Пояснительная записка
Летнее оздоровление школьников имеет огромное значение и составляет важнейшее звено программы “Здоровое поколение”, принятой коллективом нашего образовательного учреждения на период с 2004г. по 2009г.
Лагерь с дневным пребыванием детей организовывается в школе в период летних каникул (июль), продолжительность смены 20 дней. Возрастной контингент учащихся от 7 до 15 лет. Основное внимание уделяется оздоровлению следующих категорий школьников: из социально-необеспеченных семей (многодетных, неполноценных, безработных, с низким уровнем дохода), детей, находящихся под опекой, с ослабленным здоровьем, детей, относящихся к группе детей с дивиантным поведением.
Программу детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, функционирующего на базе общеобразовательной школы, имеет цели:
- оздоровление детей в летний период,
- углубление знаний и умений в художественном творчестве, спорте, туризме, краеведении, экологии родного края и других видах познавательной деятельности детей.
Программа предусматривает следующие направления деятельности детского лагеря с дневным пребыванием:
1. Оздоровительная деятельность:
- создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, восстановление и расширение их адаптационных возможностей,
- профилактику заболеваний,
- текущее медицинское обслуживание, санитарно-гигиеническое обеспечение,
- соблюдение рационального распорядка дня, обеспечивающего оптимальный режим оздоровительных мероприятий, правильное соотношение физических нагрузок труда и отдыха,
- сбалансированное питание,
- проведение закаливающих процедур, занятий физкультурой, спортом и туризмом.
2. Образовательная деятельность:
- развитие личности ребёнка через личностно-ориентированный подход,
- разносторонне способствовать развитию физических, эмоциональных, личностных особенностей ребёнка, в том числе путём удовлетворения потребностей воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования.
3. Воспитательная деятельность:
- воспитание нравственных и моральных качеств, гражданской активности, любви к своему краю, семье, окружающим людям.
Программа состоит из 4-х разделов, каждый из которых дополняет друг друга:
1. Санитарно-гигиенические аспекты летнего отдыха.
2. Физкультура, спорт и труд рядом дружненько идут.
3. Экологическое воспитание.
4. Делу – время, потехе – час.
Санитарно-гигиенические аспекты летнего отдыха
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственные |
1 | Обеспечение выполнения “Положения об организации работы по технике безопасности и охране труда” | Весь период смены | Улучшение состояния здоровья детей | Начальник лагеря |
2 | Обеспечение соблюдения чистоты, порядка, теплового, светового, питьевого, воздушного режимов | Весь период смены | Улучшение состояния здоровья детей | Начальник лагеря |
3 | Осуществлять постоянно санитарно-гигиенический контроль за качеством продуктов, поступающих на организацию здорового и рационального питания детей | Весь период смены | Начальник лагеря | |
4 | Совместно с лечебно-профилактическим учреждением обеспечивать медицинский осмотр | В начале смены и в конце | Начальник лагеря, мед. работники ФАПа | |
5 | Обучать детей соблюдению личной гигиены, режиму питания и отдыха | Весь период смены | Воспитатели, мед. работники ФАПа | |
6 | Принять посильные меры по закаливанию детей посредством воздушных и водных процедур | Весь период смены | Снижение заболеваемости | Воспитатели, инструктор по физо, мед. работники ФАПа |
7 | Планирование мероприятий, направленных на изучение проблем здоровья и оказания первой до врачебной помощи | Улучшение состояния здоровья детей | Воспитатели |
Физкультура, спорт и труд рядом дружненько идут
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственные |
1 | Проводить регулярно утреннюю зарядку | Весь период смены | Укрепление здоровья детей | Воспитатели |
2 | Использовать спортивную площадку, спортивно-оздоровительные аттракционы | |||
3 | Проводить трудчас с привлечением к посиль ному самообслуживающему труду (уборка территории лагеря) | Весь период смены | Укрепление здоровья детей | Воспитатели |
4 | Проводить спартакиаду по следующим
видам спорта: - пионербол - баскетбол - легкая атлетика |
Развитие физкультурных навыков | Воспитатели, инструктор по физо | |
5 | Организовать туристический поход | В период смены |
Экологическое воспитание
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственные |
1 | Проводить мероприятия, направленные на приобретение знаний об окружающей природе | В период смены | Укрепление здоровья детей | Воспитатели |
2 | Использовать формы работы, способствующие непосредственному знакомству с окружающей природой (прогулки, экскурсии в лес, поездки на речку) | Обогащать знаниями о природе родного края, правилам поведения на природе | Воспитатели, инструктор по физо | |
3 | Проведение акций, конкурсов рисунков, плакатов на экологическую тематику | Развивать творческие способности детей | Воспитатели | |
4 | Организовывать уход за комнатными растениями | Навыки по уходу за растениями | Воспитатели |
Делу время, а потехе – час
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственные |
1 | Проводить мероприятия, способствующие развитию личности ребенка | Весь период смены | Развитие личных качеств | Воспитатели |
2 | Организация деятельности, способствующей развитию и воспитанию нравственных и моральных качеств, гражданской активности | |||
3 | Посещение выставок, музеев, с целью развития у детей познавательных интересов, воспитания любви к своему краю, семье, народным традициям села | Весь период смены |
Методические рекомендации
к реализации программы образовательной деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей “День за днем в Солнечном городе”Лагерь с дневным пребыванием детей. Сколько интересных дел можно провести в группе! Сколько различных умений и навыков могут приобрести за это время ребята, как много нового узнать, понять цену дружбы и товарищества, ощутить радость труда на общую пользу, научиться жить в коллективе! Но может получиться наоборот: скука, однообразие заполнят ребячьи дни и выползут на свет грубость, пошлость, равнодушие, лень, хулиганство.
Насколько интересной будет жизнь группы, в первую очередь зависит от воспитателя, от его педагогического мастерства, от умения работать с ребятами весело, творчески, без крика и нудного морализирования. Чтобы создать дружный коллектив, надо поставить перед ребятами конкретные посильные, интересные, а самое главное, необходимые задачи.
Нужно четкое распределение обязанностей, полномочий, нужна ответственность за порученное дело, необходим план, который будет интересен всему коллективу, разнообразен по содержанию. Помните совет А.С. Макаренко: “Изобретать надо так, чтобы детям казалось, что они изобретают”. Конечно, это значительно труднее, чем сказать все самому. Поэтому, планируя заранее разговор с детьми о предстоящем отдыхе и развлекательных мероприятиях во время пребывания в дневном лагере, следует разъяснить общую задачу, дать высказаться ребятам, помочь им проявить инициативу, похвалить за сообразительность, но отстаивать и свое мнение как равному среди равных, не находясь под гипнозом собственной мудрости.
Работа спланирована. Теперь необходимо добиться выполнения намеченного. А это можно лишь в том случае, если систематически и строго учитывать то, что сделано, т.е. регулярно подводить итоги. И только после подведения итога дня можно приступить к обсуждению плана работы группы на следующий день. При коллективном планировании всегда меньше ошибок, пробелов. Каждый чувствует себя ответственным за общее дело.
Но для того, чтобы дети почувствовали себя хозяевами своих дел, не достаточно составлять план вместе с ними – необходимо поставить их в положение организаторов дел. Не стремитесь все сделать сами: это только приведет к воспитанию иждивенческих настроений. Определите группу активистов и, обучая их организаторским навыкам, вы будете готовить очередное занятие. В программу мероприятий “День за днем в Солнечном городе” входят занятия, включающие в себя различные направления (оздоровительная деятельность, образовательная деятельность, воспитательная деятельность), например: “День смекалистых ребят”, “День мечты”, “День смелых, ловких, сильных” и т.д. На каждое занятие определена конкретная цель, а общая цель проведенных занятий будет – выявление организаторских способностей у детей, организация их отдыха, развитие различных умений, навыков, стремление пробудить в детях чувство взаимопомощи и взаимоподдержки, воспитание бережного отношения к окружающей природе, обогащение знаниями о явлениях жизни и умение вести себя в коллективе.
Данная система занятий предполагает, что оформление игровой комнаты будет выполнено в виде Солнечного городка (по произведению Н.Н. Носова “Незнайка в Солнечном городе”).
Сопутствующие герои этого произведения могут быть символическими (нарисованными) или их роли могут исполнять воспитатели и дети.
План работы на сезон может быть следующим:
№ п/п | Мероприятия | Цели и задачи | Ответственные |
1 | День знакомства | Организованная деятельность | Воспитатель |
2 | День мечты | Развитие эмоциональных способностей | Воспитатель, дети |
3 | День игр разных народов | Развитие личностных способностей | Дети, воспитатель, |
4 | День труда | Оздоровительная деятельность | Воспитатель |
5 | День смекалистых ребят | Воспитательная деятельность | Воспитатель, дети |
6 | День туриста | Оздоровительная деятельность | Воспитатель, дети |
7 | День вежливости | Воспитательная деятельность | Воспитатель, дети |
8 | День спорта | Оздоровительная, образовательная деятельность | Воспитатель |
9 | День Нептуна | Оздоровительная деятельность | Воспитатель, дети |
10 | День цветов | Оздоровительная, воспитательная деятельность | Воспитатель |
11 | День веселой мастерской | Образовательная, воспитательная деятельность | Воспитатель, дети |
12 | День юного санитара | Образовательная деятельность | Воспитатель, медик |
13 | День художника | Образовательная, воспитательная деятельность | Воспитатель |
14 | День Барона Мюнхгаузена | Образовательная, воспитательная деятельность | Воспитатель |
15 | День забав и аттракционов | Образовательная, воспитательная деятельность | Воспитатель |
16 | День леса (Берендея) | Образовательная, воспитательная деятельность | Воспитатель |
17 | День Шерлока Холмса | Образовательная, воспитательная деятельность | Воспитатель |
18 | День памяти героев | Образовательная, воспитательная деятельность | Воспитатель |
19 | День смелых, ловких, сильных | Образовательная, оздоровительная деятельность | Воспитатель |
20 | День веселой пантомимы | Образовательная, воспитательная деятельность | Воспитатель |
Успешный и полезный для детей отдых будет зависеть от педагогического мастерства воспитателя, его умения организовать отдых с большей пользой физического и общего развития детей.