Цели:
- продолжить изучение букв русского алфавита
- познакомиться со звуками [ф], [ф`], с буквами "Ф", "ф"
- научить читать слоги и слова с изучением букв
- расширять словарный запас и кругозор
- работать над техникой чтения
- развивать логическое мышление, смекалку
- воспитывать интерес к чтению
- расширить знания о растительном и животном мире
- воспитывать любовь к природе, стремление беречь ее.
Оборудование:
- цветные магнитные схемы "фокус", "фикус";
- карточки со словами "фокус", "фикус";
- карточки с печатными буквами "Ф", "ф"
- индивидуальный раздаточный материал
- магнитофон с диском для релаксации "Вечер в лесу"
- видеомагнитофон, видеофильм "Птицы"
- напечатанное предложение
- напечатанные слоги
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
- Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, чему вы научились за это время и как умеете работать. Давайте поприветствуем гостей.
- Прозвенел звонок, начинаем урок обучения грамоте. Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу. Да и как не радоваться свежему весеннему ветерку, солнечному лучику. Я желаю вам хорошего настроения и успехов.
II. Актуализация опорных знаний. Звуковая зарядка.
- Урок начнем с небольшой звуковой зарядки. Нараспев произнесите звуки, которые обозначены буквами:
а о у ы э
я ё ю и е
- Какие это звуки? (гласные)
- Почему они стоят в два ряда? (гласные первого ряда обозначают твердые, гласные второго ряда обозначают мягкие)
- А есть другие звуки, которые не поются?
- Как мы их называем?
- Приведите примеры.
- С каким звуком мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы о нем можете сказать? Какая буква обозначает этот звук?
III. Основной этап.
- Теперь, когда мы вспомнили изученные звуки и буквы, которые их обозначают, мы можем отправиться на прогулку в мир живой природы.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое о растениях и животных, чтобы сделать свое маленькое открытие?
- Вы готовы отправиться в путь? Вместе с нами отправятся две наши гостьи. Как их зовут, вы узнаете позже.
Физминутка.
- А сейчас я прошу вас закрыть глаза и послушать звуки природы. Что вы себе представили?
- И вот мы в лесу. Кого же первым мы там встретим?
Загадка: "Живет в лесу, люди его боятся, а он людей боится". (Филин)
- Филин - непростая лесная птица. О умеет показывать фокус. Какой это фокус, вы узнаете позже, но вначале внимание на схемы:
- Что общего?
- Что различного?
- Какая схема подходит к слову "фокус", какая - к "фикус"?
- Почему в слове "фикус" - согласный в первом слоге мягкий?
- Давайте выделим только первые звуки
- Какие они?
- Оба звука обозначаются буквой "Ф" (показ буквы в алфавите)
- Что вам напоминает эта буква?
- А вот, что говорит о ней поэт:
"С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу"
Штриховка буквы "Ф"
- Какой цвет мы получили, когда смешали красную и синюю краски?
- Теперь мы можем узнать, какой фокус умеет показывать филин.
- Что же случилось? Это ветерок-проказник решил с нами пошутить и перепутал все слова. Попробуйте поставить их на свои места.
Филин превратил фикус в фиалку
- Как вы догадались, что слово "филин" - первое?
- Наши гостьи внимательно наблюдали за прогулкой. И сейчас мы предоставим слово им. Они приготовили для вас интересные задания.
На доске:
(флора) (фауна)
фиалка филин
фикус фазан
флоксы фламинго
Флора - прочитайте слова в первом столбце и найдите нужную картинку.
- Как нас назвать одним словом? (растения)
Фауна - прочитайте слова во втором столбце и найдите соответствующую картинку.
- Как нас назвать одним словом? (животные)
- Весь животный мир Земли называют фауной, растительный мир - флорой.
- Почему они пришли к нам именно на этот урок?
- А с какой буквы будем писать их имена?
Фауна - Мальчики должны найти слова, в которых звук [ф] - твердый.
Флора - А девочки должны прочитать слова с мягким звуком.
- Разделите слова на слоги.
- А каких представителей флоры и фауны можно встретить в лесах России?
ФИЗМИНУТКА (для глаз) + чтение стихотворения о филине по цепочке.
- Что мы узнали о повадках филина?
- Кто может рассказать о других представителях живой природы?
- А сейчас наши гостьи загадают вам загадки, а вы определите, к фауне или флоре они относятся.
Флора:
На огороде хоть росла,
Знает ноты "соль" и "фа".
(фасоль)
Фауна:
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он: (жираф)
Игра "Кто лишний?"
фуксия дельфин форель
Игра "Узнай по описанию"
- Удивителен и прекрасен мир живой природы. Но, к сожалению, человек не всегда бережно относится к нему. Наши гостьи обращаются к нам с такой просьбой:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
- Давайте, ребята, пообещаем Флоре и Фауне: "Обещаем любить и беречь природу!"
IV. Рефлексия:
- Наша прогулка закончилась. Пора возвращаться в класс. С каким настроением заканчиваем урок?
- Что нового узнали?
- Поделитесь с близкими и друзьями своим открытием, а я благодарю вас за урок, за вашу активную работу. Вы молодцы, у вас все получилось!
Дополнительно (загадки):
Просит у меня дружок
Фиолетовый флажок,
Мне отдать его не жалко,
Подарю дружку:..(фиалку)Красноватый огонек
Чуть полянку не поджег.
Он - краса лесных полян,
Родич курицы::.(фазан)