Актуальность.
В условиях, когда государство ограничило свое участие в обеспечении базового уровня жизни населения, когда ответственность за свою судьбу полностью находится в руках самого человека, жизнь в сельской местности требует определенных личностных качеств и формирует у него особые свойства. Раннее включение детей в трудовую деятельность семьи, школы, объективная оценка труда родителей, занятых в сельском хозяйстве, сезонный характер труда, формируют ряд особенностей - трудолюбие, смекалку, предприимчивость, любовь к природе.
Все это будет создавать в сельском ребенке - реалиста, сдержанного в выражении своих чувств, несколько наивного в понимании окружающих и в отношении к нему.
Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как активно включиться в трудовую и экологическую деятельность? Один из вариантов решения этих вопросов - создание экологического центра, где будут решаться вопросы экологической и трудовой деятельности.
В результате анализа состояния экологического воспитания в нашей школе, выявлены следующие противоречия между: 1. Необходимостью создания эко-центра и отсутствием единой программы его функционированию; 2. Пониманием того, что у школьников существуют в основном чисто теоретические знания по экологии, биологии и отсутствие практической направленности.
Объект исследования: Образовательный процесс школы.
Предмет исследования: Условия, способствующие развитию активной, здоровой, творчески развитой личности.
Цель проекта: Создание условий для развития активной, здоровой, творчески развитой личности в экологической и трудовой деятельности эко-центра.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- Разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников.
- Разработать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся с учетом преемственности в рамках деятельности эко-центра.
- Разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.
Сформулируем цель и задачи стоящие при работе эко-центра.
Цель: развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе при экологической и трудовой деятельности.
Задачи:
- Понимание современных проблем окружающей среды.
- Развитие критического отношения у обучающихся к результатам деятельности человека.
- Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
- Популяризация таких видов деятельности, как агрономия, экология, технология, биология.
- Профориентация обучающихся.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Стимулирование самостоятельности и креативности школьников.
Гипотеза: если в сельской школе создать условия для успешного функционирования школьного экологического центра, то это будет способствовать развитию творчески-развитой личности.
Методы исследования:
Основные методы - педагогическое наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
Вспомогательный метод - метод теоретического анализа и обобщения данных научной литературы.
Школьный эко-центр.
Чем занимается школьный эко-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю экологическую программу воспитания, которую мы разделяем на три этапа.
1. Раскрытие личности (детский сад и начальная школа).
2. Развитие личности (средние классы).
3. Становление и самореализация личности.
Каждому из этапов соответствуют свои цели и задачи в зависимости от возраста, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся. Объединяет и координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юных экологов. Проводят социологические опросы и исследования среди обучающихся, родителей и педагогов, устанавливают связь с объектами, которые непосредственно влияют на экологическое состояние нашего административного округа (ЗАО, лесничество, сельская администрация).
Эко-центр организует: занятия в школе юннатов. Творческие отчеты и конкурсы, диспуты и дискуссии, экскурсии в зоопарк, смотры стенгазет в защиту окружающей среды от загрязнения.
Эко-центр планирует и готовит: экологические конференции, игры, десанты, праздники.
Эко-центр проводит: эко-минутки, эко-конференции, встречи с интересными людьми, "за круглым столом", игры, праздники, выставки рисунков и фотографий, предметные недели.
Эко-центр отвечает: за воспитание экологической грамотности школьников.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы.
Форма | Задачи |
Неделя (декада) экологии. | Учет индивидуальных возможностей
обучающихся. Повышение степени самостоятельности обучающихся. Формирование личностных качеств обучающихся. Содействие в профессиональной ориентации. Представление широкого спектра форм деятельности школьного эко-центра. Повышение мотивации учеников к работе в школьном эко-центре. Развитие творческих способностей обучающихся. |
Кружки, объединения. | Развитие творческих способностей
обучающихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация обучающихся во внеклассной работе. |
Организация экологической деятельности обучающихся в школе.
1-4 классы. Подготовительный этап.
5-7 классы. Творческий этап.
8-9 классы. Развивающий.
10-11 классы. Исследовательский этап.
План реализации проекта.
2008-2009 год. Подготовительный. Цель: подготовить условия для формирования систем работы с обучающимися в рамках школьного эко-центра.
2009-2010 год. Организационный. Цель: апробация системы работы с обучающимися.
2010-2011 год. Практический. Цель: переход системы работы с в режим функционирования.
2011-2012 год. Обобщающий. Цель: переход системы работы в режим функционирования.
Ожидаемые результаты
Критерии | Показатели |
Выявление склонностей, способностей и интересов обучающихся. | Наличие: Разработанных программ спец. курсов и эл. курсов. Банк данных. Победителей конкурсов в области экологического образования. |
2. Наличие и функционирование адекватной системы работы с обучающимися в рамках школьного эко-центра. | Наличие: Методическое обеспечение системы работы. Структуры управления проектом, кадрового обеспечения проекта; Различных форм внеурочной образовательной деятельности. Плана повышения квалификации педагогов. |
3. Творческая самореализация выпускника школы. | Наличие: Различных форм внеурочной образовательной . Экологической и трудовой деятельности "Пришкольный участок". Роста уровня развития творчества педагогов и обучающихся. Активная, здоровая, творчески развитая личность, способная самостоятельно приобретать знания, умения и применять их в жизни. |
4. Преемственность в работе дошкольного и школьного экологического воспитания. | Наличие: Организации экологической и трудовой деятельности. Мотивации обучающихся к обучению. Умение выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения. |
Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта.
Негативные последствия:
- Неприятие частью учителей внедрения проекта, как отвлекающего от основных предметов;
- Недостаточность материально-технического обеспечения.
Устойчивость проекта:
- Положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;
- Повышение качества образования;
- Рост профессионального мастерства педагогов;
- Удовлетворенность результатами родителей.
Список литературы:
- Алексеев С. П. и др. "Практикум по экологии". М., 1996 год.
- Гурьянова М. П. "Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума". М., 2005 год.
- Дежникова Н. С. "Школьный экологический календарь". Л., 2003 год.
- Жиренко О. Е. Литвинова Л. С. "Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 класс". М., 2005 год.