Поиск информации в Интернете и ее использование на уроках русского языка (урок развития речи)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области русского языка и информатики; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.
  • Развивающая :способствовать развитию творческих способностей учащихся;
  • Воспитательная: стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей.

На уроке использовались методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);
  • наглядный (иллюстрации, работа с текстом,);
  • исследовательский и проблемный (подготовка сообщений, материалов к уроку, сравнение)

Наглядные пособия: словари (иностранных слов, терминологические, энциклопедические), веб-страница в Интернете: http://yrok-i-slovo.sitecity.ru

ТСО: компьютерный класс

Ход урока

Вступительное слово учителя. (Учитель русского языка)

На уроках русского языка, литературы, мы встречаемся с таким жанром, как эссе. Если посмотреть учебник по русскому языку, то увидим, что информации по этому вопросу практически нет. И для того, чтобы узнать больше об эссе, нам необходимо искать дополнительную информацию. Можно взять словари, специальные пособия, но мы сегодня попробуем найти то, что нам нужно, при помощи Интернета.

Практическая работа по поиску нужной информации. (Учитель информатики и русского языка)

Научно-технический прогресс все больше проникает в различные сферы деятельности человека. Интернет как результат этого процесса становится неотъемлемой частью нашей жизни. Одна из функций Интернета – это сбор и хранение информации. Сегодня на уроке мы попробуем найти нужную информацию в Интернете и использовать ее.

Поисковые системы в Интернете и их использование. (Учитель информатики, русского языка)

Лексическая работа. (работа со словарями)

Неологизмы, пришедшие в наш лексикон с появлением компьютерной сети, и их лексическое значение:

  • Интернет - это международная компьютерная сеть.
  • Сайт – одно из множества компьютерных устройств сети Интернета, где хранится различного рода информация.
  • Веб-страница – страница с информацией и ссылками для отображения в Интернете.
  • Веб-дизайн – составление (программирование) веб-страниц.
  • Имеил – почтовый адрес в Интернете

Учитель информатики. (действия)

а) Подключение к Интернету.

б) Вход в поисковую систему, набор ключевого слова: “Эссе”.

Учащиеся работают с материалом из интернета.

Выступления и записи материала в тетрадь

Приложение №1

в) Предложение открыть веб-страницу: http://yrok-i-slovo.sitecity.ru

Учитель русского языка.

Данную веб-страницу можно использовать как иллюстрацию к нашему уроку.

а) Откроем страницу “На уроке русского языка”, а в ней материал под названием “Кое-что об эссе”. Прочитаем информацию.

Какие особенности жанра эссе здесь указаны?

Приложение №2

б) Откроем материал под названием “Эссе “Царскосельский лицей”.

Приложение №2. Прочитаем информацию.

Какие элементы, характерные для жанра эссе, вы заметили?

Ответ: в данном эссе автор передает свои чувства, ощущения, связанные с пребыванием в музее Пушкина.

Обратите внимание на композицию текста: на его начало, середину и конец.

Ответ: кольцевая композиция (Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин. – Комнаты. Комнаты. Комнаты. - Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин.)

в) Откройте материал под названием “Фрагменты эссе на тему “О времени и о себе”. Прочитаем информацию.

Какие элементы, характерные для жанра эссе, вы заметили здесь?

г) Откройте материал под названием “Винни-пух и все-все-все”.

Приложение №3

Какие элементы, характерные для жанра эссе, вы заметили здесь?

Ответ: в данном эссе автор передает свои чувства, ощущения, мысли, связанные с книгой Милна. Эссе написано в юмористической форме.

Рефлексия.

На данном уроке мы расширили свои знания о жанре ЭССЕ и использовали Интернета как средство сбора, получения и хранения информации.

Приложение 4.

Домашнее задание.

У вас у каждого есть адрес электронной почты – имеил. Откройте свои почтовые ящики и получите домашнее задание:

а) Написать сочинение-миниатюру в жанре эссе: “Компьютер в нашей жизни”.

б) Если есть возможность, послать работу на мой электронный адрес:ilsijakm@mail.ru.