Организационная информация |
|
Предмет | Информатика и ИКТ (ИКТ) |
Класс | 10 |
Методическая информация | |
Тип урока | урок формирования новых умений |
Цели урока | выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой |
Задачи урока | образовательные: познакомить
учащихся с новым сервисом портала Google.com
"Документы Google"; дать представление о
совместной работе над одним документом в
процессе коллективной работы над одним проектом;
выработать умения работы с табличным редактором
в рамках сервиса "Документы Google"; научить
владению дополнительными приемами работы с
инструментами редактора электронных таблиц;
углубить знания в вопросах обработки знаний с
использованием редактора электронных таблиц. воспитательные: показать значимость роли члена коллектива в процессе работы над проектом; вовлечь в активную практическую деятельность в ходе выполнения проекта; создавать объективную основу для воспитания мастерства докладчика; совершенствовать навыки общения. развивающие: научить работать с электронными и твердыми носителями информации и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Узнают о новом сервисе портала Google "Документы Google", научатся работать над проектом и обрабатывать текущую информацию в сети Интернет посредством сервиса "Документы Google", закрепят старые и приобретут новые навыки работы в редакторе электронных таблиц в рамках сервиса "Документы Google" |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютерный класс: рабочие места учеников, соединенные в единую локальную сеть с выходом в сеть интернет, рабочее место учителя в локальной сети с доступом в сеть интернет, мультимедиа-проектор, проекционный экран, индивидуальные карточки (15 штук или по числу учащихся в группе) с данными для доступа в сервис "Документы Google" по адресу http://docs.google.com/?hl=ru&tab=wo, карточки с индивидуальными заданиями для реализации проекта |
Описание мультимедийных компонентов проекта |
|
Форма (презентация, тест и т.п.) | Презентация (MS PowerPoint 2003) + видеофрагменты |
Технические данные (компьютер, интерактивная доска и другие.) | Компьютер, проекционное оборудование (проектор, экран) |
Название темы или раздела учебного курса | Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов |
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) | Ppt, xls, doc, wmv |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) | Презентация, таблица excel, текстовый документ, файлы видеоматериалов |
Образовательный тип (Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие) |
Демонстрационный, наглядный материал |
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал | MS PowerPoint 2003/2007, SmartNotebook |
Цели, задачи дидактического материала | Вспомогательный материал, для наглядного отображения действий, рабочее поле для показа видеоматериала, отображение заданий проекта |
Содержание дидактического материала | Презентация (слайд 1 - титульный слайд; слайд 2 - видео про табличный редактор; слайд 3 - видеоматериал по работе с сервисом Google; табличный редактор на сервисе Документы Google), текстовый документ карточка 1 - раздаточный материал с данными для входа в сервис Google, таблицы excel карточка 2 и карточка 3 - таблицы для групп |
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) | видеофайлы |
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) | Авторский материал |
Возможности использования
дидактического материала: - педагогом на уроке (указать этапы урока); - учащимися |
По ходу урока обеими сторонами учебного процесса |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | нет |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Использование видеоматериалов на презентациях позволяет не быть учителю привязанным к своему рабочему месту во время объяснения темы. |
Конспект урока |
|
Мотивация учащихся | |
Ход и содержание урока | Содержание
Ход урока Оргмомент (1-2 мин.) Приветствие учителя/учащихся. Подготовка рабочих мест, установка к началу урока. Постановка цели (2-3 мин.) Начало урока, оглашение темы урока, общая формулировка цели урока и задач (на экране проецируется слайд 1 презентации). Фронтальный опрос и актуализация знаний (5-7 мин.) На данном этапе урока проводится фронтальный опрос для повторения пройденных на предыдущих уроках вопросов по работе с электронной таблицей (ЭТ) (MS Excel или OpenOffice.org Calc): понятия листа, книги, ячейки; понятие адреса ячейки (относительный, абсолютный, комбинированный); элементы форматирования ячеек (пункт меню Формат a Ячейки: и закладки диалогового окна Формат ячеек); понятие формулы; функции в редакторе ЭТ. На этом этапе переходим к показу слайда 2 и предложить одному из учеников выйти к доске и прокомментировать происходящие на видеоматериале действия. Формулировка задания проекта: выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, защита проекта (30 мин.) Основной этап урока. Использование документов и обмен ими - составляющая деятельности во многих сферах. Создание документов и последующее их слияние остается в прошлом. На смену старым приходят новые возможности. Одна из таких новшеств - сервис Документы Google. Относительно молодой проект глобальной сети интернет резко стал крупным лидером в своей сфере и на этом уроке мы с ним познакомимся. Для работы с данным сервисом потребуется учетная запись на портале. На время сегодняшнего урока он у вас есть (раздаем карточки 1 (Приложение 1). Дальнейшая работа пройдет за компьютерами. Выполните пожалуйста инструкции на вашей карточке (на экране слайд 3). После выполнения данного задания демонстрация возможностей и работы с Документами Google (слайд 4). После демонстрации этого слайда и проб учеников по заполнению таблиц переходим к озвучиванию игровой ситуации - формулировки заданий проектов (раздаем карточки 2 и 3). Работа будет вестись по группам: одна группа получает задание по карточкам 2, вторая по карточкам 3 (Отметим, что приложения 2 и 3 организованы так, что по ним можно создать несколько карточек - по числу учеников, - в них для генерации числовых данных использованы встроенные функции). Коллективно, каждый на своем месте заполняет свой лист одной таблицы. Выполнившие работу первыми получают дополнительное задание: Создать в таблице еще один лист, на которой собрать итоги с первых таблиц, которые создавались остальными. По итогам выполненной работы, от каждой группы по представителю на экране демонстрирует выполненную группой работу. Если отведенное время позволяет, итоги работы могут быть оформлены в виде презентации на сервисе Документы Google. Итоги урока и Определение домашнего задания (3 мин.) Итоги подводятся по всем таблицам, заполненным группами и анализируются положительные и отрицательные моменты подобной формы коллективной работы. В качестве домашнего задания предлагается по возможности завести свои учетные записи на портале Google и совместно заполнить на нем документ. |
Проверка и оценивание ЗУНов | Проверка итогов реализации проекта и защита проекта у доски с презентацией |
Рефлексия деятельности на уроке | Выступление с защитой работы по проекту, презентация к защите проекта, листы таблицы с данными по проекту. |
Домашнее задание | В качестве домашнего задания предлагается по возможности завести свои учетные записи на портале Google и совместно заполнить на нем документ. |
Дополнительная необходимая информация | |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература (если имеются) | Справочные материалы по Google |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Наглядно, доступно, познавательно и интересно, с применением доступа в сеть интернет |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | На следующем уроке можно предложить создать коллективную презентацию на одну общую тему в рамках сервиса Google. |
Другое |
Обработка табличной информации. Совместное использование ресурса в процессе реализации проекта
- Дибиров Магомедшапи Дибиргаджиевич, Педагог дополнительного образования
Разделы: Информатика
Классы: 8, 9, 10, 11
Ключевые слова: электронные таблицы, ячейка, лист, книга, формулы, функции