “Мир профессий” со всеми присутствующими в классе: на каждую букву слова ПРОФЕССИЯ подберите названия профессий и специальностей так, чтобы они не повторялись.

6. Анаграммы:

Моетсетс, тиокредн, нйидреаз, гокэло, убдользреитс, алмяр, дьмлое, птлоикн.

Ответы: Тестомес, кондитер, дизайнер, эколог, бульдозерист, маляр, модель, плотник