С 2004 года школа начала работу над проблемой "Информационно-культурное образовательное пространство как условие личностной самореализации педагогов и учащихся". С 2006-2007 учебного года ведется экспериментальная работа по реализации программы базовой методической площадки УО "Информационно-культурное образовательное пространство как условие личностной самореализации педагогов и учащихся".
Анализ работы школы по реализации программы информатизации, принятый в 2007 году показал, что программа выполнена. В 2008 году была разработана и принята новая Программа развития ОУ. Одной из разработанных подпрограмм - Программа по информатизации ОУ на 2008-2010 год, следовательно была составлена концепция программы по информатизации на 2008-2009 учебный год.
Целью данной работы является развитие в рамках образовательного учреждения открытого информационно- образовательного пространства.
Задачами:
- повысить качество образования;
- обеспечить прохождение педагогами курсов по освоению современных информационных технологий;
- продолжить укрепление материально-технической базы ОУ;
- создать банк программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий;
Улучшилась и техническая база школы: приобретены 3 компьютера и 3 ноутбука, проекторы- 2, оргтехника (1 принтер - три в одном), 3 экрана. Кабинет информатики оснащен современными компьютерами и интерактивным проектором. В этом учебном году поступил комплект программного обеспечения "Первая помощь-2".
Техническое обеспечение школы
- В школе 31 компьютер, 4 ноутбука,
- 1 интерактивный проектор, 6 проекторов,
- 5 принтеров, из них 2 цветных, 2 принтера + сканер+ ксерокс.
- 11 телевизоров, 11 DVD+видео магнитофонов
Для повышения ИКТ компетентности педагогов используются:
Плановое повышение квалификации педагогического коллектива на курсах
Организация и проведение школьных курсов информационных технологий для учителей и администрации школы:
Была обеспечена работа постоянно действующего семинара "Пользователь ПК", что позволило всем учителям школы получить навыки работы на компьютере на уровне пользователя. В качестве совершенствования форм повышения квалификации педагогов были организованы занятия для учителей школы по теме: "Основы информационных технологий в образовании", "Основы работы с электронной почтой и ИНТЕРНЕТ", "Основы работы с программой Power Point. Создание презентаций", "Электронные таблицы Excel", работа с программой "Мovi Moker". На школьных курсах прошли обучение 90% учителей школы. После обучения учителя (50%) уверенно работают в операционной среде Windows, MS Word, MS Excel, Power Point. В настоящее время педагоги осваивают технологии с интерактивными программным обеспечением и интерактивным проектором. Приложение №1
Организация работы кабинетов информатики, где после уроков учащиеся и учителя могут выполнять работы на компьютерах, использовать ресурсов медиатеки и Интернет.
Проведение семинаров-практикумов: "Организация уроков с использованием ИКТ", "Использование ИКТ в исследовательских проектах".
Организация системы консультативной помощи учителям.
Участие педагогов в конкурсах разных уровней:
* Городской конкурс педагогических проектов (Софронова Л.В. - 3 место, Аптулаев Г.П., Агапитова Г.В., Попова С.В)
*Участники Фестиваля Издательского дома "Первое сентября" в направлении исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио"(публикация) тема: Страницы истории края "И тем полней люблю, чем больше знаю" - Агапитова Г.В., Кутовая Л.Ф - Сертификат на публикацию проекта
*Участники Фестиваля Издательского дома "Первое сентября" в направлении "Открытый урок"(публикация)
- Софронова Л.В., Голендухина Н.Е., Попова С.В - Сертификат на публикацию проекта
*Областной конкурс исследовательских проектов "Твой город в твоих руках"- проект "Дубрава" - призовое 1 место!
Большинство учителей школы систематически используют информационные технологии в практической деятельности. На базе предметных кабинетов учителя-предметники (Софронова Л.В, Голендухина Н. Е., Попова С.В, Агапитова Г.В., Кутовая Л.Ф, Аптулаев Г.П.) дали открытые уроки с применением средств ИКТ.
На базе школы в течении учебного года проводился курс для учителей "Дистанционное обучение- что это?". Это компьютерная система моделирования урока, исследовательская деятельность учащихся и педагогов.
*Участие педагогов в Интернет Сообществе учителей ИнтерГУ (присвоены звания за предъявление материала (печатного, презентаций, дидактических разработок и т.д.)- Голендухина Н.Е.- учитель - мастер 1 гурии, Попова Л.В. - учитель-специалист 2 гурии, Софронова Л.В.- учитель - специалист 1 гурии, Аптулаев Г.П. - участник
Для облегчения подготовки к олимпиадам и экзаменам Министерство Свердловской области разработали Интернет-ресурсы. В течении учебного года проводились контрольные - олимпиадные задания через компьютерное тестирование , благодаря участию в V Международной Олимпиаде по основам наук УрФО - получены были тесты по всем предметам, где учащийся мог сразу увидеть свой результат.
Не менее важным и актуальным оказался вопрос автоматизации УП. В соответствии с требованиями времени необходимо оснащение учебными компьютерными программами по предметам, внедрение автоматизированных компьютерных технологий.
Здесь необходимо отметить недостаточное внимание в работе МС к учебным планам и программам школьных и профильных классов. Необходима отработка программ факультативов, спец.курсов и методик проведения индивидуальных занятий. Недостаточная методическая работа с учителями по отслеживанию и анализу результатов по базисному плану.
Поскольку одной из задач развития школы, её концептуальным вопросом является подготовка учащихся к поступлению и обучению в вузах, следует отметить плодотворную работу педагогов в данном направлении: педагогами проводились в школе лекции, дополнительные занятия, экскурсии. Подтверждением эффективности данной работы могут быть результаты учебной деятельности.
Итоги работы этого учебного года были представлены на внутришкольной ученической научно-практической конференции(Практическая конференция). Представлено 4 завершенных работы и 4, находящихся на стадии исследовательской разработки.
Школьная научно-практическая конференция - 8 проектов.
Проект учащихся "Терроризм - угроза 21 века"- 10 класс - победитель
Руководители Аптулаев Г.П., Агапитова Г.В., Попова С.В
2 работы представлены как конкурсные на городском уровне:
Биология 6 класс
- Мелкозеров Яша,
- Мелкозеров Сергей,
- Насреддинов Руслан
- Ступаков Артем
Руководитель Смирнова К.Н
Краеведение 7 класс
- Старцев Родион
- Хуснутдинов Рустам
Руководитель Агапитова Г.В. Кутовая Л.Ф.
Следует особо отметить повышение качества творческих и исследовательских работ учащихся и высокую активность учителей естественного цикла в этом учебном году.
Не менее качественными были и остальные представленные работы на конференции.
Одним из важных моментов работы с учащимися в прошедшем учебном году было участие в проведении на базе школы международных заочных интеллектуальных конкурсов "Кенгуру" по предметам: математика и в международном заочном интеллектуальном конкурсе "Медвежонок" по русскому языку.
Впервые стали участниками и победителями Международной V Олимпиады по основам наук Уральского Федерального округа по биологии, английскому языку, географии в двух турах и вышли в финальный 3 тур.
Приложение №2 "Список участников и победителей"
Участники Фестиваля Издательского дома "Первое сентября" в направлении исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио"(публикация) тема : Страницы истории края "И тем полней люблю, чем больше знаю"
- Никонов Виктор, 8 класс - Сертификат на публикацию проекта
Руководители - Агапитова Г.В., Кутовая Л.Ф
Участники областного конкурса, посвященного 75- летию Свердловской области
- Никонов Виктор(8кл), Роженцев Данил(8кл)
- Крюков Евгений(8 кл), Герасимов Леонид(11 кл)
Руководители - Агапитова Г.В., Кутовая Л.Ф
Школьным пресс-центром выпущены в этом учебном году 10 номеров школьной газеты "Глаза и уши" Руководитель Агапитова Г.В
Их можно прочитать в школьной или в поселковой библиотеке. И узнать все о нашей школьной жизни.
Проектная работа ученицы 5 класса "Неизвестные уголки родного края" - оценен городским жюри самым высоким баллом. Овчинникова Полина - Диплом - лауреата компьютерного фестиваля "КомпАс". Руководитель: Попова С.В.
Участники городского конкурса "Компьютерная эстафета"
- Овчинникова Полина, 5 кл
- Каштанов Павел, 5 кл
- Насреддинов Руслан, 6 кл
- Калугин Вадим, 6 кл Старцев Родион, 7 кл
Участники городского конкурса "Продвинутый чайник" по информатике
- Роженцев Данил, 8 кл
- Никонов Виктор ,8 кл
Областной конкурс исследовательских проектов "Твой город в твоих руках"- проект "Дубрава" - призовое 1 место!
С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе, четкого регулирования информационных потоков научно-методической документации создано единого информационное пространство школы. В 2008-09 году в рамках проекта по обеспечению общеобразовательных учреждений лицензионным программным обеспечением, школой получен новый пакет СБППО "Первая помощь -2" и установлен пакет СБППО "Первая помощь-1".
Учителями школы активно используется федеральный интернет-портал "Российское образование" (www. edu.ru), www. viki.rdf.ru., www. 1sept.ru. и т.д. Портал "Российское образование" содержит список порталов, созданных по проектам МО РФ, а также официальных сайтов организации системы образования .
С 2004 года активно используется "Электронный справочник административной работы в школе".
Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами Министерства образования Свердловской области, материалами областного о учебно-методического центра ИРРО, условиями Всероссийских конкурсов и олимпиад и принять в них участие.
Созданы и непрерывно пополняются:
база данных по педагогическим кадрам (приложение "Школьный офис" модуль "Кадры"), база данных по отслеживанию результатов обучения (приложение Microsoft Excel), база данных о выпускниках школы, мониторинг здоровья обучающихся (Excel), социальный паспорт школы (Microsoft Word), предметные презентации (математика, физика, информатика, биология, история, русский язык, литература, , иностранный язык), электронные дидактические материалы по предметам
Методическая деятельность педагогического коллектива
Отработка нового содержания образования в школе потребовала активизации работы методического совета, который призван руководить инновационной и исследовательской работой. Здесь следует отметить активную работу по сравнению прошлым учебным годом. Активное участие в различных конкурсах - предъявление своего результата на разных уровнях).
Основными вопросами для рассмотрения были следующие:
- состояние исследовательской работы в школе;
- рассмотрение и анализ программ, методических разработок, представленные преподавателями;
- вопросы о реализации деятельности, формы участия старшеклассников в учебно-исследовательской работе;
- проблемы исследовательских направлений (факультативы, элективные курсы) в учебном году (10 -11 классы)
- утверждение комплексно-целевой программы по информатизации: начальная (2-4 классы), последующая (5-11 классы);
- проведение Дней науки (График проведения предметных недель);
- информатизация учебного процесса;
- тематические планирования;
- подготовка к ученической научно-практической конференции.
Учителя-предметники проявили хорошие организаторские способности, умение создать творческую атмосферу, использовали разнообразные нетрадиционные формы проведения, вызвали интерес учащихся.
Обеспечение методической работы
Работа с учебными кабинетами в этом учебном году велась на должном уровне. Значительно улучшилось методическое оснащение учебных аудиторий: поступили комплекты ученической и офисной мебели, мультимедийные диски, кабинеты биологии, русского языка и литературы, лабораторное оборудование кабинета физики и химии.
Ведется отслеживание всех направлений методической деятельности педагогического коллектива:
- изучение нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса; изучение уровня обученности школьников;
- изучение результативности работы учителя;
- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания обучающихся;
- отслеживание результативности осуществляется через деятельность методических объединений, методического совета.
Экспериментальная работа
Опытно - экспериментальная работа - важная составляющая деятельности педагогического коллектива по достижению высоких результатов. Учителя школы успешно овладели и используют в практике новые технологии проектной методики.
Продолжается экспериментальная работа под руководством Агапитовой Г.В по теме "Формирование проектной исследовательской деятельности как основы познавательной компетенции учащихся".
Данные педагогов позволяют сделать выводы о положительных изменениях в учебной деятельности школьников, о высокой мотивации обучения.
Информационные ресурсы образовательного процесса
Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.
В образовательном процессе активно используются материалы:
- предметные информационные презентации (физика, история, биология, ОБЖ, информатика, иностранный язык, технология, изобразительное искусство);
- обучающие программы и диски по предметам;
- электронное сопровождение городских, окружных семинаров, конкурсов;
- презентации по административной работе;
- Несмотря на значительные достижения, остаётся ряд проблем:
- совершенствование материально-технической базы;
- эпизодическое применение информационных технологий рядом учителей;
- отсутствие осознания родителями необходимости приобщения каждого к информационному полю школы;
- трудности учащихся с использованием информационных ресурсов;
- web-страницы сайта школы;
- введению "нового"элективного курса "Исследовательская деятельность" со 2 по 11 кл),
Необходимость штатного техника-информатика (техническое и программное обслуживание компьютеров), руководителя по научной работе с педагогами.
На решение этих проблем направлена деятельность по реализации программы информатизации на 2009-2010уч. г. Приложение № 3 "Циклограмма работы по информатизации МОУСОШ №17"
Прогнозируемые результаты
Эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:
создание единого информационного пространства, показатели:
- повышение эффективности образовательного процесса;
- автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы;
повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя, показатели:
-создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий;
- повышение качества образования;
- повышение квалификационной категории учителей;
- распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно- методических и научно - практических семинарах, конференциях, публикации
- создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;
- эффективность использования сайта школы.
повышение информационной культуры обучающихся, показатели:
- использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;
- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.