Урок обучения грамоте в 1-м классе "Буквы Вв, Фф, звуки [в], [в'], [ф], [ф']" (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания о звуках гласных и согласных, сопоставить звонкие и глухие согласные звуки (в ф), (в ф).
  2. Читать слова с изученными буквами. Развивать красивую и правильную речь.
  3. Учить понимать текст, составлять к тексту заголовок.
  4. Развивать фонематический слух.
  5. Воспитывать культуру общения.

Оборудование:

  1. Презентация урока.
  2. Слияния.
  3. Карточки для работы в парах при составлении рассказа.
  4. Выписка из толкового словаря Ожегова.
  5. Карточки оценки своей деятельности.
  6. У детей полотно с буквами: Вв, Фв, слияния, маркер, досочка, простой карандаш, ручка.
  7. Тексты на карточках двух видов.

Ход урока

Орг. момент.

Здравствуйте, сегодня 21 ноября среда, урок обучения грамоте.

Сообщение темы и цели урока.

Вспомните, какие буквы у нас были именинницами вчера?

Буква «вэ» и буква «эф». Какие звуки обозначает буква «вэ»(показываю на доску с картинкой буквы) Буква «вэ» обозначает согласный, звонкий, мягкий звук «в» и согл, звонкий, тв., звук «в». Почему эти звуки согл.? Эти звуки согласные, т.к., при произношении их воздух встречает преграды (губы и зубы) Почему эти звуки звонкие? Звуки «в» и «в» звонкие, т.к. произносятся с шумом и голосом. Какие звуки обозначает буква «эф» (показываю на доску) Буква «эф» обозначает согласный, глухой, мягкий звук «ф» и согл. глухой , твёрдый звук «ф» . Почему эти звуки согл.? Эти звуки согласные, т.к., при произношении их воздух встречает преграды (губы и зубы) Почему эти звуки глухие? Звуки «ф» и «ф» глухие, т.к. произносятся без голоса.

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться читать слова с этими буквами.

Речевая разминка.

Какую нам приятно слушать речь?

Чтобы наша речь была красивой, чёткой, правильной нам необходимо сделать зарядку для язычка.(делаем зарядку)

А сейчас мы отправляемся в цирк на представление. Кто был в цирке поднимите руки? Молодцы, многие были в цирке, значит, вы знаете, что можно увидеть в цирке.

Но прежде чем попасть в цирк нужно купить билет.

Цирк открывается!
К началу все готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса,
Даже Ежик пожилой
Притащился чуть живой...
– Подходите,
Ежик, Ежик.
Вам билет в каком ряду?
– Мне – поближе:
Плохо вижу.
Вот спасибо.
Ну, пойду.
Говорит Овечка:
— Мне – одно местечко!
Вот мое «благодарю»
– Доброе словечко.
Утка: – Кряк!
Целый ряд
Для меня и для ребят! –
И достала Утка
«Доброе утро».
А Олень:
– Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке.
Дайте лучшие места,
Вот мое «пожалуйста».
И вдруг,
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Петухов,
Барсуков...
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого...
Касса, выдай мне билет!
Ваше вежливое слово?
У меня такого нет.
Ах, у вас такого нет?
Не получите билет!
Мне – билет.
– Нет и нет.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами...
(Э. Мошковская)

Стих рассказывают дети.

Почему медведь не попал в цирк?

Закрепление. Работа со схемами.

Начинается представление, но что за представление на арене цирка без фонарей. Чтоб они зажглись нужно составить схему. (составляем, проверяем, аплодисменты за правильные схемы)

Ну что, молодцы, схемы составили верно, значит можно начинать представление.

Вышел первый артист, это щенок Филя (составьте схему), вторые вышли тигрята, только в цирке они могут играть тыквой.(составляем схему )

Индивидуально у доски сост. велосипед.

У меня от вас секрет..

Дали тигрятам велосипед, спор возник у них друзья, всем кататься в раз нельзя. Сопор разрешил ученик, составив схему, проверим.

Сравните первые звуки в словах Филя и велосипед. Чем они похожи? Они согл, мяг., В чем разница? Один звонкий другой глухой.

Их называют парные согл. А кто догадался какой будет парный согл. звук у звука «в» в слове тыква?

В. Мы повторили парные согласные звуки. 

Работа со звуками и буквами.

У Фили шарики в тележке, а в них спрятались звуки, нам нужно эти звуки услышать в словах, поймать и обозначить буквами. Индивидуально у доски лев.

Фокус, сова, жираф, свет, фишка, факел. Молодцы. Проверяем схему слова лев. Ребята, лев в беде, такое сильное животное и его слову нужна помощь.

В. Бывает в словах звук, который слышим не совпадает с буквой которой мы его обозначаем.

Чтение слов.

Фокус-мокус и друзья появляются слова.

Фрак фокусник сова
Факел факир софа
Фея маг  

Значение слов, 2 столбик: в чём сходство слов во втором столбике? Чем различаются слова в 3 столбике? Эти слова нам встретятся в тексте.

Антракт

(значение) Физ. минутка. 

Зайцы скачут по арене,
Зайцы здесь не знают лени.
Мяч от маленькой мартышки
полетел к большому мишке.
Нос у клоуна большой.
Но понятно, что не свой.
Попугайчик покружился с
Пеликаном подружился
Отдохнули, погуляли, много мы
О всём узнали, а сейчас идём мы в зал
Фокусник нас приглашал.

Чтение текстов.

Фокусник дал задание. Прочитать текст. Придумать заголовок.

Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет,
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо.

Какое чудо сделал фокусник? (один читает по доске)

Какой заголовок?

Громко заиграла музыка, Туман окутал зал и возник фокусник. Он достал из-за ширмы старый сундук. Сундук был пустой.
Фокусник сказал три слова:
– Финти, винти, фукс!
И вдруг из сундука забил фонтан.
Вот это фокус!
Мы долго дружно аплодировали:
– Браво! Браво! Браво!

(на парте у каждого текст) 

Что достал фокусник? Что из него появилось?

Как озаглавить? (один читает по доске) 

Составление слов. (один у доски)

Составление рассказа.

Почему я люблю ходить в цирк?

С какими буквами мы сегодня работали весь урок?

Кому понравилось?