Дидактические материалы к урокам русского языка в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Знаки препинания в предложениях с однородными, уточняющими, обособленными членами предложения, в предложениях с вводными и вставными конструкциями

  1. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием.
  2. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика.
  3. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась.
  4. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
  5. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, - и тот был бы не так одинок.
  6. Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды.
  7. Вот его портрет. Но на моём рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле.
  8. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я всё-таки достал лист бумаги и вечное перо.
  9. Я знал много больших планет: Земля, Юпитер, Марс, Венера. Но кроме них существует сотни других планет, маленьких, безымянных.
  10. На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные.
  11. Дома у него был цветок, его краса и радость.
  12. Он засмеялся, тронул верёвку, стал раскручивать ворот. И ворот заскрипел, точно старый флюгер, долго ржавевший в безветрии. Медленно вытащил я полное ведро воды и надёжно поставил его на каменный край колодца. Я поднёс ведро к его губам. Он пил, закрыв глаза. Это был как самый прекрасный пир. Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звёздами, из скрипа ворота, из усилий моих рук. Она была как подарок сердцу. Я выпил воды. Дышалось легко. На рассвете песок становится золотой, как мёд. И от этого тоже я был счастлив.
  13. Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром доме. Рассказывали, будто в нём запрятан клад. Разумеется, никто его так и не открыл, а может быть, никто его и не искал. Но именно из-за него дом был словно заколдован: в сердце своем он скрывал тайну.
  14. Нащупывая в кармане револьвер, я бегом бросился к ней, но при звуке шагов змейка тихо заструилась по песку, словно умирающий ручеек, и с еле слышным металлическим звоном неторопливо скрылась между камней.
  15. Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он. Но я, к сожалению, не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею.
  16. А когда ты утешишься (в конце концов всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то.

*Данные предложения можно использовать для объяснительных диктантов, самостоятельной работы с заданием расставить и объяснить знаки препинания. Кроме этого, можно предлагать обучающимся на материале предложений совершенствовать языковую и лингвистическую компетенции (задания группы В формата Г(и)А).

Вводные и вставные конструкции

Задания:

1) Найди предложения с вводными словами, объясни знаки препинания.

Леону Верту

(1) Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому.

(2) Скажу в оправдание: этот взрослый – мой самый лучший друг. (3) И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки. (4) И, наконец, он живёт во Франции, а там сейчас голодно и холодно. (5) И он очень нуждается в утешении. (6) Если же всё это меня не оправдывает, я посвящу книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг.

(7) Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

(8) Итак, я исправляю посвящение: Леону Верту, когда он был маленьким.

Дополнительные задания по тексту:

А) Объясни значение слова посвящение.
Б) Определи способ образования слова посвящение.
В) Найди в тексте слово, образованное способом перехода одной части речи в другую.
Г) Напиши номер предложения, в одной из частей которого главные члены выражены существительными в именительном падеже.
Д) Выпиши основы из 7 предложения, определи виды сказуемых.
Е) Из 5 предложения выпиши словосочетание со связью примыкание.

2) Диктант

Прошло уже шесть лет. Не было дня, чтобы я не вспомнил Маленького принца. Понемногу (ведь известно, что время лечит) я утешился. Я уверен, он возвратился на свою планету (утром на песке я не нашёл его тела), он по-прежнему заботится о своей розе, любуется закатами и, конечно, вспоминает о своем путешествии на Землю.

А я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов…

Вечерами я смотрю на небо и смеюсь, глядя на звёзды. Без сомнения, мои друзья в эти минуты думают, что я, возможно, немножко сошёл с ума. Я не обращаю на это внимания, ведь взрослые – странный народ, им так трудно бывает понять других. Но вы-то меня, я не сомневаюсь, понимаете. Нам, полюбившим Маленького принца, очень важно смотреть на звёзды и верить, что на далёкой маленькой планете всё в порядке: роза перестала капризничать, барашек ведёт себя послушно, вулканы спокойны. На планете Маленького принца царит гармония и любовь. Он смотрит на нас со своей звезды и тоже смеётся. Он счастлив, потому что где-то на далёкой Земле есть его друг.

3) Творческое домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру, используя вводные конструкции, на одну из предложенных тем:

  1. Как я понимаю слова Лиса «Зорко одно лишь сердце»?
  2. Какой смысл вложен в слова «Ты в ответе за тех, кого приручил»?
  3. В чём автор книги обвиняет взрослых? Согласен ли я с ним?

Прямая и косвенная речь

Задания:

1. Объясни знаки препинания в предложениях

(1) Маленький принц засыпал меня вопросами, но когда я спрашивал о чём-нибудь, он словно и не слышал. (2) Когда он впервые увидел мой самолёт (самолёт я рисовать не стану, мне все равно не справиться), он спросил:

(3) – Что это за штука?

(4) – Это не штука. (5) Это самолёт. (6) Мой самолёт. (7) Он летает.

(8) И я с гордостью объяснил ему, что умею летать. (9) Тогда он воскликнул:

(10) – Как! Ты упал с неба?

(11) – Да, - скромно ответил я.

(12) – Вот забавно!..

(13) И Маленький принц звонко засмеялся. (14) Потом он сказал:

(15) – Значит, ты тоже явился с неба. (16) А с какой планеты?

(17) «Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» - подумал я и спросил напрямик:

(18) – Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?

(19) Но он не ответил. (20) Он тихо покачал головой, разглядывая мой самолёт.

(21) – Ну, на этом ты не мог прилететь издалека…- задумчиво произнёс малыш.

* Данный текст можно использовать при повторении материала в конце учебного года.

Дополнительные задания по тексту:

А) Отметь номер простого односоставного назывного предложения.
Б) Отметь номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.
В) Отметь номер предложения, в котором есть уточняющий член.
Г) Отметь номера предложений, в которых есть вводные слова.
Д) Определи способ образования слова издалека (предл. 21)
Е) Из 20 предложения выпиши словосочетание со связью согласование.

2. Перепиши, расставляя знаки препинания. Разговор героев оформи в виде прямой речи.

Однажды утром едва взошло солнце лепестки цветка раскрылись. Красавица сказала позёвывая. Ах я насилу проснулась. Прошу меня извинить. Я ещё совсем растрёпанная. Маленький принц не мог сдержать восторга. Как вы прекрасны. Да правда? Был тихий ответ. И обратите внимание я родилась вместе с солнцем. Кажется пора завтракать. Вскоре заметила гостья. Будьте так добры позаботьтесь обо мне. Маленький принц разыскал лейку и полил цветок ключевой водой.

3. Перепиши, расставляя знаки препинания. Разговор героев оформи в виде диалога.

Однажды она сказала ему. Пусть приходят тигры не боюсь я их когтей. На моей планете тигры не водятся возразил Маленький принц. И потом тигры не едят траву.Я не трава обиженно заметил цветок. Простите пожалуйста. Нет тигры мне не страшны но я ужасно боюсь сквозняков У вас нет ширмы. Растение а боится сквозняков…очень странно. Подумал Маленький принц. Какой трудный характер у этого цветка. Когда настанет вечер накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Красавица кашлянула раз-другой. Где же ширма. Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать.

4. Передай разговор героев при помощи предложений с косвенной речью.

5. Текст для изложения

Маленький принц лежал в траве и плакал. Вот тут-то и появился Лис.

- Здравствуй, - сказал он.

- Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.

- Я здесь, - послышался голос. – Под яблоней…

- Я - Лис, - сказал Лис.

- Какой ты красивый! Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – Мне так грустно…

- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. – Ты меня ещё не приручил.

- Ах, извини, - сказал Маленький принц.

И, подумав, спросил:

- А как это – приручить?

- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – Оно означает: создать узы.

- Узы?

- Вот именно, - сказал Лис. – Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу.

- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. – Была одна роза…Наверное, она меня приручила…

- Очень возможно, - согласился Лис. – На земле чего только не бывает.

- Это было не на Земле.

Лис очень удивился:

- На другой планете?

- Да.

- А на той планете есть охотники?

- Нет.

- Как интересно! А куры есть?

- Нет.

- Нет в мире совершенства! – вздохнул Лис. (193 слова)