Аналитическая справка по результатам информатизации образовательного процесса МОУ СОШ № 17 на 2008/2009 учебный год

Разделы: Общепедагогические технологии


С 2004 года школа начала работу над проблемой "Информационно-культурное образовательное пространство как условие личностной самореализации педагогов и учащихся". С 2006-2007 учебного года ведется экспериментальная работа по реализации программы базовой методической площадки УО "Информационно-культурное образовательное пространство как условие личностной самореализации педагогов и учащихся".

Анализ работы школы по реализации программы информатизации, принятый в 2007 году показал, что программа выполнена. В 2008 году была разработана и принята новая Программа развития ОУ. Одной из разработанных подпрограмм - Программа по информатизации ОУ на 2008-2010 год, следовательно была составлена концепция программы по информатизации на 2008-2009 учебный год.

Целью данной работы является развитие в рамках образовательного учреждения открытого информационно- образовательного пространства.

Задачами:

  • повысить качество образования;
  • обеспечить прохождение педагогами курсов по освоению современных информационных технологий;
  • продолжить укрепление материально-технической базы ОУ;
  • создать банк программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий;

Улучшилась и техническая база школы: приобретены 3 компьютера и 3 ноутбука, проекторы- 2, оргтехника (1 принтер - три в одном), 3 экрана. Кабинет информатики оснащен современными компьютерами и интерактивным проектором. В этом учебном году поступил комплект программного обеспечения "Первая помощь-2".

Техническое обеспечение школы

  • В школе 31 компьютер, 4 ноутбука,
  • 1 интерактивный проектор, 6 проекторов,
  • 5 принтеров, из них 2 цветных, 2 принтера + сканер+ ксерокс.
  • 11 телевизоров, 11 DVD+видео магнитофонов

Для повышения ИКТ компетентности педагогов используются:

Плановое повышение квалификации педагогического коллектива на курсах

Организация и проведение школьных курсов информационных технологий для учителей и администрации школы:

Была обеспечена работа постоянно действующего семинара "Пользователь ПК", что позволило всем учителям школы получить навыки работы на компьютере на уровне пользователя. В качестве совершенствования форм повышения квалификации педагогов были организованы занятия для учителей школы по теме: "Основы информационных технологий в образовании", "Основы работы с электронной почтой и ИНТЕРНЕТ", "Основы работы с программой Power Point. Создание презентаций", "Электронные таблицы Excel", работа с программой "Мovi Moker". На школьных курсах  прошли   обучение 90% учителей школы. После обучения учителя (50%) уверенно работают в операционной среде Windows, MS Word, MS Excel, Power Point. В настоящее время педагоги осваивают технологии с интерактивными программным обеспечением и интерактивным проектором. Приложение №1

Организация работы кабинетов информатики, где после уроков учащиеся и учителя могут выполнять работы на компьютерах, использовать ресурсов медиатеки и Интернет.

Проведение семинаров-практикумов: "Организация уроков с использованием ИКТ", "Использование ИКТ в исследовательских проектах".

Организация системы консультативной помощи учителям.

Участие педагогов в конкурсах разных уровней:

* Городской конкурс педагогических проектов (Софронова Л.В. - 3 место, Аптулаев Г.П., Агапитова Г.В., Попова С.В)

*Участники Фестиваля Издательского дома "Первое сентября" в направлении исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио"(публикация) тема: Страницы истории края  "И тем полней люблю, чем больше знаю" - Агапитова Г.В., Кутовая Л.Ф - Сертификат на публикацию проекта

*Участники Фестиваля Издательского дома "Первое сентября" в направлении "Открытый урок"(публикация)

- Софронова Л.В., Голендухина Н.Е., Попова С.В - Сертификат на публикацию проекта

*Областной конкурс исследовательских проектов "Твой город в твоих руках"- проект "Дубрава" - призовое 1 место!

Большинство учителей школы систематически используют информационные технологии в практической деятельности. На базе предметных кабинетов учителя-предметники (Софронова Л.В, Голендухина Н. Е., Попова С.В, Агапитова Г.В., Кутовая Л.Ф, Аптулаев Г.П.) дали открытые уроки с применением средств ИКТ.

На базе школы в течении учебного года проводился курс для учителей "Дистанционное обучение- что это?". Это компьютерная система моделирования урока, исследовательская деятельность учащихся и педагогов.

*Участие педагогов в Интернет Сообществе учителей ИнтерГУ (присвоены звания за предъявление материала (печатного, презентаций, дидактических разработок и т.д.)- Голендухина Н.Е.- учитель - мастер 1 гурии, Попова Л.В. - учитель-специалист 2 гурии, Софронова Л.В.- учитель - специалист 1 гурии, Аптулаев Г.П. - участник

Для облегчения подготовки к олимпиадам и экзаменам Министерство Свердловской области разработали Интернет-ресурсы. В течении учебного года проводились контрольные - олимпиадные задания через компьютерное тестирование , благодаря участию в V Международной Олимпиаде по основам наук УрФО - получены были тесты по всем предметам, где учащийся мог сразу увидеть свой результат.

Не менее важным и актуальным оказался вопрос автоматизации УП. В соответствии с требованиями времени необходимо оснащение учебными компьютерными программами по предметам, внедрение автоматизированных компьютерных технологий.

Здесь необходимо отметить недостаточное внимание в работе МС к учебным планам и программам школьных и профильных классов. Необходима отработка программ факультативов, спец.курсов и методик проведения индивидуальных занятий. Недостаточная методическая работа с учителями по отслеживанию и анализу результатов по базисному плану.

Поскольку одной из задач развития школы, её концептуальным вопросом является подготовка учащихся к поступлению и обучению в вузах, следует отметить плодотворную работу педагогов в данном направлении: педагогами проводились в школе лекции, дополнительные занятия, экскурсии. Подтверждением эффективности данной работы могут быть результаты учебной деятельности.

Итоги работы этого учебного года были представлены на внутришкольной ученической научно-практической конференции(Практическая конференция). Представлено 4 завершенных работы и 4, находящихся на стадии исследовательской разработки.

Школьная научно-практическая конференция - 8 проектов.

Проект учащихся "Терроризм - угроза 21 века"- 10 класс - победитель

Руководители  Аптулаев Г.П., Агапитова Г.В., Попова С.В

2 работы представлены как конкурсные на городском уровне:

Биология 6 класс

  • Мелкозеров Яша,
  • Мелкозеров Сергей,
  • Насреддинов Руслан
  • Ступаков Артем

Руководитель Смирнова К.Н

Краеведение 7 класс

  • Старцев Родион
  • Хуснутдинов Рустам

Руководитель Агапитова Г.В. Кутовая Л.Ф.

Следует особо отметить повышение качества творческих и исследовательских работ учащихся и высокую активность учителей естественного цикла в этом учебном году.

Не менее качественными были и остальные представленные работы на конференции.

Одним из важных моментов работы с учащимися в прошедшем учебном году было участие в проведении на базе школы международных заочных интеллектуальных конкурсов "Кенгуру" по предметам: математика и в международном заочном интеллектуальном конкурсе "Медвежонок" по русскому языку.

Впервые стали участниками и победителями Международной V Олимпиады по основам наук Уральского Федерального округа по биологии, английскому языку, географии в двух турах и вышли в финальный 3 тур.

Приложение №2 "Список участников и победителей"

Участники Фестиваля Издательского дома "Первое сентября" в направлении исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио"(публикация) тема : Страницы истории края "И тем полней люблю, чем больше знаю"

  • Никонов Виктор, 8 класс - Сертификат на публикацию проекта

Руководители - Агапитова Г.В., Кутовая Л.Ф

Участники областного конкурса, посвященного 75- летию Свердловской области

  • Никонов Виктор(8кл), Роженцев Данил(8кл)
  • Крюков Евгений(8 кл), Герасимов Леонид(11 кл)

Руководители - Агапитова Г.В., Кутовая Л.Ф

Школьным пресс-центром выпущены в этом учебном году 10 номеров школьной газеты "Глаза и уши" Руководитель Агапитова Г.В

Их можно прочитать в школьной или в поселковой библиотеке. И узнать все о нашей школьной жизни.

Проектная работа ученицы 5 класса "Неизвестные уголки родного края" - оценен городским жюри самым высоким баллом. Овчинникова Полина - Диплом - лауреата компьютерного фестиваля "КомпАс". Руководитель: Попова С.В.

Участники городского конкурса "Компьютерная эстафета"

  • Овчинникова Полина, 5 кл
  • Каштанов Павел, 5 кл
  • Насреддинов Руслан, 6 кл
  • Калугин Вадим, 6 кл Старцев Родион, 7 кл

Участники городского конкурса "Продвинутый чайник" по информатике

  • Роженцев Данил, 8 кл
  • Никонов Виктор ,8 кл

Областной конкурс исследовательских проектов "Твой город в твоих руках"- проект "Дубрава" - призовое 1 место!

С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе, четкого регулирования информационных потоков научно-методической документации создано единого информационное пространство школы. В 2008-09 году в рамках проекта по обеспечению общеобразовательных учреждений лицензионным программным обеспечением, школой получен новый пакет СБППО "Первая помощь -2" и установлен пакет СБППО "Первая помощь-1".

Учителями школы активно используется федеральный интернет-портал "Российское образование" (www. edu.ru), www. viki.rdf.ru., www. 1sept.ru. и т.д. Портал "Российское образование" содержит список порталов, созданных по проектам МО РФ, а также официальных сайтов организации системы образования .

С 2004 года активно используется "Электронный справочник административной работы в школе".

Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами Министерства образования Свердловской области, материалами областного о учебно-методического центра ИРРО, условиями Всероссийских конкурсов и олимпиад и принять в них участие.

Созданы и непрерывно пополняются:

база данных по педагогическим кадрам (приложение "Школьный офис" модуль "Кадры"), база данных по отслеживанию результатов обучения (приложение Microsoft Excel), база данных о выпускниках школы, мониторинг здоровья обучающихся (Excel), социальный паспорт школы (Microsoft Word), предметные презентации (математика, физика, информатика, биология, история, русский язык, литература, , иностранный язык), электронные дидактические материалы по предметам

Методическая деятельность педагогического коллектива

Отработка нового содержания образования в школе потребовала активизации работы методического совета, который призван руководить инновационной и исследовательской работой. Здесь следует отметить активную работу по сравнению прошлым учебным годом. Активное участие в различных конкурсах - предъявление своего результата на разных уровнях).

Основными вопросами для рассмотрения были следующие:

- состояние исследовательской работы в школе;

- рассмотрение и анализ программ, методических разработок, представленные преподавателями;

- вопросы о реализации деятельности, формы участия старшеклассников в учебно-исследовательской работе;

- проблемы исследовательских направлений (факультативы, элективные курсы) в учебном году (10 -11 классы)

- утверждение комплексно-целевой программы по информатизации: начальная (2-4 классы), последующая (5-11 классы);

- проведение Дней науки (График проведения предметных недель);

- информатизация учебного процесса;

- тематические планирования;

- подготовка к ученической научно-практической конференции.

Учителя-предметники проявили хорошие организаторские способности, умение создать творческую атмосферу, использовали разнообразные нетрадиционные формы проведения, вызвали интерес учащихся.

Обеспечение методической работы

Работа с учебными кабинетами в этом учебном году велась на должном уровне. Значительно улучшилось методическое оснащение учебных аудиторий: поступили комплекты ученической и офисной мебели, мультимедийные диски, кабинеты биологии, русского языка и литературы, лабораторное оборудование кабинета физики и химии.

Ведется отслеживание всех направлений методической деятельности педагогического коллектива:

  • изучение нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса; изучение уровня обученности школьников;
  • изучение результативности работы учителя;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • отслеживание результативности осуществляется через деятельность методических объединений, методического совета.

Экспериментальная работа

Опытно - экспериментальная работа - важная составляющая деятельности педагогического коллектива по достижению высоких результатов. Учителя школы успешно овладели и используют в практике новые технологии проектной методики.

Продолжается экспериментальная работа под руководством Агапитовой Г.В по теме "Формирование проектной исследовательской деятельности как основы познавательной компетенции учащихся".

Данные педагогов позволяют сделать выводы о положительных изменениях в учебной деятельности школьников, о высокой мотивации обучения.

Информационные ресурсы образовательного процесса

Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.

В образовательном процессе активно используются материалы:

  • предметные информационные презентации (физика, история, биология, ОБЖ, информатика, иностранный язык, технология, изобразительное искусство);
  • обучающие программы и диски по предметам;
  • электронное сопровождение городских, окружных семинаров, конкурсов;
  • презентации по административной работе;
  • Несмотря на значительные достижения, остаётся ряд проблем:
  • совершенствование материально-технической базы;
  • эпизодическое применение информационных технологий рядом учителей;
  • отсутствие осознания родителями необходимости приобщения каждого к информационному полю школы;
  • трудности учащихся с использованием информационных ресурсов;
  • web-страницы сайта школы;
  • введению "нового"элективного курса "Исследовательская деятельность" со 2 по 11 кл),

Необходимость штатного техника-информатика (техническое и программное обслуживание компьютеров), руководителя по научной работе с педагогами.

На решение этих проблем направлена деятельность по реализации программы информатизации на 2009-2010уч. г. Приложение № 3 "Циклограмма работы по информатизации МОУСОШ №17"

Прогнозируемые результаты

Эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:

создание единого информационного пространства, показатели:

- повышение эффективности образовательного процесса;

- автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы;

повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя, показатели:

-создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий;

- повышение качества образования;

- повышение квалификационной категории учителей;

- распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно- методических и научно - практических семинарах, конференциях, публикации

- создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;

- эффективность использования сайта школы.

повышение информационной культуры обучающихся, показатели:

- использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;

- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.