Цель проекта:
- Проведение исследования по проблеме энергосбережения в городе и в мире в виде сбора информации, проведения анкетирования, подсчёта расходования кВтч в доме, в школе за день, месяц, год.
- Узнать как приходит тепло и свет в дом, что такое энергия, виды энергии, виды топлива, что такое восполнимые и невосполнимые виды энергии.
- Выпустить листовки с призывом бережного расходования электричества и сохранения тепла в домах. Призвать к переходу на энергосберегающие лампы.
- Интегрированный учебный проект по окружающему миру и воспитательному проекту “Земля – наш дом”.
- Учебные дисциплины, близкие к изучаемому предмету: окружающий мир, география, физика, химия, изобразительная деятельность, математика, риторика, музыка.
Тема: Защита проекта и выпуск листовок.
Цели:
- Обобщить и расширить знания по теме “ Погода и климат”. Учить в практической деятельности применять полученные знания, решать проблемы. Учить отвечать по плану, выделяя главное, устанавливать причинно-следственные связи.
- Учить выпускать листовки.
- Развивать презентационные умения и навыки;(речь, держать себя во время выступления, использовать наглядность во время выступления).
- Развивать логическое мышление(обобщению), умение работать по алгоритму; расширять кругозор, обогащать словарный запас. Развивать оценочную самостоятельность.
- Воспитывать экологическую грамотность в области энергосбережения; познавательный интерес; активную жизненную позицию. Воспитывать коллективизм, работая в группе.
По интеграции знаний проект: межпредметный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности проведения: среднесрочный.
По доминирующему методу: исследовательский.
Возраст участников проекта 8 лет.
Выход, результат деятельности:
- Проведение акции “Береги энергию!”
- Выпуск и расклеивание листовок на остановках, в маршрутках.
Оборудование на открытом уроке – защите проекта: телевизор, магнитофон, мультимедиа, презентация. наглядность на доске, карточки с кроссвордами, листы самооценки, кассеты.
Ход урока – защита проекта
Перед началом урока тихо звучит музыка Ю. Вирижникова “ Наша с тобой Земля”.
I. Постановка цели.
– Мы на заключительном этапе нашего проекта. По этой теме мы узнали очень много полезной информации. Вы группами защищали свои работы, оформили в виде рефератов. Мы с вами провели анкетирование и узнали, что многие люди не задумываются над проблемами энергосбережения, как много уходит в пустую потребление электричества, топлива. Как вы думаете, а надо ли делиться знаниями, вести просветительскую работу, убеждать людей в необходимости бережного отношения к потребляемой энергии?
- Как можно проводить эту работу?
Можно провести акцию “ Береги энергию”.
II. Проблема.
- Что такое энергия? ВИДЕО. СОЛНЦЕ. СЛАЙД .
- Какую энергию надо беречь? (тепловую и механическую).
III. Обсуждение вариантов исследования.
- Что обозначает слово акция?
Акция – действие, выступление.
- Как мы можем действовать?
- Объяснять, разъяснять;
- Выпустить листовки; Листовка - печатный листок с текстом или изображением с призывом или информацией.
- Написать статью в газету;
Выступить с призывом по радио или телевидению.
- Что мы можем сделать на уроке из этих действий? (выпустиь листовки и рассказать нашим гостям об этой проблеме).
Экоши и Берегоши подведут итог нашему исследованию, а вы (Энергоши, Теплоши и Электроши) будете просвещать нас, убеждать, почему нужна такая акция.
IV. Актуализация знаний.
- Сейчас заслушаем краткие выступления команд, они введут нас в проблему.
Но нужно соблюдать регламент.
Регламент – свод правил по ведению заседания. На выступление не больше 2-3 минут.
Надо сказать самое главное по плану. (У каждой команды свой план).
Выступление команд.
1. Энергоши. СЛАЙДЫ.
2. Игра.
- Встаньте. Возьмите друг друга за руки.
- Что почувствовали?(тепло. ) Ваши ощущения. (Это приятно, уютно, комфортно)
Представьте, что вы лучики большого солнца и несёте свет и тепло людям. Приятно быть в этом качестве? А сейчас взявшись за руки изобразите солнце.
3. Теплоши. СЛАЙДЫ.
4. Электроши. СЛАЙДЫ.
5. Игра.
- Изобразите как быстро бежит ток по проводам. (ладошками быстро касаются друг друга)
6. “Мозговой штурм”.
7. Отгадайте кроссворд и определите опасность, которая угрожает человечеству.
Какая проблема возникает? (потепление климата).СЛАЙДЫ.
- Что предложат нам Берегоши? (беречь уголь, нефть, газ) пословицы о бережливости:
- “Бережливость дороже богатства.”
- “Бережливость – не скупость.”
- “Запас человека не портит”.
8. Экоши.
- Какой выход вы нам предложите?
(Заменить на возобновляемые виды топлива нефть, уголь, газ.
Строить экологически чистые электростанции: ветряные, солнечные, морские турбины, работающие на приливе и отливе, геотермальные)
СЛАЙДЫ.
V. Выпуск листовок. (практическая направленность проекта)
Регламент 5 мин.
Каждая команда обобщит и обратится с призывом , используя свой материал.
VI. Защита листовок по командам. Регламент 2-3 мин.
Защищая свой продукт, дети на изображении Земли убирают часть парникового эффекта, т. е. очищают Землю.
- Вот мы с вами и помогли сберечь озоновый защитный слой Земли, очистили атмосферу.Т. е. внесли свой вклад в нужное дело.
VII. Анализ ошибок и успехов. Заполнение листов самооценки.2 мин.
Объяснение.
Учитель заполняет оценочный лист команд.
VIII. Поощрение команд.
IX. Рефлексия.
- Встаньте, кто будет активным участником акции по защите энергоресурсов?
- Кто считает, что этой проблемой пусть занимаются другие люди?
X. Итог.
– Сейчас надо сделать больше листовок размером с тетрадный лист и расклеить на остановках, в маршрутках, в подъездах, раздать соседям.
Урок закончен. Звучит музыка С. Мазаева “Земля – наш дом” в исполнении группы “Земляне”.
Энергоши.
- Что такое энергия?
- Из чего получают энергию?
- Что значит невозобновляемые источники энергии?
- Какая отрасльпроизводства занимается использованием энергии?
- Какую болеемощную энергию научились использовать люди?
Электроши.
- Что такое электричество?
- Откуда приходит электричество?
- Как поступает электричество в дома?
- Какие бывают электростанции?
- Как считают электричество?Сколько стоит?
- Как поступает электричество к нам в город?
- Какие проблемы в городе?
Теплоши.
- За счёт чего достигается тепло?
- Что является топливом?
- Какое вредное вещество выделяется при сжигании?
- За счёт чего поступает тепло в дома?
- На чём работают котельные?
- Сколько котельных в городе?
- Какие проблемы с отоплением в городе?
Берегоши.
- Почему надо бережно относиться к энергии?
- На какие виды топлива надо переходить?
- Почему надо беречь электроэнергию?
- Советы по сохранению электричества.
- Советы по сохранению тепла.
Экоши.
- Какие проблемы возникли от развития энергетики?
- Какие проблемы от потепления климата?
- Чем опасна ядерная энергетика?
- Какой вред от котельных в городе?
- Что бы предложили вы по улучшению экологии в городе?
Анкета.
1. Знаете ли вы откуда поступает электричество в город?
_________________________________________________
2. Сколько стоит киловатт?
_________________________________________________
3. Почему надо беречь энергию?
__________________________________________________
4. Почему надо беречь тепло в доме?
__________________________________________________
5. Откуда поступает тепло в дом?
__________________________________________________
6. Какая опасность грозит людям от потребления энергии?
__________________________________________________
7. Всегда в семье выключают свет, если не находятся в комнате?
__________________________________________________