Цели:
- подготовиться к выразительному чтению наизусть лирического стихотворения;
- способствовать пониманию учащимися внутреннего мира героя и его настроения;
- помочь детям понять художественное слово (обратить внимание на сравнения и звуковой рисунок);
- Развивать образное мышление, эмоции и чувства детей;
- Пробудить у учеников чувство сопереживания к рассказчику, прививать любовь к слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
У. Сегодня у нас с Вами необычный урок. Повернитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
II. Сообщение темы урока.
У. Сегодня мы будем работать над стихотворением
А.С. Пушкина «Зимний вечер». Но мы знаем, прочитать художественное произведение трудно. Для этого мало выучить его наизусть. Вы, как чтецы дома уже поработали с рифмой и с ритмом, но профессиональные чтецы знают много других «авторских» секретов. Попробуем сегодня открыть для себя новые секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
III. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.
У. Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далекое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин. (Обращение к портрету, где указаны даты жизни А.С. Пушкина.)
Будьте внимательны, старайтесь представить то, о чем я буду рассказывать.
Итак, начинаем… (Звучит музыка.)
Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда АС. Пушкин был отправлен в очередную ссылку. Там он оказался совсем один, и только няня, Арина Родионовна, скрашивала его одиночество. Оторванный о семьи и друзей, от дома, Пушкин продолжал писать. В долгие зимние вечера поэт долго беседовал с няней.
Итак, в один из зимних вечеров…
IV. Первое чтение стихотворения.
Учитель наизусть читает стихотворение. (Прослушивание стихотворения в исполнении профессионального чтеца.)
V. Проверка первичного восприятия.
– Понравилось ли Вам стихотворение?
– Какое чувство, настроение возникло у Вас, когда Вы его слушали?
– От чьего имени ведется рассказ? (Д. Рассказчика, героя. Есть слова «к нам».)
Словарная работа.
Проводится словарная работа. Вывешиваются на доску и объясняются слова:
Веретено – орудие для ручного прядения, от слова вертеть;
лачужка – хижина, плохая избенка;
мгла – сырой, холодный туман;
кровля – крыша.
VI. Акцентное вычитывание стихотворения.
1-я строфа.
Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над содержанием, разберем картину, описанную в первой строфе.
– Какое настроение и чувство вызывает буря у рассказчика? (Открывается картинный план Приложение 2)
(Ученик читает 1 строфу.)
У вас у каждого, на столе есть рабочие листы, в них вы можете делать себе пометки. (Приложение 1)
Обратите внимание, в этой строфе герой не просто описывает бурю, ее признаки, но и сравнивает ее. С кем? И зачем?
– Какое слово используется при сравнении? (Слово как. Один предмет сравнивается с другим, что позволяет передать настроение поэта, его чувства, его мысли.)
В этой строфе автор воспользовался еще одним приемом, уже известным вам, послушайте и скажите каким? (Учитель перечитывает строфу, акцентируя внимание на звуковом рисунке.)
2-я строфа. (Картинный план.)
– К кому обращается рассказчик? (К старушке)
– Какое настроение содержится в этом обращении? (Печаль, беспокойство) (Повторение союза усиливает печаль.)
– Как поэт относится к своей няне? (Ласково, нежно)
Физкультминутка.
Звучит музыка – от бури надо закрыть лицо руками, хочется спрятаться в тепло.
3-я строфа. (Чтение 3 строфы.)
– Меняется ли настроение рассказчика? (Картинный план – настроение автора меняется, он, как художник рисует картины разным цветом.)
– На что надеется рассказчик? (Сердцу будет веселей)
– Какие чувства испытывает, думая о песнях? (Тихая радость, ожидание веселья)
– В этой строфе опять встречаются выражения со словом как. Прочитайте их.
– Это тоже сравнения? (Нет)
– Какое другое слово можно было здесь написать? (что, о том)
Надо быть внимательными к авторскому тексту, чтобы не перепутать.
4-я строфа. (Чтение 4 строфы)
Эта строфа построена очень интересно.
– В чем ее особенность? (Повтор)
– Сравните ее с предыдущими строками.
– Зачем Пушкин соединил два кусочка из предыдущих строф? Неужели у него не хватило фантазии или он сделал это специально? (Усиливает настроение рассказчика от злой бури, хочет избавиться от печального чувства, ждет веселья.)
VII. Выразительное чтение стихотворения.
– Итак, какие секреты помогут вам выразительно прочитать стихотворение?
(Вывешивается вывод:
– сравнение;
– звуковой рисунок;
– настроение.)
Прослушивание 1-3 учеников.
Высказывания критиков-слушателей.
– смогли ли передать чувства и настроение рассказчика?
VIII. Итог урока.
Сегодня мы попытались понять настроение рассказчика, роль сравнений и звукового рисунка, и я думаю, вы готовы читать это произведение выразительно.
IX. Домашнее задание.
Дома, на рабочих листах попробуйте нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, так, как вы его поняли и прочувствовали.
Спасибо за урок.