Цель:
- Научить детей составлять грамматическую характеристику простого предложения.
- Развивать творческие способности детей.
- Формировать грамотное письмо, учить “видеть ловушки”.
- Подвести детей к самостоятельному выводу по теме урока.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
(Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” Апрель.)
- Какое настроение в музыке?
II. Ситуация успеха.
- Вы хорошо почувствовали весеннее настроение, продолжим работу.
а)
- читаем предложение с доски, объясняя орфограммы.
Вена – щедр__ на радость время года. Любуйся кр_сотой, слушай пение птиц и наслаждайся ч_дными запахами.
Из-за тёмн___ леса выпл_ло яркое сон_це. Оно вызв_ло частую капель.
По краям крыш_ домов п_висли хрустальные сосульки.
Бодрее звенят птич_и голоса. Постепенно руш_тся зимний покров. Ручьи с весёлым шум__ несутся с крыш.
- в_сна - орфограмма слабой позиции в корне (вёсны)
- щедр_ - орфограмма слабой позиции в окончании (злое)
- кр_ сотой - орфограмма слабой позиции в корне (краше)
- ч_дными - орфограмма сильной позиции, буква у после шипящих
- тёмн___ -орфограмма слабой позиции в окончании (злово) нарушает закон письма злого вместо “в” “г”
- выпл_ло - орфограмма слабой позиции в корне ( плыть)
- со_нце — непроизносимая согласная в корне (солнышко)
- вызв_ло - орфограмма слабой позиции в корне (звать)
- с крыш_ - орфограмма буква ь после шипящих в конце слова (мн.ч.,Р.п. ь не пишется)
- п_висли - орфограмма слабой позиции в приставке ( повар)
- птич_и – орфограмма, обозначение звука и (позиция после мягкого
- согласного звука перед гласной обозначается буквой мягкий знак)
- руш_тся - орфограмма слабой позиции в окончании (ставлю слово в инфинитив рушить - оканчивается на ~ить - 2 спр.)
- шумом - орфограмма слабой позиции в окончании (столом).
б)
- в третьем предложении определите грамматическую основу предложения.
Из-за тёмного леса выплыло яркое солнце.
- нахожу член предложения, с помощью которого выражается грамматическое значение предложения, т.е. сказуемое (выплыло)
- нахожу член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого, т.е. подлежащее (солнце)
- Вывод, (это предложение с двумя главными членами)
в)
- определите, каким является последнее предложение по цели высказывания.
- повествовательное, т.к. содержит сообщение, невосклицательное т.к. в предложении не выражены чувства.
- прочитайте текст выразительно.
- есть ли в тексте речевые ошибки?
- да, в последнем предложении. Ручьи с весёлым шумом несутся с гор.
- что можете сказать о последовательности предложений?
- последовательность предложений не нарушена, но первый абзац можно поставить в конце, т.е. сделать обобщением признаков весны и второе предложение произнести с чувством.
- запишите этот абзац.
Физ. минутка.
III. Постановка учебной задачи.
- что мы уже знаем о предложении?
- предложения бывают: повествовательные и вопросительные,
восклицательные и невосклицательные, простые и сложные, с одним главным членом и с двумя главными членами, распространённые и нераспространённые.
- молодцы!
- мы умеем составлять грамматическую характеристику слова, а сегодня т.к. достаточно много знаем о предложении подумаем как составить ?
ГРАММАТИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- запишите предложение:
Малышам очень понравился музыкальный спектакль.
- ваше мнение с чего начнём?
- определим, каким является это предложение по цепи высказывания.
- это предложение повествовательное, т.к. содержит в себе сообщение ,в предложении не выражены чувства, следователь оно невосклицательное.
- простое это предложение или сложное?
- найдём грамматическую основу или грамматические основы.
- нахожу член предложения, который выражает его грамматическое значение, понравился - сказуемое
- нахожу член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого, спектакль - подлежащее.
- это предложение простое с двумя главными членами.
- т.к. в состав предложения входят не только главные, но и
второстепенные члены, то оно является распространённым.
- укажем, какую работу выполняют эти второстепенные члены.
- найдём словосочетания, независимым словом в которых является
сказуемое. В каждом словосочетании с помощью вопроса определим работу зависимого слова.
- понравился как? очень (обстоятельство)
- понравился кому? малышам (определение)
- найдём словосочетания, независимым словом в которых является подлежащее.В каждом словосочетании определил! работу зависимого слова.
- спектакль, какой? музыкальный (определение)
Малышам очень понравился музыкальный спектакль. (повеств,, невоскл., прост., 2 гл. чл., распростр.)
- что составили?
- грамматическую характеристику простого предложения.
- сколько шагов сделали, прежде чем прийти к цели?
- шесть.
- молодцы.
- продолжим работу -
Упр.296 стр152.
Первые два предложения в классе с полным комментированием, остальные на дом.
IV. Итог.
- У.З. какая?
- Научились?
- Сколько шагов сделали?
- Какую задачу ставим на следующий урок?
- Закрепить полученные знания.
V. Оценивание.
VI. Д.З. Упр.296 стр.152.