Наброски с натуры: "Фигура человека" (5-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Пояснительная записка.

Главной целью в проведении урока является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Рисование с натуры позволяет развивать зрительную память, пространственное представление, развивать зрительные образы, применяемые в рисование на темы, иллюстрирование произведений.

Учащийся приобретает навык самостоятельно передавать пропорции человека, используя конструктивное строение, пространственное расположение по отношению к изображаемым объектам. Совершенствуется умение работать в цвете, над рисунками с натуры, используя гармонию цветов, оттенков, передавать пространственные и объёмные отношения средствами цвета. Развиваются эмоционально - эстетическое отношение к изображаемому объекту и чувство восхищения красотой их форм, пропорций, очертаний, цветовой окраской.

Ребята продолжают знакомиться с творчеством ведущих художников , изучая средства художественной выразительности, которые те используют. Совершенствуют умение узнавать творческий стиль различных художников.

Теме "Фигура человека" посвящается 2 урока:

  • 1 урок - построение человека фас и профиль (1 способ) графическая работа,
  • 2 урок - фигуры мальчика и девочки в цвете (2 способ).

Конспект урока

Цель урока:

  • совершенствовать навык проводить анализ картин, обращая внимание на выразительность сюжета, последовательно читать содержание изображаемой сцены, выделять художественные достоинства картины.
  • развивать познавательные интересы при выполнении набросков и зарисовок фигуры человека с натуры, обращая внимание на конструктивно - анатомическое строение
  • продолжать развивать художественные навыки при выборе цветового решения в выполнении работы.
  • расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя.
  • воспитывать патриотическое отношение к деятельности художников в окружающей жизни.

Оборудование:

Репродукции: Ф. Решетников " Опять двойка"; А. Лактионова " В гостях у внуков" (Приложение 1).

Таблица: последовательное изображение человека в фас по пропорциям (Приложение 2).

Раздаточный материал:

  • карточки с изображением человека по пропорциям - фас (взрослый человек, подросток); школьники - фас (девочка, мальчик). (Приложение 3).
  • Карандаш, акварель или гуашь, кисти.

Этапы урока:

I урок:

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока. (1мин.)

3. Анализ репродукций Ф. Решетникова " Опять двойка" и А. Лактионова " В гостях у внуков" (5 мин.)

4. Опора фигуры (3мин.)

5. Последовательность выполнения работы с соблюдением пропорций.(10 мин.). Выполнение наброска по пропорциям: фас - взрослый человек, подросток; профиль - подросток (изображение человека на доске). (15 мин.)

6. Анализ характерных ошибок и наиболее удачных решений эскизов. (5-6 мин.)

II урок:

1.Демонстрация репродукций Ф. Решетникова "Опять двойка" и А.Лактионова "В гостях у внуков" - обсуждение цветовой гаммы. (5 мин.)

2.Выполнение наброска школьники: фас - мальчик, девочка. (15 мин.)

3. Работа над рисунком в цвете. (15 мин.)

4. Коллективная выставка и обсуждение работ. (5 мин.)

Ход урока

I урок:

1. - Ребята в своих рисунках вам часто приходится изображать людей. Чтобы правильно, уверенно рисовать бойцов, идущих в атаку, космонавтов на далекой планете, спортсменов во время выполнения гимнастических упражнений, нужно изучать пропорции тела человека, много упражняться в изображении человеческой фигуры в разных движениях. Тема урока: " Фигура человека".

2. - Давайте рассмотрим репродукции Ф.Решетникова " Опять двойка" и А.Лактионова " В гостях у внуков". Обратите внимание на выразительность сюжета, на содержание изображаемой сцены, на художественные достоинства картины. Разбираются подробно характерные позы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрослых.

3. Опора тела - это скелет. Он состоит более чем из двухсот костей, которые участвуют в разных движениях.

Чтобы правильно определить размеры отдельных частей тела относительно всего роста человека, нужно изучить основные пропорции. Голова высокого человека в восемь раз меньше его роста, человека среднего роста - в семь раз, у подростков - в шесть.

Ширина плеч в два раза больше ширины головы. Длина ног составляет половину высоты фигуры, а колено расположено посредине ноги. Длина ступни равняется высоте головы. Шея - это четвертая часть общей высоты головы (вместе с шеей). Если руки опущены, то кисть достает до середины бедра.

Формы человеческого тела. Упрощенно можно считать, что голова имеет форму яйца, шея - цилиндра; руки и ноги можно обобщить как цилиндры, а туловище - цилиндр, переходящий в конус, приплюснутый с боков.

В пластике тела основную роль играют мышцы. Их у человека более пятисот. Хорошо развитая мускулатура делает фигуру стройной, красивой.

4. Последовательность работы:

1. Проведите ось, соответствующую высоте фигуры.

2. Определите длину ног, разделив высоту фигуры пополам.

3. Разделив туловище на три части, определите высоту головы вместе с шеей.

4. Верхнюю часть поделите на четыре части: три четверти будут составлять высоту головы, а одна - шею.

5. Нарисуйте плечевую и тазовую оси; помните ,что тазовая ось меньше плечевой.

6. Наметьте колени, разделив длину ног пополам.

7. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов.

8. Нарисуйте линейную схему фигуры (скелет).

9. "Оденьте" скелет в мускулы.

Рисуя одежду, подчеркните основные складки, оттеняющие формы тела. При рисовании с натуры старайтесь передавать индивидуальные особенности человека, распределяя светотени на поверхности форм, выделяющие их объём (изображение человека на доске). Дети пользуются карточками последовательного изображения человека.

5.Учитель объясняет с помощью показа на доске особенности строения человека в состояния покоя. А также проводит анализ характерных ошибок в рисунках ребят и наиболее удачные решения.

II урок:

1. Снова демонстрируются репродукции Ф. Решетникова " Опять двойка" и А. Лактионова " В гостях у внуков". Обращается внимание на их колористическое решение.

2. Проводится ещё раз анализ конструктивно-анатомического строения человека, учитывая физические особенности строения мальчика и девочки. Дети используют карточки с изображением мальчика и девочки.

3. Работа над рисунком в цвете.

4. В конце урока проводится выставка работ. Отмечаются более удавшиеся работы, обсуждаются недочёты.