Пояснительная записка.
Главной целью в проведении урока является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Рисование с натуры позволяет развивать зрительную память, пространственное представление, развивать зрительные образы, применяемые в рисование на темы, иллюстрирование произведений.
Учащийся приобретает навык самостоятельно передавать пропорции человека, используя конструктивное строение, пространственное расположение по отношению к изображаемым объектам. Совершенствуется умение работать в цвете, над рисунками с натуры, используя гармонию цветов, оттенков, передавать пространственные и объёмные отношения средствами цвета. Развиваются эмоционально - эстетическое отношение к изображаемому объекту и чувство восхищения красотой их форм, пропорций, очертаний, цветовой окраской.
Ребята продолжают знакомиться с творчеством ведущих художников , изучая средства художественной выразительности, которые те используют. Совершенствуют умение узнавать творческий стиль различных художников.
Теме "Фигура человека" посвящается 2 урока:
- 1 урок - построение человека фас и профиль (1 способ) графическая работа,
- 2 урок - фигуры мальчика и девочки в цвете (2 способ).
Конспект урока
Цель урока:
- совершенствовать навык проводить анализ картин, обращая внимание на выразительность сюжета, последовательно читать содержание изображаемой сцены, выделять художественные достоинства картины.
- развивать познавательные интересы при выполнении набросков и зарисовок фигуры человека с натуры, обращая внимание на конструктивно - анатомическое строение
- продолжать развивать художественные навыки при выборе цветового решения в выполнении работы.
- расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя.
- воспитывать патриотическое отношение к деятельности художников в окружающей жизни.
Оборудование:
Репродукции: Ф. Решетников " Опять двойка"; А. Лактионова " В гостях у внуков" (Приложение 1).
Таблица: последовательное изображение человека в фас по пропорциям (Приложение 2).
Раздаточный материал:
- карточки с изображением человека по пропорциям - фас (взрослый человек, подросток); школьники - фас (девочка, мальчик). (Приложение 3).
- Карандаш, акварель или гуашь, кисти.
Этапы урока:
I урок:
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока. (1мин.)
3. Анализ репродукций Ф. Решетникова " Опять двойка" и А. Лактионова " В гостях у внуков" (5 мин.)
4. Опора фигуры (3мин.)
5. Последовательность выполнения работы с соблюдением пропорций.(10 мин.). Выполнение наброска по пропорциям: фас - взрослый человек, подросток; профиль - подросток (изображение человека на доске). (15 мин.)
6. Анализ характерных ошибок и наиболее удачных решений эскизов. (5-6 мин.)
II урок:
1.Демонстрация репродукций Ф. Решетникова "Опять двойка" и А.Лактионова "В гостях у внуков" - обсуждение цветовой гаммы. (5 мин.)
2.Выполнение наброска школьники: фас - мальчик, девочка. (15 мин.)
3. Работа над рисунком в цвете. (15 мин.)
4. Коллективная выставка и обсуждение работ. (5 мин.)
Ход урока
I урок:
1. - Ребята в своих рисунках вам часто приходится изображать людей. Чтобы правильно, уверенно рисовать бойцов, идущих в атаку, космонавтов на далекой планете, спортсменов во время выполнения гимнастических упражнений, нужно изучать пропорции тела человека, много упражняться в изображении человеческой фигуры в разных движениях. Тема урока: " Фигура человека".
2. - Давайте рассмотрим репродукции Ф.Решетникова " Опять двойка" и А.Лактионова " В гостях у внуков". Обратите внимание на выразительность сюжета, на содержание изображаемой сцены, на художественные достоинства картины. Разбираются подробно характерные позы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрослых.
3. Опора тела - это скелет. Он состоит более чем из двухсот костей, которые участвуют в разных движениях.
Чтобы правильно определить размеры отдельных частей тела относительно всего роста человека, нужно изучить основные пропорции. Голова высокого человека в восемь раз меньше его роста, человека среднего роста - в семь раз, у подростков - в шесть.
Ширина плеч в два раза больше ширины головы. Длина ног составляет половину высоты фигуры, а колено расположено посредине ноги. Длина ступни равняется высоте головы. Шея - это четвертая часть общей высоты головы (вместе с шеей). Если руки опущены, то кисть достает до середины бедра.
Формы человеческого тела. Упрощенно можно считать, что голова имеет форму яйца, шея - цилиндра; руки и ноги можно обобщить как цилиндры, а туловище - цилиндр, переходящий в конус, приплюснутый с боков.
В пластике тела основную роль играют мышцы. Их у человека более пятисот. Хорошо развитая мускулатура делает фигуру стройной, красивой.
4. Последовательность работы:
1. Проведите ось, соответствующую высоте фигуры.
2. Определите длину ног, разделив высоту фигуры пополам.
3. Разделив туловище на три части, определите высоту головы вместе с шеей.
4. Верхнюю часть поделите на четыре части: три четверти будут составлять высоту головы, а одна - шею.
5. Нарисуйте плечевую и тазовую оси; помните ,что тазовая ось меньше плечевой.
6. Наметьте колени, разделив длину ног пополам.
7. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов.
8. Нарисуйте линейную схему фигуры (скелет).
9. "Оденьте" скелет в мускулы.
Рисуя одежду, подчеркните основные складки, оттеняющие формы тела. При рисовании с натуры старайтесь передавать индивидуальные особенности человека, распределяя светотени на поверхности форм, выделяющие их объём (изображение человека на доске). Дети пользуются карточками последовательного изображения человека.
5.Учитель объясняет с помощью показа на доске особенности строения человека в состояния покоя. А также проводит анализ характерных ошибок в рисунках ребят и наиболее удачные решения.
II урок:
1. Снова демонстрируются репродукции Ф. Решетникова " Опять двойка" и А. Лактионова " В гостях у внуков". Обращается внимание на их колористическое решение.
2. Проводится ещё раз анализ конструктивно-анатомического строения человека, учитывая физические особенности строения мальчика и девочки. Дети используют карточки с изображением мальчика и девочки.
3. Работа над рисунком в цвете.
4. В конце урока проводится выставка работ. Отмечаются более удавшиеся работы, обсуждаются недочёты.