Цель проекта: Развитие общеучебных умений младших школьников посредством формирования "Портфолио".
Задачи:
- Анализ теории и практики по обозначенной проблематике, его систематизация.
- Создание модели "Портфолио".
- Реализация модели "Портфолио".
- Обобщение опыта реализации модели "Портфолио".
Актуальность:
Работая учителем, сталкиваешься с проблемами младших школьников, которые заключаются в следующем:
- неумение адекватно оценивать собственные достижения;
- при завышенной самооценке неумение определять точки роста (проблемные места);
- руководствуясь лишь мнением родителей и учителя неумение анализировать собственные поступки.
На мой взгляд, это объясняется недостаточным овладением общеучебными умениями:
- умением сравнивать;
- умением устанавливать причинно-следственные связи;
- Умением обобщать;
- умением планировать;
- умением анализировать.
Все это в значительной степени затрудняет самостоятельное формирование детьми своего "Портфолио", бумажный вариант которого я использовала в течение 3 лет предыдущего выпуска. Поэтому необходимо целенаправленная деятельность по формированию общеучебных умений, таких как:
- умение сравнивать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Умение обобщать;
- умение планировать;
- умение анализировать.
Современный уровень, на который вышло наше образование, требует другого подхода к этой проблеме, решение которой я вижу в создании электронного варианта "Портфолио".
Этим обусловлена моя тема "Портфолио как эффективное средство развития общеучебных умений".
Механизм реализации проекта:
- Анализ теории и практики по обозначенной проблематики, его систематизация;
- Информатизация участников учебного процесса;
- Создание модели электронного "Портфолио";
- Работа с "Портфолио";
- Распространение опыта;
- Создание электронного "Портфолио" на уровне школьного коллектива;
- В перспективе работа учащихся по оформлению предлагаемого "Портфолио".
В ходе реализации проекта предполагается то, что, работая с электронным "Портфолио" у учащихся формируются общеучебные умения, такие как:
- умение сравнивать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение обобщать;
- умение планировать;
- умение анализировать.
В перспективе я вижу необходимость применения "Портфолио" в начальных классах, для чего необходимо обобщить накопленный опыт и представить работу в виде методических рекомендаций, методического пособия.
Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он водится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет Портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные цели и задачи ведения Портфолио в начальных классах:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на Портфолио документов, а на Портфолио творческих работ.
Важно помнить. В самом начале, когда ребенок начинает работать над составлением Портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Необходимо с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию Портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить Портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "Работы, которыми я горжусь".
Ко всему сказанному добавить, что введение Портфолио в начальной школе является инициативой учителя (или завуча начальной ступени). Обязать вас вести Портфолио в соответствии с какими-либо жесткими требованиями администрация не вправе. На общеклассном родительском собрании (которое по этому поводу обязательно должно быть проведено) необходимо обсудить вопрос введения Портфолио.
Приложение - модель электронного Портфолио.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
- Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 1998. - № 3. - с.76.
- Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галковской. - Псков: ПГПИ, 2003. - с.242.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М.: Аcademia, 2000. - С.151.
- Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. 2005.- №3., стр. 45 - 56.
- Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. // Профильная школа. 2006. - №3, стр. 51-53.
- Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. - М.: , 2008. - 114 с.
- Портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/
- Сеть творчески работающих учителей http://www.it-n.ru