10 класс.
Тема урока: Вирусы.
Цели:
- Образовательные: сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности и значении.
- Развивающие: развивать умение работать с текстом, формировать познавательный интерес обучающихся к теме, посредством применения приемов ТРКМ.
- Воспитательные: воспитывать культуру общения, потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2007, презентация "Вирусы, их многообразие".
Этапы | Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||
Вызов (актуализация знаний) | Организационный момент. Проверка
готовности обучающихся к уроку. - Прослушайте интересную информацию. Определите, о каких загадочных существах идет речь? Конец ХIХ века. В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества - токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейеринк. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывают не микробы, а "жидкое заразное начало", размножающееся лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не "жидкое заразное начало", как предполагал Бейеринк. - Что это за существа? Каково ваше предположение? (ответы обучающихся - вирусы) Это и будет темой урока. Тема урока: Вирусы. Запишите тему урока в тетрадь. - Что вы знаете о вирусах? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание на карточках. Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак "+", если считаете, что утверждение верно, знак "-", если неверно. Обсудите результаты работы в парах. Обоснуйте свой ответ. Прием "Верные и неверные утверждения"
- Давайте обсудим результаты вашей работы, выясним, кто согласен с утверждением и почему, кто - нет и почему. У обучающихся возникают вопросы: а как на самом деле? В итоге учащиеся формулируют задачи собственной деятельности на уроке. Учебные задачи:
- Задачи поставлены, переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока. |
||||||||||||||||||||||||||||
Осмысление (реализация) | Изучение нового материала. I. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется вирусология. Ученые до сих пор спорят: вирусы - это существа или вещества? А как считаете вы? В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются? На данном этапе урока мы выявим черты сходства и отличия вирусов и живых организмов. Задание. Работая с текстом учебника (п.2.11 стр.79-81) заполните в тетради таблицу. Сформулируйте самостоятельно линии сравнения (обучающиеся предлагают "линии сравнения", затем определяют наиболее важные и заносят в таблицу). Прием "Сводная таблица"
Обсуждение результатов работы в группах (группы формируются из 4-х человек). - На основании изученного, сделайте вывод: Какими специфическими чертами обладают вирусы? (отличия вирусов от живых организмов) Вывод (формулируют обучающиеся):
Физминутка. Дыхательные упражнения. Существуют специальные упражнения, которые помогают изменить настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и, конечно же с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение? II. Значение вирусов. А теперь именно с этой здоровой нотки мы и перейдём к вопросу здоровья. Когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, СПИД (демонстрация слайдов презентации). - Что вы знаете о СПИДе? (ответы обучающихся, предположения) Прием "Инсерт" Задание. Прочитайте статью учебника "СПИД" (п.2.11, стр.82-84). Во время чтения сделайте пометки на полях: - Поставьте "V" (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете. - Поставьте "+" (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. - Поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами.
Обобщение результатов работы в режиме беседы. - Что нового вы узнали из этой статьи учебника? - Какие вопросы у вас возникли? - Оправдались ли ваши предположения? (ответы обучающих-ся) |
||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (размышление) | Прием "Верные и неверные
утверждения" - А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните вторую колонку таблицы (см. стадию вызов). Выводы: - По каким вопросам ваше мнение совпало? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы обучающихся) Заключение. По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара: Вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка". Как вы думаете, почему он так сказал? Напишите дома эссе на эту тему. Индивидуальное домашнее задание. Спрогнозируйте результаты деятельности вирусов в живых организмах.
Это мы обсудим на следующем уроке, приступив к изучению организменного уровня организации живых систем. |
Использованная литература.
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. Москва. "5 за знания". 2006
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера - 3-е изд. - Москва. Мир. 2001.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. Москва. "ВАКО". 2006