Цели:
- Закрепить умения классифицировать предметы по их свойствам.
- Расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- демонстрационный материал геометрических фигур, муляжи грибов.
Презентацию можно получить у автора статьи.
I. Организационный момент. Релаксация.
На урок пришли гости вместе со сказочными героями Смешариком и Нюшей, которые принесли жетончики и пустую корзинку. Приглашают нас с вами, а куда сейчас узнаем. Закройте глаза (включить грамзапись: "Голоса леса").
Под музыку читает учитель:
Прекрасен лес в ранние утренние часы.
В лес бежим мы по тропинке.
Мимо сосен и берез.
А в руках у нас корзинка
Для морошки и грибов.
– Мы оказались с вами где? (В лесу.)
– Поможем Смешарику и Нюше набрать правильных грибов т.е. Съедобных.
– Какие грибы называются съедобными?
II. Устный счет.
– Сегодня на уроке мы научим Нюшу, какие грибы нужно собирать и познакомим ее с ними.
1. Угадайте о каком грибе идет речь.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это (сыроежка).
– О сыроежках знает очень много Несмелова Настя.
Сообщение ученика: Некоторые сыроежки действительно можно есть сырыми. Но в лесу растут самые разные сыроежки. И найти среди них такие, которые можно есть в сыром виде, очень нелегко. А потому лучше не пробуйте сырых сыроежек, чтобы не случилось беды.
– Чтобы положить в корзинку сыроежки, выполним задание.
- Прямой счет от 1 до 20 – (1 ряд)
- Обратный счет от 10 до 1 – (2 ряд)
- Назовите предыдущее число: 5, 7, 9.
- Назовите последующее число: 6, 3, 8.
- Назовите соседей числа: 5, *.
- Какое из чисел больше и на сколько: 4 или 6?
– Молодцы, с этим заданием справились. Первый гриб – сыроежка уже в корзинке.
2. Решение задач в стихах.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзинке? (3.)На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (3.)
– О каком грибе идет речь?
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносит летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые (лисички).
– Об этих грибах знает Соколова София: Лисичка-сестричка – так иногда зовут этот гриб, “лисичкой” – за ярко-рыжую окраску. Сестричкой – за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Всегда в траве скрывается целая семейка. Хорош этот гриб тем, что никогда не бывает червивым.
– Чтобы его положить в лукошко, выполним задание.
Игра-молчанка “Ромашка”.
На доске висит ромашка с выражениями, а на столах у детей лежат
индивидуальные карточки с цифрами от 1 до 10. Учитель показывает пример, а дети
– ответ. Обращается внимание на выражения, в которых допущены ошибки. (3+2, 7–2,
3+1,
10–2....)
III. Закрепление изученного.
Математический ребус. БОРОВИК–1234567. (Белый) Буквы разбросаны на доске, расставить цифры по порядку, и получится слово с названием гриба.
– Об этом удивительном грибе собрал материал Шогин Роман: Почему белый гриб зовут “царем грибов?” Окраска простая, даже скромная, нет никакого вида. Разве что за вкус, за качество. Но когда еще издали увидишь его – забудешь все! Да. Это царь грибов! Это маленький шедевр природы.
– Чтобы положить белый гриб в корзинку, выполним следующие задания.
– Работу выполняют парами за столами и по две пары работают у доски.
- Расставить грибы в порядке увеличения размера (4 предмета).
- Расставить грибы в порядке уменьшения размера (4 предмета).
- Расставить корзинки в порядке увеличения, но одинаковых по форме (5 предметов).
- Расставить грибы в порядке уменьшения, но разных по цвету (4 предмета).
– Какие свойства использовали, чтобы выполнить задание? Мы справились с этим заданием и белый гриб, уже в корзинке.
IV. Физкультминутка
Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их волнушки.
Название какого гриба встретилось в физкультминутке? (Волнушка.)
Заярный Семен приготовил небольшой рассказ о волнушках.
Растет волнушка около берез и елей. По шляпке у нее, как волны на воде, расходятся розовые круги. За эти круги – волны и назван гриб волнушкой.
– И этот гриб оказался в корзинке.
V. Развитие внимания и мышления.
1. Собери слово (по-до-си-но-вик) название гриба.
– Гандзюк Юра нашел материал о подосиновиках^
Подосиновик дружит с осинами – под ними вы его и отыщете. Шляпка у подосиновика яркая, заметная. Будто собрался этот гриб на веселый праздник.
Игра: “Грибники уснули”. На доске расположены все грибы, о которых дети сегодня, что-то узнали. На команду: грибники уснули, один предмет убирается.
2. Найди лишнее слово.
Помидор
Огурец
Груздь
Свекла
– Ольков Егор знаток груздей.
Груздь называют по разному: грузель, правский, т.е. настоящий. В пишу употребляется только в соленом и маринованном виде.
– Чтобы попал этот гриб в корзинку, найдите недостающие предметы.
белый | рыжик | груздь |
груздь | ? | рыжик |
рыжик | груздь | ? |
– Наконец и этот гриб оказался в корзинке.
– Как одним словом назвать все грибы, которые оказались в нашей корзинке? (Съедобные.)
– Существует народная мудрость, говорят: Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзинку кладут.
– Почему у нас тоже остался один гриб? (Мухомор.)
Он вреден для человека, если применять его в еде, а для животных самое главное лекарство.
Дети совместно с учителем составляют правила сбора грибов.
Правила сбора грибов.
- Одеваться правильно в лес.
- Брать только известные грибы
- Быть в лесу внимательным.
Сбор грибов на парте (аппликация на доске) – закрепление (дети в парах группируют грибы по признаку съедобные и несъедобные).
VI. Итог.
Солнце стало ниже,
Начала спадать жара,
Нам домой идти пора.