Урок развитие речи по теме "Признаки зимы"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели:

  1. Обучать составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам, распространению предложений определениями.
  2. Обогащать словарный запас по теме: "Зима".
  3. Развивать ассоциативное мышление, учить подбирать признаки к предмету.
  4. Воспитывать интерес и любовь к родному языку и природе родного края.

Оборудование: ПК; мультимедиа проектор; экран; фотографии зимних пейзажей, бумажные снежинки, на которых с одной стороны - буква (буквы: С, М, Е, Ш, А, Р, И, К, И), а с другой - цифра ( цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9); такие же снежинки развешаны по классу, бейджики с надписью "Лучший экскурсовод".

Ход урока

I. Организационный момент.

Презентация.

- Ребята, что необычное вы заметили в классе?

- Какое у вас настроение? (Слайд 3)

- Возьмите каждый на своей парте снежинку. Чем необычна снежинка? Назовите букву и цифру.

- А теперь постройтесь в ряд, начиная с самого маленького числа.

- Что заметили?

Весёлые и умные гости к нам пришли.

Что-то интересное с собою принесли

Похожие на шарики зовут их все : смешарики. (Слайд 4, просмотр заставки к мультфильму "Смешарики")

- Что это? (Слайд 5)

- Сегодня в нашем классе открылась фотовыставка. Смешарики приглашают нас посетить эту выставку.

II. Введение в тему занятия.

Рассматривание фотовыставки. (На доске - фотографии зимних пейзажей.)

- Какое время года запечатлено на фотографиях?

- Как вы догадались, что эта зима?

- Какие еще приметы зимы вы видите на фотографиях выставки?

(Учитель обобщает ответы детей: :зимою земля покрыта снегом, реки льдом, зимою холодно)

- Какое название вы бы дали нашей фотовыставке?

- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других классов? Родителям?

- А что можно добавить к нашей фотовыставке, чтобы она стала более интересной? (Ответы детей, при необходимости оказание помощи детям.)

- На нашей выставке будет работать экскурсовод Совунья. Кто такой экскурсовод?

- Совунья добавит к фотопортрету зимы её словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. (Слайд 5, просмотр отрывка фильма)

- Ой, у Совуньи пропал голос. Что же делать? (выслушать ответы детей)

- Может быть, мы попробуем быть экскурсоводами?

- А как это сделать я вас научу.

III. Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы говорить внятно и понятно выполним артикуляционную гимнастику, а поможет нам в этом Лосяш. (Слайд 6)

А Лосяш наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Сказки эти он расскажет
И картинки нам покажет.

Сказка о Весёлом Язычке. (Показ слайдов 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.)

  • Жил да был Весёлый Язычок. У нег был домик. Это рот. В его домике было две двери.
  • Первая дверь - это губы. Давайте её откроем (упражнение "Улыбка").
  • Вторая дверь - это зубы. Откроем и её (упражнение "Заборчик").
  • Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - нижняя губка (упражнение "Лопаточка").
  • Наконец он проснулся, выглянул на улицу (упражнение "Иголочка").
  • Посмотрел по сторонам: направо, потом налево (упражнение "Часики").
  • Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели, решил покачаться (упражнение "Качели").
  • Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение "Лошадка").
  • У домика росли колокольчики. Они испускали прекрасный аромат. Стал Язычок наслаждаться запахом цветов (медленный вдох и выдох).
  • Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение "Заборчик"), а затем первую дверь - губы (сомкнуть губы).

IV. Основная часть.

1. Словарная работа. Слово "зима" (актуализация и развитие лексики).

Составление предложений по опорным словам и картинкам со словом "зима".

a) Беседа о зиме.

- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. (Слайд 17)

- Какая зимой погода? (холодная)

- Да, зимой холодно, зима холодная.

- Что выпадает зимой? (снег)

- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)

- Какого цвета снег? Значит какая зима? (белоснежная)

- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)

- Если часто метёт метель, то зима какая? (метельная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студёно, то зима какая? (студёная)

- Какой праздник скоро наступит? В Новый год мы ждём волшебства, чуда, сказки. Зима, какая?

(чудесная, волшебная, дивная, сказочная, чарующая, удивительная)

- Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили.

б) Игра.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.

(Дети встают в круг, по кругу подают друг другу руку, называя по одному признаку).

Зима : холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студёная, злая, волшебная, чудесная, сказочная, удивительная, чарующая, изумительная

в) Составление предложений.

- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое начало предложения составил Бараш: Наступила : . (Слайд 17)

- Придумайте каждый своё предложение.

(Дети составляют распространённые предложения. Например: Наступила холодная и снежная зима.)

2. Словарная работа. Слово "снег" (актуализация и развитие лексики).

Составление предложений по опорным словам и картинкам со словом "снег".

а) Беседа о снеге.

- Мы сказали, что зимой выпадает снег. (Слайд 18)

- Кар Карыч хочет с вами поиграть со словом снег.

- Доскажите словечко.

Тихо, тихо, как во сне падает на землю: снег

С неба всё скользят пушинки серебристые : снежинки

На посёлок, на лужок всё снижается :снежок

Вот веселье для ребят всё сильнее : снегопад

Все бегут вперегонки, все хотят играть в : снежки

Словно в белый пуховик нарядился : снеговик

Рядом снежная фигурка это девочка : снегурка

На снегу то, посмотри с красной грудкой : снегири

- Какие вы слова добавляли? На какое слово похожи?

- Представьте, что вы снежинки.

б) Динамическая пауза.

- Снежинки пуховые
Веселые, живые,
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном,
И землю укрываете
Хрустальным серебром.

- Выпал снег. Давайте полюбуемся им. И, правда, как настоящий.

- Снег, какой? (белый, холодный, лёгкий, блестящий, мокрый, пушистый, липкий)

- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (блестящий, искрящийся)

в) Составление предложений.

- Какой выпадает снег? Поможем Кар Карычу составить предложение: Выпал : . (Слайд 18)

(Дети составляют распространённые предложения. Например: Выпал белый, пушистый снег.)

- Что покрыл снег? Нюша поможет нам составить предложение. А начинается оно так: Снег покрыл : . (Слайд 19)

(Дети составляют распространённые предложения. Например: Снег покрыл землю пушистым тёплым одеялом.)

V. Физминутка.

Холод - стужа, потирают ладошки, стучат ими по бедрам

Холод - стужа.

Снег колючий

Кружит, кружит : кружатся, разведя руки в стороны

- Посмотрите по сторонам (на стенах на уровне глаз развешаны снежинки), соберём снежинки, найдите точно такую же снежинку как у вас.

Мазунина 220-519-096

- Переверните снежинки. Что это? Что можем со слогами сделать? Составьте слово. (На обратной стороне трёх снежинок - слоги (су, гро, бы)

(сугробы)

В сугроб снежинки соберем.
И дальше сочинять начнем.

VI. Продолжение основной части.

3. Словарная работа. Слово "сугробы" (актуализация и развитие лексики).

Составление предложений по опорным словам и картинкам.

а) Беседа о сугробах.

- Выпало много снега, и появились сугробы. (Слайд 20)

- Крош очень любит прыгать в сугробы.

- Какие бывают сугробы? (белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие)

б) Составление предложений.

- Помогите Крошу. Продолжите предложение: Намело : . (Слайд 20)

- Крош очень любит и игру " Снежный ком". Поиграем? Распространите предложение.

(Дети добавляют к предложению новые слова. Например: Сильным ветром быстро намело высокие и большие сугробы в тихом заснеженном лесу.)

4. Словарная работа. Слово "лёд" (актуализация и развитие лексики).

Составление предложений по опорным словам и картинкам.

а) Беседа о состоянии водоёмов зимой..

- Что происходит зимой с реками и озерами?(Слайд 21) (выслушиваются ответы детей)

- Верхний слой воды превращается в лёд.

- Лёд, какой? (холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный)

б) Составление предложений.

- Копатыч предлагает составить предложение: Каким льдом покрылись реки и озера зимой?

(Слайд 21)

Реки и озёра: ( Дети составляют предложения. Например: Реки и озёра покрылись толстым и крепким льдом.)

- Смешарики любят кататься на коньках.

- По какому льду хорошо кататься на коньках? (по гладкому, скользкому)

- Хорошо кататься по гладкому скользкому льду.

- А какие еще зимние забавы вам нравятся?

- Каково им зимой? ( Все рады зиме. Хорошо зимой!)

VII. Физминутка для глаз " Снеговик"

- Ёжик заботится о своём зрении. Он каждый день делает зарядку для глаз. Давайте и мы дадим отдохнуть нашим глазкам. (Слайд 22)

VIII. Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ.

(Дети составляют рассказ по опорным словам и фотографиям на доске.)

- И вот зима, белым - бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
И иней на березках,
Как праздничные блестки:

- А какие вы знаете стихи о зиме? Какие знаете пословицы и поговорки? (Слайд 23, просмотр клипа "Зима")

( Во время просмотра клипа дети читают стихи о зиме, вспоминают пословицы и поговорки).

V. Итог занятия.

- Кто сегодня был лучшим экскурсоводом?

- Какое у вас настроение? Кто считает, что на уроке было отлично, интересно. А кто старался, и всё получилось? А кому нужно повторить материал? (Слайд 24)

- Смешарики довольны вашей работой! (Слайд 25)

Фрагмент фильма 1

Фрагмент фильма 2

Фрагмент фильма 3