Урок математики в 1 классе по программе И.И.Аргинской (система Л.В.Занкова)
Цель: создание условий для преобразования неравенств и поиска новых способов записи равенств.
Задачи:
- продолжить работу по формированию вычислительных навыков через выполнение заданий по преобразованию неравенств в равенства;
- познакомить с видами углов, путём их классификации по общему признаку;
- ввести новые понятия – острый угол, прямой угол, тупой угол.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование:
- учебник математики для 1 класса (3 часть) И.Аргинской, Е.Бененсон, Л.Итиной Самара: Изд-во «Учебная литература» 2007г.
- карточки для индивидуальной работы с заданием №78 учебника;
- цветные карандаши;
- лист бумаги в форме круга
I. Мобилизующий этап урока
Математика нас ждет,
Начинаем наш урок
Приглашаю вас, друзья,
По грибы сегодня я.
Очень хочется узнать,
Кто их может собирать
И, конечно, различать.
А в лесу нас с вами ждет
Старичок - моховичок.
Приготовил он заданья.
На смекалку и на знанья.
По тропинке вместе с нами
Идут числа в два ряда.
Старичок желает знать,
Где здесь натуральный ряд.
(на доске 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
-Почему этот ряд № 1? Что обозначают точки…?
-Сравните эти ряды, что вы заметили?
(в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания, во 2-ом ряду в порядке убывания)
II. Изучение нового
- Сегодня на уроке вы будете заниматься преобразованием, познакомитесь с новыми понятиями, повторите названия записей с числами и знаками сравнений.
1. Самостоятельная работа по карточке.
- Возьмите карточку и сравните суммы и числа, поставив нужный знак сравнения.
- Проверим задание (на доске открыть верные записи). Покажите знаком у кого также выполнено. А кто допустил ошибку – исправьте ручкой другого цвета.
- Можно ли разделить эти записи на группы?
(обсудить варианты, которые предлагают дети, и остановиться на том, где прозвучит деление на неравенства и равенства)
2. Работа в тетради по математике
- Запишите неравенство 6+2<9, измените одно число так, чтобы получилось равенство.
Проверка:
- Откройте учебник на стр.32, найдите № 78. Сравните свои равенства с равенствами детей. Кто сделал как Оля? Как Петя? Как Катя? Как Ваня? А кто из детей прав? Как рассуждал каждый? А кто придумал свой вариант записи?
Физминутка
Мы грибочки собирали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы, мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой. Вот так
А сейчас мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
3. Знакомство с разными видами углов.
Задание №80 с.33
- Прочитайте задание. Расскажите, как вы его поняли. На сколько групп нужно разделить углы? (не сказано, на сколько групп) Каждый работает самостоятельно, а затем обсудите в паре или в группе.
- Выходите к доске и записывайте номера углов каждой группы отдельно.
(Вариантов будет много, учитель задаёт вопросы на понимание - по какому признаку разделены углы на группы. Возможно, кто-то из детей прочитает ниже на странице на какие группы надо разделить и сообщит это классу)
- На какие 3 группы можно разделить углы? Как узнать к какой группе относится тот или иной угол?
4. Изготовление модели прямого угла.
- А сейчас мы поработает руками. Мы сделаем из листа бумаги (лучше взять круг) модель угла. (Учитель сгибанием показывает, как сделать прямой угол) Давайте, приложим полученную модель угла на углы в учебнике (показать на доске, как правильно это сделать). С каким из углов он совпадает?
- Мы сделали модель прямого угла. Давай определим на рисунке какой из углов – прямой и проверим, кто же верно разделил углы на группы.
- Вывод: углы 1, 5,7,8 – прямые; углы 3,4,9 – острые, углы 2 и 6 – тупые.
5. Работа в тетради
- Начертите в тетради углы: тупой – синим карандашом, острый – зелёным, а прямой – оранжевым.
III. Логическая задача
№81 самостоятельно. Проверка выполнения.
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали? Чему научились?
Закончите предложение.
- Сегодня на уроке мне было …..
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я научился ….
Анализ урока
Цель урока была достигнута. Формы и методы работы соответствовали поставленной цели. На каждом этапе уроке проходила промежуточная рефлексия. Урок носил обучающий и развивающий характер. Знания не давались в готовом виде, а приобретались детьми в результате поиска новых решений, как в совместной деятельности, так и индивидуально. При выполнении задания №78 использовался косвенный путь формирования вычислительных навыков. Виды деятельности были разнообразны. Учащимся предоставлялась возможность самостоятельного поиска, а только затем шло совместное обсуждение. Ребёнок на уроке оценивал свой результат с образцом. На уроке у учащихся формировались навыки контроля и оценки своих действий.
- Задание на преобразование равенств заняло много времени. Не все дети сразу поняли задание. В ходе проверки было найдено ещё одно решение: 6+2+1=9. К преобразованию остальных неравенств пришлось вернуться на следующем уроке.
- Деление углов на группы прошло успешно. Все дети узнали, какие бывают углы. Но не все правильно научились прикладывать модель угла. Над этим работа будет продолжена.
- Работа по созданию модели прямого угла позволила учащимся отдохнуть и сменить вид деятельности.
- Логическая задача в конце урока не утомила детей, так как детям предстояло раскрасить рисунки, а перед этим надо было подумать, порассуждать и выбрать верное решение.
- Задание №79 было предложено выполнить дома.
- Итог урока и рефлексия были подведены.