Тематика данного кружка возникла не случайно. Школа № 11 находится в Микрорайоне "Красная горка" г. Подольска, расположенном на левом берегу реки Пахры.
На протяжении нескольких столетий жители города занимались промыслом "белого камня"- известняка. В пойме реки Пахры располагается несколько заброшенных карьеров, а в двух километрах от школы находится огромный карьер, из которого долгое время добывали известняк для цементного завода.
Учебные экскурсии в эти места послужили началом сбора школьной палеонтологической коллекции. Школьниками было написано несколько научных работ. Занятия в краеведческом кружке помогают развивать интерес к предмету и выполняют большую роль в формировании любви к своей Родине.
- Организационное занятие.
Выбор актива.
Круглый стол. Составление плана работы на 1 полугодие. - Место г. Подольска и Подольского района на карте России.
Работа с атласом, контурными картами. - Географическое положение Подольского района.
Подготовка к школьной «Недели географии» - Геологическое строение и рельеф Московской области.
Викторина «Знаешь ли ты свой край» - Геологическое строение Подольского района.
Подготовка к школьной экскурсии. - Путешествие вглубь веков. Палеонтологические находки на территории Подольского района. <Рисунок 1>
Краткая характеристика и особенности строения ископаемых осадков.
Подготовка к школьной экскурсии. - Экскурсия в пойму реки Пахры, Подольский карьер.
Сбор минералогической коллекции. <Рисунок 2> - Тектоника Московской области.
Разломы и трещины земной коры.
Что такое минералы. - Посещение музея "Подолье". <Рисунок 3>
- Тектоника Московской области.
Подольский район.
Обработка собранных минералов горных пород. <Рисунок 4><Рисунок 5> - Что такое минералогия. Задачи науки.
Практическая часть. Состав и примеси минералов. - Флора и фауна каменноугольного периода.
Практическая работа с геологической коллекцией.
Хрупкость и упругость минералов.
Начальные сведения по палеонтологии беспозвоночных. - Геологические памятники московской области, Подольского района.
Практическая часть. Работа с геологической коллекцией.
Магнитность минералов.
Формы сохранности ископаемых организмов. - Как выглядело окаменевшее дно среднекарбонового моря в Подмосковье.
Практическая работа. Определение свойств минералов.
Вкус, шероховатость. - Стратеграфические. Палеонтологические памятники Подмосковья.
Практическая часть. Самородные элементы. - Связь геологического строения и рельефа Московской области.
Практическая часть. Определение минералов по внешним признакам. - Экскурсия в Подольский краеведческий музей. <Рисунок 6>
Палеонтологические находки на Подольской земле.
Растительный и животный мир родного края. - Рельеф Московской области.
Связь человек – природа.
Влияние на природу хозяйственной деятельности человека. Рукотворные формы рельефа. Работа с картографическим материалом. - Овраги. Геоморфологическая характеристика.
Строение, жизнь оврага.
Практическая часть. Работа со статистическими материалами. - Почвоведение как наука.
В.В.Докучаев – основатель почвоведения.
Работа со статистическими и картографическими материалами. - Как и из чего рождается почва.
Взаимосвязь почвы, растительного и животного мира. Виды почв, характеристика почв по картам. - История возникновения почвенного покрова.
Разноцветные пояса планеты.
Характеристика почв Подмосковья и Подольского района. - Экологический фактор почвообразования.
Почва – возобновляемый природный ресурс.
Практическая часть. Как правильно выполнить почвенный разрез. - Теоретическое изучение почвенного разреза.
Практическая часть. Подготовка к весенней полевой практике. Как зафиксировать ее результаты и сохранить образцы почв. - Растительный мир Московской области. Организация фенологических наблюдений за природой.
- Почвы, растительный и животный мир – важные составляющие географической оболочки.
Народные приметы предсказания погоды. - Флора и фауна Подольского района.
Работы с определителем растений и справочником следопыта. - Экскурсия в Геологический музей им. Вернадского (г.Москва). <Рисунок 7>
- Растения и животные, занесенные в красную книгу.
Приокско-Террасный заповедник. Экскурсия. <Рисунок 8>
Как правильно составить гербарий. - Экскурсия по окрестностям г. Подольска.
Практическая часть. Сбор горных пород для школьного краеведческого музея. - Школьная экологическая конференция. <Рисунок 9>
- Практическая работа по систематизации собранных образцов.
- Как сохранить результаты изучения почвы.
- Экскурсия в окрестности своей школы.
Изучение местных природных комплексов.
Как правильно комплектовать гербарий. - Заключительное занятие.
Подведение итогов работы кружка.
Награждение лучших участников.
Летнее задание.