Урок математики 1-го класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Распределение предметов в группе по их свойствам"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить умения классифицировать предметы по их свойствам.
  • Расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • демонстрационный материал геометрических фигур, муляжи грибов.

Презентацию можно получить у автора статьи.

I. Организационный момент. Релаксация.

На урок пришли гости вместе со сказочными героями Смешариком и Нюшей, которые принесли жетончики и пустую корзинку. Приглашают нас с вами, а куда сейчас узнаем. Закройте глаза (включить грамзапись: "Голоса леса").

Под музыку читает учитель:

Прекрасен лес в ранние утренние часы.
В лес бежим мы по тропинке.
Мимо сосен и берез.
А в руках у нас корзинка
Для морошки и грибов.

– Мы оказались с вами где? (В лесу.)

– Поможем Смешарику и Нюше набрать правильных грибов т.е. Съедобных.

– Какие грибы называются съедобными?

II. Устный счет.

– Сегодня на уроке мы научим Нюшу, какие грибы нужно собирать и познакомим ее с ними.

1. Угадайте о каком грибе идет речь.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это (сыроежка).

– О сыроежках знает очень много Несмелова Настя.

Сообщение ученика: Некоторые сыроежки действительно можно есть сырыми. Но в лесу растут самые разные сыроежки. И найти среди них такие, которые можно есть в сыром виде, очень нелегко. А потому лучше не пробуйте сырых сыроежек, чтобы не случилось беды.

Чтобы положить в корзинку сыроежки, выполним задание.

  1. Прямой счет от 1 до 20 – (1 ряд)
  2. Обратный счет от 10 до 1 – (2 ряд)
  3. Назовите предыдущее число: 5, 7, 9.
  4. Назовите последующее число: 6, 3, 8.
  5. Назовите соседей числа: 5, *.
  6. Какое из чисел больше и на сколько: 4 или 6?

– Молодцы, с этим заданием справились. Первый гриб – сыроежка уже в корзинке.

2. Решение задач в стихах.

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзинке? (3.)

На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (3.)

О каком грибе идет речь?

Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносит летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые (лисички).

– Об этих грибах знает Соколова София: Лисичка-сестричка – так иногда зовут этот гриб, “лисичкой” – за ярко-рыжую окраску. Сестричкой – за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Всегда в траве скрывается целая семейка. Хорош этот гриб тем, что никогда не бывает червивым.

– Чтобы его положить в лукошко, выполним задание.

Игра-молчанка “Ромашка”.

На доске висит ромашка с выражениями, а на столах у детей лежат индивидуальные карточки с цифрами от 1 до 10. Учитель показывает пример, а дети – ответ. Обращается внимание на выражения, в которых допущены ошибки. (3+2, 7–2, 3+1,
10–2....)

III. Закрепление изученного.

Математический ребус. БОРОВИК–1234567. (Белый) Буквы разбросаны на доске, расставить цифры по порядку, и получится слово с названием гриба.

– Об этом удивительном грибе собрал материал Шогин Роман: Почему белый гриб зовут “царем грибов?” Окраска простая, даже скромная, нет никакого вида. Разве что за вкус, за качество. Но когда еще издали увидишь его – забудешь все! Да. Это царь грибов! Это маленький шедевр природы.

– Чтобы положить белый гриб в корзинку, выполним следующие задания.

– Работу выполняют парами за столами и по две пары работают у доски.

  1. Расставить грибы в порядке увеличения размера (4 предмета).
  2. Расставить грибы в порядке уменьшения размера (4 предмета).
  3. Расставить корзинки в порядке увеличения, но одинаковых по форме (5 предметов).
  4. Расставить грибы в порядке уменьшения, но разных по цвету (4 предмета).

– Какие свойства использовали, чтобы выполнить задание? Мы справились с этим заданием и белый гриб, уже в корзинке.

IV. Физкультминутка

Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их волнушки.

Название какого гриба встретилось в физкультминутке? (Волнушка.)

Заярный Семен приготовил небольшой рассказ о волнушках.

Растет волнушка около берез и елей. По шляпке у нее, как волны на воде, расходятся розовые круги. За эти круги – волны и назван гриб волнушкой.

– И этот гриб оказался в корзинке.

V. Развитие внимания и мышления.

1. Собери слово (по-до-си-но-вик) название гриба.

Гандзюк Юра нашел материал о подосиновиках^

Подосиновик дружит с осинами – под ними вы его и отыщете. Шляпка у подосиновика яркая, заметная. Будто собрался этот гриб на веселый праздник.

Игра: “Грибники уснули”. На доске расположены все грибы, о которых дети сегодня, что-то узнали. На команду: грибники уснули, один предмет убирается.

2. Найди лишнее слово.

Помидор
Огурец
Груздь
Свекла

Ольков Егор знаток груздей.

Груздь называют по разному: грузель, правский, т.е. настоящий. В пишу употребляется только в соленом и маринованном виде.

– Чтобы попал этот гриб в корзинку, найдите недостающие предметы.

белый рыжик груздь
груздь ? рыжик
рыжик груздь ?

– Наконец и этот гриб оказался в корзинке.

– Как одним словом назвать все грибы, которые оказались в нашей корзинке? (Съедобные.)

– Существует народная мудрость, говорят: Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзинку кладут.

– Почему у нас тоже остался один гриб? (Мухомор.)

Он вреден для человека, если применять его в еде, а для животных самое главное лекарство.

Дети совместно с учителем составляют правила сбора грибов.

Правила сбора грибов.

  1. Одеваться правильно в лес.
  2. Брать только известные грибы
  3. Быть в лесу внимательным.

Сбор грибов на парте (аппликация на доске) – закрепление (дети в парах группируют грибы по признаку съедобные и несъедобные).

VI. Итог.

Солнце стало ниже,
Начала спадать жара,
Нам домой идти пора.