Цели:
- научить учащихся сознательному, выразительному чтению стихотворения Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок";
- развивать устную речь детей, наблюдательность, воображение;
- воспитывать любовь к поэзии, к чтению.
Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, памятки по чтению "Наизусть учить - ум точить", "Стихи читай правильно, выразительно, с любовью", аудиозапись стихотворения Н. Некрасова, слова, написанные на доске для объяснения учащимся, "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецов.
I. Организационный момент.
Учитель совместно с учениками читают памятки на доске.
II. Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
Проводится конкурс чтецов (Выразительное чтение учащимися стихотворения, заданного на дом А.С. Пушкина "Зима! Крестьянин, торжествуя:")
Анализ произведения "Зима! Крестьянин, торжествуя:"
Прочитайте строку "Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь:"
-Почему крестьянин торжествует?
- Какое настроение выражено в стихотворении? Выбери из предложенных вариантов на доске: радостное, грустное, веселое, печальное, приподнятое, торжественное.
- Чем вызвано такое настроение?
- Какие заголовки вы придумали?
Выставка рисунков, выполненных дома к произведению "Зима! Крестьянин, торжествуя:"
III. Сообщение темы урока.
Прочтение учащимися темы урока, записанной на доске "Н. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Сообщение учителем цели урока.
Учитель: Перед вами на доске висит портрет поэта, написавшего это стихотворение. Прежде чем вы услышите произведение, мы послушаем доклад о жизни поэта.
Доклад ученика о жизни Н.Некрасова.
Некрасов, Николай Алексеевич - знаменитый поэт. Принадлежал к дворянской, некогда богатой семье Ярославской губернии; родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде, Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова. Это был человек, много испытавший на своем веку. Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасова, деревне Грешневе, Ярославской губернии и уезда, куда отец, вышедши в отставку, переселился. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника. В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5 класса. Учился он плоховато, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Николай Алексеевич терпел нужду страшную. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал "практиком" не в лучшем значении этого слова. Дела его скоро устроились: он давал уроки, писал статейки в "Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду" и "Литературной Газете", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александрийской сцене. Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении "гражданских" стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об эпике и лирике. В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - "Мороз Красный Нос". Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. По общему складу к "Морозу Красному Носу" примыкает раньше написанная прелестная идиллия "Крестьянские дети" (1861). Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. [1]
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, я прочту стихотворение, а вы выделите в тексте слова, значение которых вам было непонятно.
Учитель читает наизусть стихотворение Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок"
На доске выписаны слова: хворост, уздцы, вестимо, миновал, чинно.
Объяснение значения слова с использованием "Толкового словаря" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова
V. Анализ произведения.
-О чем говорит заголовок стихотворения? (О том, что мальчик очень маленький, в одежде мужской, а не детской)
-Как понимаете выражение: "И шествуя важно, в спокойствии чинном"? (Идет гордо, с достоинством)
VI. Повторное чтение.
Учащиеся читают стихотворение Н. Некрасова "Мужичок с ноготок".
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Прослушивание аудиозаписи.
-Ребята, послушайте, как звучит это стихотворение в исполнении мастера слова- народного артиста РФ Государственного Академического Малого театра России Езепова В.И.
VII. Выборочное чтение.
- Прочитайте. Какие слова из стихотворения помогают вам представить Власа?
- Каким хочет казаться мальчик? (Взрослым)
--Из каких слов это видно? Прочтите. (Семья- то большая, да два человека всего мужиков- то отец мой да я:)
-На стр. 174 дан рисунок. Найдите в тексте слова, относящиеся к данному рисунку.
VIII. Чтение по цепочке.
- В первых двух строках выделите слова, указывающие на холод.
- Найдите слова, которые говорят о том, как передвигается лошадь.
- Какие слова помогают нам представить по взрослому идущего мальчика? (Мальчик, выполнявший работу)
- Найдите сравнения в стихотворении.
- Для чего Некрасов использует сравнения? (Для того, чтобы ярче передать характер мальчика.)
- Найдите в тексте рифмы. Что такое рифма?
IX. Чтение по ролям.
Учащиеся читают стихотворение по ролям.
- С каким чувством поэт пишет о Власе?
X. Итог урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
XI. Домашнее задание. Оценки.
Выучите стихотворение наизусть (стр.173-174), в тетради по чтению выполнить № 2.
Литература:
- Я познаю мир. Литература: Дет. Энциклопедия./Авт.-сост. Н.В. Чудакова-М.: ООО "Издательство АСТ.", 2002.