Цель урока: дать понятие числа 0 и знакомство с цифрой 0.
Задачи
- Углубить и обобщить знания учащихся о цифре и числе 0.
- Развивать логическое мышление.
- Прививать любовь к математике.
Оборудование
- учебник, тетрадь
- касса цифр
- таблица «Домики состава чисел 8 и 9
- рисунок «Дуб, листья дуба»
- фонограмма «У лукоморья дуб зелёный»
- презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
Дети:
Прозвенел звонок на урок
Встали мы дружно
Ждём начала урока.
Учитель:
Ребята, какое это дерево?
(Дуб).
Что вы знаете о дубе?
Дети:
Это могучее и величественное дерево.
Корни его уходят глубоко в землю.
Поэтому ему нестрашны никакие бури.
Из дуба строят корабли, мебель, паркет.
Из коры дуба делают зубную пасту.
Листья кладут при солении огурцов, поэтому у бабушки огурцы хрустящие и крепкие, вкусные.
Учитель:
Молодцы, ребята!
Какое стихотворение А.С.Пушкина мы недавно учили про дуб?
(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина).
Кто желает рассказать?
Иди, Витя, прочитай этот отрывок нам и гостям.
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит.
Учитель:
Молодец, Витя! Присаживайся. Скажите, что такое сказка?
Дети:
Это когда что-то волшебное.
Учитель:
А вам хотелось бы попасть в эту сказку? Тогда, давайте, отправимся налево и мы попадём в страну сказок.. Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль ( руками изображаем бинокль), что же волшебное вы видите?
(Слайд №4 - дуб)
Дети:
Мы видим дуб могучий с листьями, златую цепь, кота.
Учитель:
Ребята, слышите, мы попали в страну сказок.
(включаю музыку и песню «У лукоморья дуб зелёный»)
2. Устный счёт. (Слайд №6)
Учитель:
Ребята, а на дубе не только кот- учёный сказки рассказывает, а даже листьядуба - говорящие. Сорву я один лист и прочту, что там написано.
(срываю и читаю - Слайд №7)
Стоит дуб, на дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок на дубе? (Слайд № 8)
Дети:
Нисколько, нуль.
Учитель:
Почему?
Дети:
На дубе яблоки не растут.
Учитель:
Верно. Мы в стране сказок познакомимся с цифрой 0. Узнаем о нём много интересного. Как вы думаете, какое название можно дать нашему дубу?
Дети:
Нисколько, нуль, потому что на стволе дупло, похожее на 0. (Слайд №7)
Учитель:
Кто сорвёт ещё один лист и прочтёт? Второй? Третий? Четвёртый? Прочитайте, что написано на ваших говорящих листьях?
Дети: Решите примеры.
Учитель: Решайте.
3 + 1 = | 5 - 2 = | 2 + 1 = | (Слайд №9) |
4 – 2 = | 2 + 3 = | 5 - 1 = | (Слайд №10) |
3 + 2 = | 2 + 2 = | 4 - 1 = | (Слайд №11) |
3. Фронтальная работа: арифметический диктант. (Слайд №12)
Учитель:
А мы в это время будем решать другие примеры. Вы будете мне показывать ответы с помощью разрезных карточек с цифрами.
- Какое число называют при счёте после числа 9?
- Перед числом 8?
- Между числами 6 и 8?
- Какое число больше на 1, чем 7?
- Увеличьте 5 на 1
- Увеличьте 8 на 1
- Уменьшите 5 на 2
- Уменьшите 10 на 1
«Весёлая задача»
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря,
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но, смотрите, у ведёрка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
(Нисколько) (Слайд № 13)
4. Проверка индивидуальной работы: двум ученикам дано задание - заселить домики - у доски. (Слайд № 14)
1 | 7 | 5 | 4 |
5. Новая тема
Учитель:
Физминутка
Учитель:
Ребята, встаньте, пожалуйста, и покажите, как дуют ветра, качаются деревья, листья шелестят.
Дети:
У-у-у-фу (дуют).
Учитель:
Вот упал лист дуба. Сколько листьев осталось?
Дети:
Два.
Учитель:
Как это можно записать примером. (3 - 1 = 2)
К доске идут Алина и Даниил. Алина составит пример, а Даниил - запишет.
А вы, ребята, составьте на партах.
- увеличилось или уменьшилось количество листов на дубе? (уменьшилось)
- как это запишем? (2 < 3)
- От ветра ещё один лист упал. Сколько осталось? (1)
- Как это запишем? (2 – 1 = 1)
- Увеличилось или уменьшилось количество листьев? (уменьшилось)
- Как это запишем? (1 < 2)
- Сколько листьев осталось на дубе? (ни одного не осталось)
- Как это запишем? (1 – 1 = 0)
- Что показывает число 0? (число 0 показывает, что ни одного листочка не осталось)
- Что меньше: 0 или 1? (0 < 1)
- Где займёт место число 0 в ряду чисел? (перед числом 1, потому что 0 меньше 1, на листе чисел вставляю 0 перед числом 1)
Учитель:
Ребята, а Саша нам приготовил сюрприз. Он хочет что-то нам рассказать. Иди, Саша, к доске, тебе слово.
С.Я.Маршак «Весёлый счёт». (Слайд №16)
Цифра вроде буквы 0 –
Это ноль иль ничего,
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это 10. (Повторяем с детьми 3 раза).
6. Работа в тетрадях.
Учитель:
А теперь мы будем учиться красиво писать число 0.
Открываем тетради. Проговорим наше стихотворение.
Я тетрадочку открою (Слайд №17)
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
Нашли образец на ленте цифр на доске.
Начинаем писать сверху с правого почти угла клетки и ведём плавно влево овал вниз, не доходя нижней линии клетки закругляем вправо, поднимаем вверх и замыкаем. Повторяем в воздухе.
А теперь внимательно посмотрите на образец в тетрадях. Пропуская клетку между цифрами пропишите одну строчку.
Учитель:
Ребята, а вы согласны, что 0 ничего не значит?
- А если увидели пожар, по какому номеру мы вызываем помощь? (01)
- Как вызывать милицию? (02)
- Как вызвать «Скорую помощь», если кто-то заболел? (03)
- Запишите эти номера телефонов в тетрадь и запомните. (Слайд №18)
7. Работа с учебником
Учитель:
Откройте учебники на той страницу, где закладочка.
- Посмотрите на рисунок и скажите, сколько тарелок нарисовано на картинке? (3)
- Какие ягоды лежат на тарелочках? (Клубника)
- Сколько клубники на первой тарелочке? (3)
- Сколько клубники на второй тарелочке? (5)
- Что больше: 3 или 5? (3 < 5)
- Сколько ягод на третьей тарелочке? (0)
- Что больше: 5 или 0? (5 > 0)
- Когда поспевает клубника? (летом).
- Эта ягода съедобная? Чем она полезна людям? Где она растёт?
- На нижней картинке что за ягоды нарисованы? (Красная смородина)
- Сколько ягод на веточке? (5)
- А когда сорвали ягоды, сколько осталось? (0)
- Какой пример можно составить по этой картинке? (5 – 5 = 0)
- Когда поспевает смородина? Где она растёт? Чем она полезна?
Внизу даны круговые примеры, давайте их решать и ответы записывать в тетрадочку самостоятельно (самостоятельная работа). (Слайд №20)
А по последнему рисунку самостоятельно составьте примеры. (Слайд №21)
Учитель:
Закончили решение примеров, поменяйтесь тетрадями соседом по парте и проверьте ответы.
Решим задачу.
Старик поймал неводом рыбу и отпустил её в синее море. Сколько рыб осталось у старика? (0). (Слайд №22)
8. Итог урока
Учитель:
В какой стране мы с вами побывали сегодня? (Сказке)
Понравилась ли вам наша сказка?
С каким числом и цифрой мы познакомились? (0)
А что вам больше всего запомнилось?
В старших классах вы ещё много интересного узнаете про 0.
Чтобы хорошенько запомнить 0, повторим стихотворение Саши.
Цифра вроде буквы 0 (Слайд №23).
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки.
Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец ! (Слайд №24)
Спасибо за урок. (Слайд №25)