Преобразование неравенств в равенства. Углы - острый, тупой, прямой

Разделы: Математика, Начальная школа


Урок математики в 1 классе по программе И.И.Аргинской (система Л.В.Занкова)

Цель: создание условий для преобразования неравенств и поиска новых способов записи равенств.

Задачи:

  • продолжить работу по формированию вычислительных навыков через выполнение заданий по преобразованию неравенств в равенства;
  • познакомить с видами углов, путём их классификации по общему признаку;
  • ввести новые понятия – острый угол, прямой угол, тупой угол.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование:

  • учебник математики для 1 класса (3 часть) И.Аргинской, Е.Бененсон, Л.Итиной Самара: Изд-во «Учебная литература» 2007г.
  • карточки для индивидуальной работы с заданием №78 учебника;
  • цветные карандаши;
  • лист бумаги в форме круга

I. Мобилизующий этап урока

Математика нас ждет,
Начинаем наш урок
Приглашаю вас, друзья,
По грибы сегодня я.
Очень хочется узнать,
Кто их может собирать
И, конечно, различать.
А в лесу нас с вами ждет
Старичок - моховичок.
Приготовил он заданья.
На смекалку и на знанья.
По тропинке вместе с нами
Идут числа в два ряда.
Старичок желает знать,
Где здесь натуральный ряд.

(на доске 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)

-Почему этот ряд № 1? Что обозначают точки…?

-Сравните эти ряды, что вы заметили?

(в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания, во 2-ом ряду в порядке убывания)

II. Изучение нового

- Сегодня на уроке вы будете заниматься преобразованием, познакомитесь с новыми понятиями, повторите названия записей с числами и знаками сравнений.

1. Самостоятельная работа по карточке.

- Возьмите карточку и сравните суммы и числа, поставив нужный знак сравнения.

- Проверим задание (на доске открыть верные записи). Покажите знаком у кого также выполнено. А кто допустил ошибку – исправьте ручкой другого цвета.

- Можно ли разделить эти записи на группы?

(обсудить варианты, которые предлагают дети, и остановиться на том, где прозвучит деление на неравенства и равенства)

2. Работа в тетради по математике

- Запишите неравенство 6+2<9, измените одно число так, чтобы получилось равенство.

Проверка:

- Откройте учебник на стр.32, найдите № 78. Сравните свои равенства с равенствами детей. Кто сделал как Оля? Как Петя? Как Катя? Как Ваня? А кто из детей прав? Как рассуждал каждый? А кто придумал свой вариант записи?

Физминутка

Мы грибочки собирали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы, мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой. Вот так
А сейчас мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

3. Знакомство с разными видами углов.

Задание №80 с.33

- Прочитайте задание. Расскажите, как вы его поняли. На сколько групп нужно разделить углы? (не сказано, на сколько групп) Каждый работает самостоятельно, а затем обсудите в паре или в группе.

- Выходите к доске и записывайте номера углов каждой группы отдельно.

(Вариантов будет много, учитель задаёт вопросы на понимание - по какому признаку разделены углы на группы. Возможно, кто-то из детей прочитает ниже на странице на какие группы надо разделить и сообщит это классу)

- На какие 3 группы можно разделить углы? Как узнать к какой группе относится тот или иной угол?

4. Изготовление модели прямого угла.

- А сейчас мы поработает руками. Мы сделаем из листа бумаги (лучше взять круг) модель угла. (Учитель сгибанием показывает, как сделать прямой угол) Давайте, приложим полученную модель угла на углы в учебнике (показать на доске, как правильно это сделать). С каким из углов он совпадает?

- Мы сделали модель прямого угла. Давай определим на рисунке какой из углов – прямой и проверим, кто же верно разделил углы на группы.

- Вывод: углы 1, 5,7,8 – прямые; углы 3,4,9 – острые, углы 2 и 6 – тупые.

5. Работа в тетради

- Начертите в тетради углы: тупой – синим карандашом, острый – зелёным, а прямой – оранжевым.

III. Логическая задача

№81 самостоятельно. Проверка выполнения.

Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали? Чему научились?

Закончите предложение.

  • Сегодня на уроке мне было …..
  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Сегодня на уроке я научился ….

Анализ урока

Цель урока была достигнута. Формы и методы работы соответствовали поставленной цели. На каждом этапе уроке проходила промежуточная рефлексия. Урок носил обучающий и развивающий характер. Знания не давались в готовом виде, а приобретались детьми в результате поиска новых решений, как в совместной деятельности, так и индивидуально. При выполнении задания №78 использовался косвенный путь формирования вычислительных навыков. Виды деятельности были разнообразны. Учащимся предоставлялась возможность самостоятельного поиска, а только затем шло совместное обсуждение. Ребёнок на уроке оценивал свой результат с образцом. На уроке у учащихся формировались навыки контроля и оценки своих действий.

  1. Задание на преобразование равенств заняло много времени. Не все дети сразу поняли задание. В ходе проверки было найдено ещё одно решение: 6+2+1=9. К преобразованию остальных неравенств пришлось вернуться на следующем уроке.
  2. Деление углов на группы прошло успешно. Все дети узнали, какие бывают углы. Но не все правильно научились прикладывать модель угла. Над этим работа будет продолжена.
  3. Работа по созданию модели прямого угла позволила учащимся отдохнуть и сменить вид деятельности.
  4. Логическая задача в конце урока не утомила детей, так как детям предстояло раскрасить рисунки, а перед этим надо было подумать, порассуждать и выбрать верное решение.
  5. Задание №79 было предложено выполнить дома.
  6. Итог урока и рефлексия были подведены.