Употребление табака и алкоголя - широко распространенное явление. Мы ежедневно сталкиваемся с ним в средствах массовой информации и в обыденной жизни. По сравнению с традиционными табаком и алкоголем, употребление подростками и молодежью наркотиков -относительно новое социальное явление, которое еще предстоит научиться преодолевать.
За последние годы рост употребления табака и алкоголя детьми и подростками происходит очень интенсивно. Достаточно сказать, что более половины пятнадцатилетних московских школьников хотя бы раз в жизни напивались до состояния опьянения, а треть курит. Тревожным является и тот факт, что все большее количество молодежи приобщается к наркотикам.
Хорошо известно, насколько вредным и опасным как для отдельного человека, так и для общества в целом является употребление табака, алкоголя и наркотиков. Девять из десяти больных раком легких курили. Аварии и насилие, связанные с употреблением алкоголя, являются главной причиной смертности подростков и молодежи. Основным каналом заражения СПИДом в нашей стране стало внутривенное введение наркотиков, а преступления, связанные с наркотиками, не менее опасны и прибыльны, чем нелегальная торговля оружием.
Целью методических рекомендаций "Если хочешь быть здоров": является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей эффективно общаться.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
- Помочь педагогическому составу детского дома в предупреждении приобщения воспитанников младшего школьного возраста к табаку и алкоголю.
Используемые понятия
Психоактивные вещества - это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека. Некоторые психоактивные вещества используются в медицине для лечения больных. В спорте психоактивные вещества ассоциируются с понятием "допинг". В обычной жизни мы часто слышим что-то вроде "мне надо взбодриться" или "мне надо успокоиться", когда имеется в виду кофе или чай. Отношение к психоактивным веществам в разных странах и среди разных слоев населения внутри одной страны разное. Поэтому важно аккуратно использовать эти понятия. Табак и алкоголь, например, являются психоактивными веществами, которые широко распространены и открыто употребляются в обществе, хотя каждый знает о вреде табака для здоровья, а злоупотребление алкоголем рассматривается как социальное отклонение. Некоторые психоактивные вещества (и в том : числе наркотики) могут употребляться только по предписанию врача. Для немедицинского использования они являются запрещенными.
Важно помнить, что психоактивное вещество кофеин содержится в чае и кофе, а также в шоколаде. В алкогольных напитках содержится другое психоактивное вещество - этанол. К психоактивным веществам относятся снотворные лекарства и некоторые препараты для похудения ].
В целом сами по себе психоактивные вещества не являются ни хорошими, ни плохими. Важно, кто, как и с какой целью их использует.
Алкоголь - любой напиток, содержащий токсическое вещество - этанол. В небольших количествах он действует на организм как стимулятор, в умеренных и больших количествах угнетает деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными: веществами .
Табак - сушеные листья одноименного растения. Чаще всего вдыхается табачный дым, но в некоторых странах распространен также жевательный табак. Главное психоактивное вещество табака - никотин. Эффектом долговременного действия никотина на организм является поражение сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма .
Марихуана - собирательный термин для сушеных листьев различных видов растения конопли. Курение марихуаны считается некоторыми специалистами более опасным, чем курение табака .
Цель занятия:
- Показать детям уникальность каждого ребенка..
Задачи занятия:
- Дать детям возможность сравнить признаки людей, находя сходство и различия.
- Объяснить, что такое уникальность.
Теоретические положения:
Положительное отношение к себе - важное условие полноценного развития личности ребенка. Для его формирования детям необходимо ощущать собственную значимость в глазах других людей. Признание ценности ребенка выражается в родительской любви, внимании, заботе и уважении его достоинства окружающими. Формированию положительного отношения ребенка к себе и другим способствует осознание неповторимости, уникальности себя и окружающих.
Словарь:
Неповторимость человека - эго сочетание его способностей, внешности и черт характера.
Материалы для занятия
Большие листы бумаги и фломастеры.
Подготовка к занятию
Попросите детей принести камень, ракушку или орех.
Ход занятия
Скажите детям, что урок посвящен изучению уникальности, неповторимости людей.
Попросите детей достать и рассмотреть принесенные мелкие предметы.
Предложите в группах по четыре разложить предметы по какому-либо признаку, например по величине.
Предложите доказать, что даже похожие предметы различаются. Пусть найдут и укажут их особые приметы.
Подведите детей к выводу о том, что в природе одинаковые объекты встречаются крайне редко.
Попросите детей сложить все камни в одну горку.
Подведите детей к выводу о том, что разные камни дополняют друг друга, образуя целое.
Попросите детей в группах по четыре встать по росту, по цвету волос (например, от темного к светлому).
Предложите подумать о преимуществах высокого и маленького роста в различных ситуациях. Например, первый космонавт Юрий Гагарин был небольшого роста. Скажите, что человек может развить в себе некоторые качества в результате систематических занятий. Например, занятия спортом развивают силу и ловкость.
Дайте детям в парах задание сравнить рисунок линий на ладонях. Подчеркните, что у людей двух абсолютно тождественных узоров на пальцах и ладонях не бывает. Это говорит об уникальности каждого ребенка. Его уникальность - это ценность. Поэтому дети должны быть внимательны и заботливы по отношению друг к другу, а также заботиться о себе. Спросите детей, что означает забота о себе. В чем она должна выражаться? (Дети могут назвать хорошее питание, вспомнить о необходимости одеваться по погоде и др.)
Попросите детей нарисовать любимое домашнее животное, любимое место отдыха, любимого человека, любимое занятие, хобби. Пусть покажут свои рисунки группе.
Сделайте выводы:
(1) о неповторимости каждого человека, обладающего уникальным сочетанием черт, привязанностей, интересов;
(2) о том, как таланты и качества каждого ребенка делают всех вместе уникальной группой.
Выводы.
- Каждый человек, каждый воспитанник неповторим.
- Благодаря своей неповторимости каждый ребенок (в том числе и ты) дополняет коллектив детского дома.
- Неповторимость каждого ребенка ценна для нашей группы.