Урок русского языка "Общие сведения об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Активизировать знания об имени прилагательном как части речи.
  • Развивать умение подбирать к существительным однокоренные имена прилагательные, находить имена прилагательные в тексте. Обогащать словарный запас.
  • Воспитывать интерес к уроку русского языка, умение наблюдать за красотой зимней природы.

Оборудование:

  • Презентация Программа PowerPoint.
  • Учебник для общеобразовательных учреждений,
  • Школа России 4 класс, Русский язык в двух частях
  • Авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.
  • Карточка со словом жёлтый.

Ход урока

І. Организационный момент

– Начнём урок русского языка.

– А вы любите рисовать?

– Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем рисовать, но краски у нас будут необычные.

ІІ. Чистописание

Слайд 1.

1. Бб би бе бу Бб би бе бу Бб би бе бу

Белый свет.

– Какую букву мы будем писать? Что вы знаете о ней?

– Прочитайте фразеологизм и объясните его.

(Белый свет – земля со всем существующим на ней, мир, Вселенная.)

2. Массаж пальчиков.

– Запишите число, вид работы и спишите чистописание.

3. – Назовите имя прилагательное. (Белый)

– Сегодня мы будем рисовать прилагательными. Первое наше прилагательное – белый.

– Что в природе белого цвета? (Ответы детей) Нарисуем белой краской, это будет снег.

Слайд 2. (Белый лист бумаги)

ІІІ. Работа по новой теме

Слайд 3. Чтение «Сказки про краски», автор Е.Руженцев.

Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,

И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!

– Какая часть речи нужна, чтобы рассказать об удивительном и разном? (Нам нужны слова-имена прилагательные.)

– Что знаете об имени прилагательном? (Ответы детей)

– Какой цвет всё время повторяется в стихотворении? (Зелёный.) Какая это часть речи?

– Хотели бы вы, чтобы всё было зелёным цветом? (Нет)

– Что зимой в природе бывает зелёного цвета? (Хвойные деревья: ель, кедр, сосна, пихта)

– Давайте нарисуем сосны на нашей картине.

Слайд 4. (Сосны)

ІV. Работа над ролью прилагательных в речи

Работа по учебнику.

Слайд 5. Упражнение 1, стр. 149.

Прочитайте текст. Попробуйте рассказать о назначении имён прилагательных в речи.

Тихо в зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул пёстрый дятел. Серо-рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки и скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку. Пролетели и закричали голубоватые сойки.

Выпишите из текста словосочетания существительных с прилагательными. Подчеркните прилагательные.

– Объясните смысл выделенного предложения. (В лесу тихо, но жизнь не прекращается. Ходят животные, летают птицы.) Определите, какой частью речи являются слова живые тонкие.

– Назовите имена прилагательные.

– Признаками каких слов являются эти прилагательные? (Признаками существительных)

– Как называются связанные между собой существительные и прилагательные? (Пары слов, связанные между собой, называются словосочетаниями)

– Выпишите из упражнения словосочетания по образцу: в лесу (в каком?) зимнем.

Ребята выходят к доске по одному и записывают словосочетания.

– Какие цвета встретились в тексте? Объясните лексическое значение этих слов. (Не совсем, а чуть-чуть серо-рыжий, чуть-чуть голубой)

Разбор слов по составу:

Серо-рыжеватый, голубоватый

– Что же нам помогло определить не совсем, а чуть-чуть? (Это суффиксы – еват –, – оват –.)

– Как вы думаете, слово пёстрый обозначает цвет или нет? (Да) Объясните лексическое значение этого слова. (Пёстрый – содержащий несколько разных цветов.)

– А можно сказать про рябину, что она пёстрая?) (Да) Слайд 6.

– Давайте украсим нашу картину рябиной.

– Для чего нужны имена прилагательные? (Чтобы речь была красивая и богатая.)

V. Физминутка

Слайд 7.

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

VI. Словарная работа

1. Знакомство с новым словарным словом

– Отгадайте загадку:

Тучи серые несу
Над землёю вязкой
И рисую я в лесу
Золотою краской. (Осень)

– Как вы догадались, что это осень? Подберите синоним к слову золотой. (Жёлтый)

Демонстрируется карточка со словом ЖЁЛТЫЙ, слово разбирается. Дети определяют букву для запоминания.

Слайд 8. – Вот как описывается это слово в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Жёлтый – имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднюю между оранжевым и зелёным; цвета яичного желтка, золота.»

– Запишите новое словарное слово жёлтый.

– Жёлтый, какая часть речи?

– Что знаете об имени прилагательном?

– А что у нас в природе жёлтого цвета? (Солнце)

Вот мы и поместим солнце на нашу картину. Слайд 9.

2. Развитие речи.

– Составьте предложение со словом жёлтый.

Слайд 10. Запись предложения под диктовку. Один ученик работает у доски.

– Подчеркните грамматическую основу и обозначьте части речи.

VII. Подведение итога

На картине появляются рыжая лисица и серый заяц. Слайд 11.

Учитель читает стихотворение. (Автор Зайнуллина Р.Р.)

Вон та рыжая лисица
Зайца серенького ищет.
Мы зайчишку сбережём,
От беды его спасём.
На вопрос наш класс ответит,
Зайку лиска не заметит.

– Что вы знаете об имени прилагательном? (Ответы детей)

– С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? (С именем существительным) Слайд 12.

– Вы правильно ответили на вопросы и помогли зайке. (Учитель меняет серого зайца на белого.) Слайд 13.

Ты, зайчишка, не тужи,
В шкурке новенькой беги.

– Что произошло с зайцем? (На зиму он сменил шкурку и теперь стал незаметным на белом снегу.)

VIII. Домашнее задание

Слайд 14. Учитель читает стихотворение:

Там, где пели зяблики,
Сегодня, посмотри,
Как розовые яблоки
На ветках снегири.

– С чем сравниваются снегири? (С яблоками.) А какого они цвета? (Розового.)

Я думаю, что розовый снегирь украсит нашу картину. Слайд 15.

– В начале зимы снегири появляются в центральных областях нашей страны, в её городах и сёлах. Вот и у нас появился снегирь. Он принёс вам домашнее задание.

Слайд 15. Стр. 152, упр.8.

Слайд 13.

– Посмотрите, какая картина у нас получилась. Она вам нравится?

– Как нужно относится к природе, к растениям, животным? (Природу нужно беречь, охранять, заботится о ней. В лесу не ломать ветки деревьев, кустов, не пугать животных.)

– Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.

Выставление оценок.

Приложение.