Развитие активной, здоровой, творчески развитой личности в экологической и трудовой деятельности экоцентра

Разделы: Экология


Актуальность.

В условиях, когда государство ограничило свое участие в обеспечении базового уровня жизни населения, когда ответственность за свою судьбу полностью находится в руках самого человека, жизнь в сельской местности требует определенных личностных качеств и формирует у него особые свойства. Раннее включение детей в трудовую деятельность семьи, школы, объективная оценка труда родителей, занятых в сельском хозяйстве, сезонный характер труда, формируют ряд особенностей - трудолюбие, смекалку, предприимчивость, любовь к природе.

Все это будет создавать в сельском ребенке - реалиста, сдержанного в выражении своих чувств, несколько наивного в понимании окружающих и в отношении к нему.

Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как активно включиться в трудовую и экологическую деятельность? Один из вариантов решения этих вопросов - создание экологического центра, где будут решаться вопросы экологической и трудовой деятельности.

В результате анализа состояния экологического воспитания в нашей школе, выявлены следующие противоречия между: 1. Необходимостью создания эко-центра и отсутствием единой программы его функционированию; 2. Пониманием того, что у школьников существуют в основном чисто теоретические знания по экологии, биологии и отсутствие практической направленности.

Объект исследования: Образовательный процесс школы.

Предмет исследования: Условия, способствующие развитию активной, здоровой, творчески развитой личности.

Цель проекта: Создание условий для развития активной, здоровой, творчески развитой личности в экологической и трудовой деятельности эко-центра.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • Разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников.
  • Разработать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся с учетом преемственности в рамках деятельности эко-центра.
  • Разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.

Сформулируем цель и задачи стоящие при работе эко-центра.

Цель: развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе при экологической и трудовой деятельности.

Задачи:

  • Понимание современных проблем окружающей среды.
  • Развитие критического отношения у обучающихся к результатам деятельности человека.
  • Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
  • Популяризация таких видов деятельности, как агрономия, экология, технология, биология.
  • Профориентация обучающихся.
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Стимулирование самостоятельности и креативности школьников.

Гипотеза: если в сельской школе создать условия для успешного функционирования школьного экологического центра, то это будет способствовать развитию творчески-развитой личности.

Методы исследования:

Основные методы - педагогическое наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.

Вспомогательный метод - метод теоретического анализа и обобщения данных научной литературы.

Школьный эко-центр.

Чем занимается школьный эко-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю экологическую программу воспитания, которую мы разделяем на три этапа.

1. Раскрытие личности (детский сад и начальная школа).

2. Развитие личности (средние классы).

3. Становление и самореализация личности.

Каждому из этапов соответствуют свои цели и задачи в зависимости от возраста, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся. Объединяет и координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юных экологов. Проводят социологические опросы и исследования среди обучающихся, родителей и педагогов, устанавливают связь с объектами, которые непосредственно влияют на экологическое состояние нашего административного округа (ЗАО, лесничество, сельская администрация).

Эко-центр организует: занятия в школе юннатов. Творческие отчеты и конкурсы, диспуты и дискуссии, экскурсии в зоопарк, смотры стенгазет в защиту окружающей среды от загрязнения.

Эко-центр планирует и готовит: экологические конференции, игры, десанты, праздники.

Эко-центр проводит: эко-минутки, эко-конференции, встречи с интересными людьми, "за круглым столом", игры, праздники, выставки рисунков и фотографий, предметные недели.

Эко-центр отвечает: за воспитание экологической грамотности школьников.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы.

Форма Задачи
Неделя (декада) экологии. Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

Повышение степени самостоятельности обучающихся.

Формирование личностных качеств обучающихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Представление широкого спектра форм деятельности школьного эко-центра.

Повышение мотивации учеников к работе в школьном эко-центре.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Кружки, объединения. Развитие творческих способностей обучающихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация обучающихся во внеклассной работе.

Организация экологической деятельности обучающихся в школе.

1-4 классы. Подготовительный этап.

5-7 классы. Творческий этап.

8-9 классы. Развивающий.

10-11 классы. Исследовательский этап.

План реализации проекта.

2008-2009 год. Подготовительный. Цель: подготовить условия для формирования систем работы с обучающимися в рамках школьного эко-центра.

2009-2010 год. Организационный. Цель: апробация системы работы с обучающимися.

2010-2011 год. Практический. Цель: переход системы работы с в режим функционирования.

2011-2012 год. Обобщающий. Цель: переход системы работы в режим функционирования.

Ожидаемые результаты

Критерии Показатели
Выявление склонностей, способностей и интересов обучающихся. Наличие:

Разработанных программ спец. курсов и эл. курсов.

Банк данных.

Победителей конкурсов в области экологического образования.

2. Наличие и функционирование адекватной системы работы с обучающимися в рамках школьного эко-центра. Наличие:

Методическое обеспечение системы работы.

Структуры управления проектом, кадрового обеспечения проекта;

Различных форм внеурочной образовательной деятельности.

Плана повышения квалификации педагогов.

3. Творческая самореализация выпускника школы. Наличие:

Различных форм внеурочной образовательной .

Экологической и трудовой деятельности "Пришкольный участок".

Роста уровня развития творчества педагогов и обучающихся.

Активная, здоровая, творчески развитая личность, способная самостоятельно приобретать знания, умения и применять их в жизни.

4. Преемственность в работе дошкольного и школьного экологического воспитания. Наличие:

Организации экологической и трудовой деятельности.

Мотивации обучающихся к обучению.

Умение выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения.

Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта.

Негативные последствия:

  • Неприятие частью учителей внедрения проекта, как отвлекающего от основных предметов;
  • Недостаточность материально-технического обеспечения.

Устойчивость проекта:

  • Положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;
  • Повышение качества образования;
  • Рост профессионального мастерства педагогов;
  • Удовлетворенность результатами родителей.

Список литературы:

  1. Алексеев С. П. и др. "Практикум по экологии". М., 1996 год.
  2. Гурьянова М. П. "Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума". М., 2005 год.
  3. Дежникова Н. С. "Школьный экологический календарь". Л., 2003 год.
  4. Жиренко О. Е. Литвинова Л. С. "Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 класс". М., 2005 год.