Множество. Способы задания множеств

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. закрепить знания понятий «множество» и «элемент множества»,
  2. изучить различные способы заданий множеств: перечисление и задание общего свойства его элементов,
  3. развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

Оснащение урока: мультимедийное оборудование, презентация «Способы задания множеств».

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте загадки. Назовите множество и его элементы.

1) Из темницы сто сестер
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут.
Чиркнут ловко раз и два –
Загорится голова.

(Коробок со спичками. Слайд 2: коробок спичек – множество, спички – элементы множества. ОБЖ «Спички - не игрушки».)

2) Тройка, тройка прилетела!
Скакунок в той тройке белый.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.

(Зима и зимние месяцы. Слайд 3: зимние месяцы – множество, декабрь, январь, февраль – элементы множества.)

3)Дом стоит под старой елкой –
Там живет моя семья.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Мы в работе поминутно
От зари и до зари.
Нас в лесу найти нетрудно,
Лишь под ноги посмотри.

(Муравейник и муравьи. Слайд 4: муравейник – множество, муравьи- элементы множества. Природоохранный момент: не разоряйте муравейники!)

- Игры «Цветок, дерево, овощ, фрукт», «Собери в мешок». Слайды 5,6.

II. Постановка учебной задачи.

- А входит ли в множество «Деревья» ромашка? Почему? (Нет, она не является деревом.) Мы сегодня познакомимся способами, как можно задать множества.

III. Открытие «нового» знания.

- а) Множество является заданным, т.е. известным, если ясно, какие у него элементы. Поэтому, чтобы задать множество, можно просто перечислить все его элементы.

Игра «Перечисли элементы». Слайд 7, отгадывая загадки:

*Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры. Множество цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.)

* Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (Ноты. Множество нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.)

* Разноцветное коромысло над рекой повисло. (Радуга. Семь цветов.)

Задание 11 в тетради. Перечислите элементы множества всех предметов на столе у Кати. Что здесь лишнее? Почему? Слайд 8.

Задание 13 в тетради. Найдите и исправьте ошибки. Слайд 9.

Задание 14 в тетради. Дайте названия множествам. Слайд 10.

- б) Множество является заданным, т.е. известным, если назвать общее свойство его элементов. Дайте название каждому множеству, основываясь на общее свойство. Задание 15. Слайд 11.

IV. Первичное закрепление с проговариванием.

Задание 16. «Найди лишнее. Назови множество». Слайд 12.

V. Физпауза. Слайд 13.

Игра «Найди лишнее».

Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны встать, если названный предмет не является элементом заданного множества.

Например:

- Мы знаем города: Москва, Омск, Волга (встают), Уфа, Волгоград, Енисей (встают) и т.д.

VI. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Задание 18. Соберите элементы множеств «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Проверка по слайду 14.

Задание 19. Расставьте слова по столбцам и дайте названия этим столбцам. По слайду 15.

VII. Обобщение. Домашнее задание.

- На столе лежали помидор, яблоко, апельсин и огурец. Слайд 16.

- Как задано множество? (Перечислением элементов.)

- Дети съели фрукты. Как задали множество? (Основываясь на общее свойство.)

- Что осталось на столе? Как называется это множество? (Здоровьесберегающий момент: польза витаминов в зимнее время.)

- Какие способы задания множества узнали? Вывод. Слайд 17.

- Молодцы! Спасибо за работу на уроке. Слайд 18.

- При выполнении домашнего задания вы закрепите приобретенные на уроке знания. (Слайд 19.) Вам надо перечислить элементы множеств и дать общее название. Можете составить несколько множеств.

Литература.

  1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 2 класс: Учебник в 2-х частях, часть 2. – М.: Баласс, 2009.
  2. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2007.
  3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. /Под научной редакцией А.А.Леонтьева.- М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004.