Цели:
- учить учащихся распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- листья березы, клена, рябины, дуба (у каждого ученика);
- гербарий разных пород деревьев;
- раздаточный материал (шаблоны листьев, «коврики» с изображением листьев) для каждого ученика;
- картины осеннего леса;
- нарисованное дерево (одно с листьями, одно без).
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня у нас урок необычный. К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
– Сегодня Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик приготовили для вас новое испытание. Они приглашают вас в сказку для того, чтобы познакомиться с деревьями.
II. Проверка знаний и умений.
– Но чтобы попасть в эту сказку вам необходимо разгадать кроссворд.
- Растение, которое похоже на зеленого ежика (кактус).
- Цветок, который называют звездой (астра).
- Лекарственное растение клумбы (календула).
- Растение, цветок которого похож на солнышко (подсолнух).
- Красивый цветок с колючими шипами (роза).
- Цветок, который дарят мамам на 8 Марта (тюльпан).
- Растение с фиолетовыми цветочками и бархатными листочками (фиалка).
III. Работа над новой темой.
Ах, какая красота!
Осень в гости к нам пришла.
Золотой убор с собою
Всем деревьям принесла!
Глазки дружно все закрыли,
На парты ручки положили.
Отправляется наш класс
В осенний лес, порадовать глаз.
Мы попали в лес,
Смотри – вот деревья, вот кусты.
А на маленькой полянке
На одном деревце листы.
Все листочки непростые,
Все волшебные, резные.
Выделяют кислород.
Благодарен им народ.
Ветер злой о нем узнал
И листочки все сорвал.
Вы листочки соберите,
И деревцу их верните.
– Ну что, ребята, готовы вы собрать все сказочные листочки и вернуть их обратно нашему дереву?
– Тогда начнем!
IV. Практическая работа № 1.
(На столах у детей лежат листья разных пород деревьев (клен, тополь, каштан, дуб, береза, рябина)).
Ветер гнал листочки, гнал.
По всему свету разбросал.
Но вот чудо, посмотри,
На столах у вас они!
На листочки посмотрите
И их на группы поделите.
– По каким признакам мы можем поделить листочки на группы? (по цвету, форме, размеру).
– А можете ли вы сказать, от каких деревьев эти листья? (ответы детей).
(Доклады детей о деревьях).
КЛЕН.
Клен – желанный гость всех улиц и парков. Его резные листья так красивы в осенний листопад! В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.БЕРЕЗА.
Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Ее мы узнаем по белой коре. Других деревьев с такой корой больше нет.ДУБ.
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят далеко в землю. Дуб можно узнать по листьям. Даже зимой на дереве остается хотя бы несколько побуревших листьев.ТОПОЛЬ.
Тополь – высокое дерево. Растет обычно по берегам рек. Люди сажают тополя в парках и аллеях.
V. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VI. Продолжение работы по теме урока.
– Листочки каждого дерева имеют листовую пластинку и черешок.
–Кто догадался, что такое «листовая пластинка»? Что такое «черешок»? (Один ученик показывает у доски)
– Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у березы, у клена – листовая пластинка простая.
– У некоторых деревьев листовая пластинка сложная. Рассмотрите листья. Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку? (каштан)
– Почему? Рассмотрите этот лист.
– Ребята, а чем листья одного и того же дерева отличаются летом и осенью? (окраской)
– Чем летняя окраска листьев отличается от осенней?
– У вас на столах лежат листики с нарисованными листочками. Листья изображены парами. Раскрасьте листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.
VII. Практическая работа №2 (вырезание листьев из бумаги).
В сказке мы давно гуляем.
И листочки собираем.
Но пришла пора, смотри,
Вернуть деревцу листы.
На столе листок возьмите
И листочек обведите.
– У вас на столах лежат листы цветной бумаги и шаблон листочка. Обведите его на цветной бумаге и вырежьте.
– А выполнять эту работу мы с вами будем по музыку великого композитора Вивальди «Времена года - осень».
Злого ветра мы прогнали
И листочки все собрали.
Дружно к дереву пойдем
И листики ему вернем.
(на ствол нарисованного дерева приклеиваем листики, вырезанные детьми).
В сказке долго мы гуляли.
Много нового узнали.
И пришла пора сейчас,
Нам вернуться с вами в класс.
Глазки дружно вновь закрыли.
На парты ручки положили.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и в классе мы опять.
VIII. Итог урока.
– Понравилась ли вам сказка, в которой мы сегодня побывали?
– Что особенно вам запомнилось?
– Что нового вы узнали о деревьях и их листочках?