Цели:
- Обучать составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам, распространению предложений определениями.
- Обогащать словарный запас по теме: "Зима".
- Развивать ассоциативное мышление, учить подбирать признаки к предмету.
- Воспитывать интерес и любовь к родному языку и природе родного края.
Оборудование: ПК; мультимедиа проектор; экран; фотографии зимних пейзажей, бумажные снежинки, на которых с одной стороны - буква (буквы: С, М, Е, Ш, А, Р, И, К, И), а с другой - цифра ( цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9); такие же снежинки развешаны по классу, бейджики с надписью "Лучший экскурсовод".
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, что необычное вы заметили в классе?
- Какое у вас настроение? (Слайд 3)
- Возьмите каждый на своей парте снежинку. Чем необычна снежинка? Назовите букву и цифру.
- А теперь постройтесь в ряд, начиная с самого маленького числа.
- Что заметили?
Весёлые и умные гости к нам пришли.
Что-то интересное с собою принесли
Похожие на шарики зовут их все : смешарики. (Слайд 4, просмотр заставки к мультфильму "Смешарики")
- Что это? (Слайд 5)
- Сегодня в нашем классе открылась фотовыставка. Смешарики приглашают нас посетить эту выставку.
II. Введение в тему занятия.
Рассматривание фотовыставки. (На доске - фотографии зимних пейзажей.)
- Какое время года запечатлено на фотографиях?
- Как вы догадались, что эта зима?
- Какие еще приметы зимы вы видите на фотографиях выставки?
(Учитель обобщает ответы детей: :зимою земля покрыта снегом, реки льдом, зимою холодно)
- Какое название вы бы дали нашей фотовыставке?
- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других классов? Родителям?
- А что можно добавить к нашей фотовыставке, чтобы она стала более интересной? (Ответы детей, при необходимости оказание помощи детям.)
- На нашей выставке будет работать экскурсовод Совунья. Кто такой экскурсовод?
- Совунья добавит к фотопортрету зимы её словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. (Слайд 5, просмотр отрывка фильма)
- Ой, у Совуньи пропал голос. Что же делать? (выслушать ответы детей)
- Может быть, мы попробуем быть экскурсоводами?
- А как это сделать я вас научу.
III. Артикуляционная гимнастика.
- Для того, чтобы говорить внятно и понятно выполним артикуляционную гимнастику, а поможет нам в этом Лосяш. (Слайд 6)
А Лосяш наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Сказки эти он расскажет
И картинки нам покажет.
Сказка о Весёлом Язычке. (Показ слайдов 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.)
- Жил да был Весёлый Язычок. У нег был домик. Это рот. В его домике было две двери.
- Первая дверь - это губы. Давайте её откроем (упражнение "Улыбка").
- Вторая дверь - это зубы. Откроем и её (упражнение "Заборчик").
- Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - нижняя губка (упражнение "Лопаточка").
- Наконец он проснулся, выглянул на улицу (упражнение "Иголочка").
- Посмотрел по сторонам: направо, потом налево (упражнение "Часики").
- Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели, решил покачаться (упражнение "Качели").
- Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение "Лошадка").
- У домика росли колокольчики. Они испускали прекрасный аромат. Стал Язычок наслаждаться запахом цветов (медленный вдох и выдох).
- Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение "Заборчик"), а затем первую дверь - губы (сомкнуть губы).
IV. Основная часть.
1. Словарная работа. Слово "зима" (актуализация и развитие лексики).
Составление предложений по опорным словам и картинкам со словом "зима".
a) Беседа о зиме.
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. (Слайд 17)
- Какая зимой погода? (холодная)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Что выпадает зимой? (снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Какого цвета снег? Значит какая зима? (белоснежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метёт метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студёно, то зима какая? (студёная)
- Какой праздник скоро наступит? В Новый год мы ждём волшебства, чуда, сказки. Зима, какая?
(чудесная, волшебная, дивная, сказочная, чарующая, удивительная)
- Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили.
б) Игра.
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
(Дети встают в круг, по кругу подают друг другу руку, называя по одному признаку).
Зима : холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студёная, злая, волшебная, чудесная, сказочная, удивительная, чарующая, изумительная
в) Составление предложений.
- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое начало предложения составил Бараш: Наступила : . (Слайд 17)
- Придумайте каждый своё предложение.
(Дети составляют распространённые предложения. Например: Наступила холодная и снежная зима.)
2. Словарная работа. Слово "снег" (актуализация и развитие лексики).
Составление предложений по опорным словам и картинкам со словом "снег".
а) Беседа о снеге.
- Мы сказали, что зимой выпадает снег. (Слайд 18)
- Кар Карыч хочет с вами поиграть со словом снег.
- Доскажите словечко.
Тихо, тихо, как во сне падает на землю: снег
С неба всё скользят пушинки серебристые : снежинки
На посёлок, на лужок всё снижается :снежок
Вот веселье для ребят всё сильнее : снегопад
Все бегут вперегонки, все хотят играть в : снежки
Словно в белый пуховик нарядился : снеговик
Рядом снежная фигурка это девочка : снегурка
На снегу то, посмотри с красной грудкой : снегири
- Какие вы слова добавляли? На какое слово похожи?
- Представьте, что вы снежинки.
б) Динамическая пауза.
- Снежинки пуховые
Веселые, живые,
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном,
И землю укрываете
Хрустальным серебром.
- Выпал снег. Давайте полюбуемся им. И, правда, как настоящий.
- Снег, какой? (белый, холодный, лёгкий, блестящий, мокрый, пушистый, липкий)
- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (блестящий, искрящийся)
в) Составление предложений.
- Какой выпадает снег? Поможем Кар Карычу составить предложение: Выпал : . (Слайд 18)
(Дети составляют распространённые предложения. Например: Выпал белый, пушистый снег.)
- Что покрыл снег? Нюша поможет нам составить предложение. А начинается оно так: Снег покрыл : . (Слайд 19)
(Дети составляют распространённые предложения. Например: Снег покрыл землю пушистым тёплым одеялом.)
V. Физминутка.
Холод - стужа, потирают ладошки, стучат ими по бедрам
Холод - стужа.
Снег колючий
Кружит, кружит : кружатся, разведя руки в стороны
- Посмотрите по сторонам (на стенах на уровне глаз развешаны снежинки), соберём снежинки, найдите точно такую же снежинку как у вас.
Мазунина 220-519-096
- Переверните снежинки. Что это? Что можем со слогами сделать? Составьте слово. (На обратной стороне трёх снежинок - слоги (су, гро, бы)
(сугробы)
В сугроб снежинки соберем.
И дальше сочинять начнем.
VI. Продолжение основной части.
3. Словарная работа. Слово "сугробы" (актуализация и развитие лексики).
Составление предложений по опорным словам и картинкам.
а) Беседа о сугробах.
- Выпало много снега, и появились сугробы. (Слайд 20)
- Крош очень любит прыгать в сугробы.
- Какие бывают сугробы? (белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие)
б) Составление предложений.
- Помогите Крошу. Продолжите предложение: Намело : . (Слайд 20)
- Крош очень любит и игру " Снежный ком". Поиграем? Распространите предложение.
(Дети добавляют к предложению новые слова. Например: Сильным ветром быстро намело высокие и большие сугробы в тихом заснеженном лесу.)
4. Словарная работа. Слово "лёд" (актуализация и развитие лексики).
Составление предложений по опорным словам и картинкам.
а) Беседа о состоянии водоёмов зимой..
- Что происходит зимой с реками и озерами?(Слайд 21) (выслушиваются ответы детей)
- Верхний слой воды превращается в лёд.
- Лёд, какой? (холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный)
б) Составление предложений.
- Копатыч предлагает составить предложение: Каким льдом покрылись реки и озера зимой?
(Слайд 21)
Реки и озёра: ( Дети составляют предложения. Например: Реки и озёра покрылись толстым и крепким льдом.)
- Смешарики любят кататься на коньках.
- По какому льду хорошо кататься на коньках? (по гладкому, скользкому)
- Хорошо кататься по гладкому скользкому льду.
- А какие еще зимние забавы вам нравятся?
- Каково им зимой? ( Все рады зиме. Хорошо зимой!)
VII. Физминутка для глаз " Снеговик"
- Ёжик заботится о своём зрении. Он каждый день делает зарядку для глаз. Давайте и мы дадим отдохнуть нашим глазкам. (Слайд 22)
VIII. Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ.
(Дети составляют рассказ по опорным словам и фотографиям на доске.)
- И вот зима, белым - бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
И иней на березках,
Как праздничные блестки:
- А какие вы знаете стихи о зиме? Какие знаете пословицы и поговорки? (Слайд 23, просмотр клипа "Зима")
( Во время просмотра клипа дети читают стихи о зиме, вспоминают пословицы и поговорки).
V. Итог занятия.
- Кто сегодня был лучшим экскурсоводом?
- Какое у вас настроение? Кто считает, что на уроке было отлично, интересно. А кто старался, и всё получилось? А кому нужно повторить материал? (Слайд 24)
- Смешарики довольны вашей работой! (Слайд 25)