ТИП УРОКА: урок проверки знаний, умений и навыков.
ВИД УРОКА: защита творческого проекта.
ЦЕЛИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Формировать интерес к традиционной русской одежде, ее элементам, привносить традиции в современную одежду.
- Развивать интерес у учащихся к историческому наследию.
- Воспитывать преемственность, уважение к народным ценностям, ценить красоту и аккуратность в выполнении старинной одежды.
ЦЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Исторические сведения о русской одежде | 1. Воспроизвести украшение с картинки, сохранив все его элементы. |
2. Технику выполнения украшений к одежде. | 2. Выполнить украшение, используя современные материалы, старые бусы т.п. |
3. Материалы, оборудование, применяемые при выполнении украшений к одежде. | 3. Использовать современное оборудование, ручные приемы для пошива кукольного варианта костюма. |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Устное изложение, знакомство с историей народного костюма, сведения об основных элементах традиционного русского костюма ХVIII-XIX века. Народный костюм и в настоящее время является сокровищницей идей для современных модельеров.
Наглядный материал:
- «Набор цветных картинок с изображением костюмов различных регионов России»;
- Куклы в ярких нарядных костюмах, выполненных по мотивам национальной одежды;
- набор картонных кукол в традиционной русской одежде, выполненных учащимися;
- домотканые рушники из школьного музея, пояса в технике «тканье».
Для урока необходимо:
- готовое изделие – украшение, выполненное в традициях русского прикладного творчества;
- готовый творческий проект.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (1 мин)
Проверка присутствия учащихся, готовности к уроку. Проверка наличия подготовленных творческих проектов.
2. Теоретическая часть (8 мин)
Сообщение темы и цели урока. Краткий экскурс в историю костюма, украшений к нему.
Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по теме «Украшения к русскому традиционному костюму». Итогом этой темы является защита творческого проекта. Вы должны изложить свои идеи, ответить на вопрос, что вы узнали нового.
Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних русов – славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. В основном сведения, дошедшие до нас с тех времен – это сведения о народном, крестьянском костюме. Именно крестьяне сохраняли верность традиционному костюму вплоть до конца IХ века. Хочу напомнить основные детали традиционного костюма:
- рубаха;
- сарафан;
- юбка-андарак;
- понева;
- передник;
- душегрея,
Повседневный костюм отличался большой простотой. Он состоял только из самых необходимых предметов одежды. Сравните: праздничный костюм молодой женщины состоял из двадцати предметов, а повседневный – всего семь (рубаха, понева, пояс, повойник с платком, онучи, лапти. Следует напомнить, что в быту непокрытой могла быть только девушка. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора: девичьего – в виде обруча или повязки, женского – в виде закрытой шапочки, кокошника, сороки, платка. Девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что позволяло видеть спускавшуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались как символ красоты, невинности.
Праздничная одежда шилась из более дорогой ткани, фабричного или домашнего производства, шелка, парчи. Все предметы одежды, головные уборы и даже обувь богато орнаментировались. Для нарядной одежды были обязательны украшения: серьги, ожерелье, перстни, браслеты, перчатки до локтя, красиво сплетенные пояса, карманы-лакомники, (карман имел еще распространенное название гаман), расшитые носовые платки. На праздники девушки надевали серьги, бусы, ожерелья, цепочки, кулоны, кольца. Обилие украшений было характерно для праздничной одежды. Украшения, как и вся одежда в основном изготовлялись в домашних условиях. Конечно, коробейники, редкие поездки в город, походы в лавку, позволяли иногда приобрести фабричные украшения. Они потом передавались по наследству, хранились в сундуках. Но основное количество украшений выполнялось своими умельцами. Кузнечных дел мастера выполняли тонкой, почти ювелирной работы, серьги, подвески.
Бисером, бусами, серебряной или золотой нитью расшивали девушки головные уборы, пояса, шейные украшения.
А названия у таких украшений в каждой губернии и даже в каждом селе могли быть разными. Отсюда такое многообразие названий:
Бабочки – серьги из бисера, металла. Из тонкой проволоки выполнялась сетка в виде крыльев бабочки, украшались бисером или жемчугом. В ходу в основном был, конечно, речной жемчуг. Размер сережек и материал, из которого они сделаны, зависел от благосостояния крестьянки.
Гайтан – полоса ткани, украшенная бисером, вышивкой. Два конца ленты соединялись иконкой, крестом. Украшение надевалось на шею и спускалось на грудь.
Грибатка – нагрудное украшение, состоящее из розеток, которые выполнялись из гарусных ниток. В центр розетки вшивалась пуговица, а по краю блестки.
Гуски – ушные крашения, предназначены для девочек семилетнего возраста.
Монисто – женское нагрудное украшение, представляло собой низанные на льняную нить дутые бусы, или раковины. Обычно надевалось до двенадцати нитей одновременно.
Ожерелье – нагрудное женское украшение, расшитое бисером, блестками, пуговицами, узкую полоску кумача на подкладке, застегивающуюся сзади на крючок. Снизу к этой полосе прикреплялось четыре – пять разной длины нитей с нанизанными на них стекляшками.
Названия украшений можно перечислять очень долго. В ваших творческих проектах использованы данные энциклопедии о русском костюме, различных журналов и другой литературы.
3. Повторение пройденного. (5 мин.)
- Каким способом изготовляли одежду в средние века. Какие швы использовались?
- Какой крой одежды был характерен для народного костюма?
- Какое изделие было раскроено Вами по этому крою?
- Какие швы применяются вами при выполнении этого изделия?
- После какого великого события на Руси женский костюм дополнился головным убором?
- Какие детали костюма украшались вышивкой? Расскажите поподробнее.
- Основные ткани, применявшиеся для народной одежды. Способ изготовления. Ткань, выбранная вами для вашего изделия (ночной сорочки).
Основная часть урока.
4. Защита творческого проекта (по выбору).
Темы проектов:
- Пояс и его значение в русском костюме. Плетение поясов на бердышке. (Маслова В.)
- Девичий головной убор с пушками. Плетение на дощечках. (Титова Л.)
- Карман-лакомник в РТК. Лоскутная техника. (Федотова Л.)
- Пояс, как украшение РТК. Лоскутная техника. (Пурдышева П.)
- Нагрудное украшение. Бисер. (Никитина К)
- Ожерелье. Кожа. (Губаренко А.)
- Ожерелье. Деревянные пуговицы. (Жирова К)
- Бусы. Ткань. Ракушки. (Зайцева И.)
- Нагрудное украшение. Кольца, ленты. (Юшина О.)
5. Самооценка:
- Отвечает ли изделие разработанным критериям?
- Качество изделия.
- Сответствует ли ваша модель, выбранной на картинке?
- Какую оценку вы бы себе поставили?
6. Сравнительный анализ выполненных творческих проектов.
7. Актуализация полученных знаний:
- к какому костюму надевались украшения?
- материалы, используемые для шейных украшений?
- материалы, используемые для ушных украшений?
- способы ткачества поясных изделий?
- применение лоскутной техники в изготовлении украшений.
8. НОВЫЕ СЛОВА:
- монисто;
- ожерелье;
- бердышко;
- швенза;
- пушки.
9. Домашнее задание.
Подготовить основные детали выкройки ночной сорочки.
10. Самоанализ урока.
Список использованной литературы:
- Иллюстрированная энциклопедия «Русский традиционный костюм». Санкт-Петербург. «Искусство – СПБ» 2006. Российский этнографический музей.
- «Мужские и женские рубахи, женская поясная одежда». Н. Соснина.
- «Головные уборы, верхняя одежда, нагрудная одежда, обувь, чулки, ткани». И. Шангина.
- Энциклопедия «Дамское рукоделие». Нижний Новгород. ТОО «ПК Инжиниринг ЛТД». 2003.
- «История костюма» Каминская Н.М. Москва.
- Всемирная сеть Internet.
- Журнал «Славянка» 2007-2008.
- Журнал «Чудесные мгновения» 2007-2008.