Вид занятия: декоративная работа.
Цели урока:
- Образовательная: закрепление знаний детей о декоративной переработке форм растительного и животного мира в форме проведения викторины-путешествия по местам художественных народных промыслов с опорой на выставку (Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Городец, Жостово);
- Воспитательная: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, патриотизма, уважительного отношения к труду народных мастеров; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
- Развивающая: развитие у детей эстетического вкуса и фантазии, сходство и отличие в выполнении элементов росписей, упражнения в стилизации; формирование понятий об орнаменте и его элементах, развитие образного представления.
План урока (время урока – 45 минут)
- Организационная часть (1-2 мин)
- Беседа (5-7 мин)
- Объяснение задания (7 мин)
- Физминутка (3 мин)
- Показ педагогического рисунка (3 мин)
- Самостоятельная работа учащихся (15-20 минут)
- Выставка лучших работ учащихся (2 мин.)
- Оценивание работ учащихся, обобщение и завершение урока (2-3 мин)
Оборудование:
- Для учителя – учебные таблицы и пособия, готовые изделия, фотографии и иллюстрации из книг, шаблоны – трафареты – формы матрёшек, тарелочек, грибочек под роспись.
- Для учеников – акварель или гуашь, кисти (разные номера), баночки для воды, индивидуальные задания детям (стихи), палитра, тряпочка или салфетка.
Ход урока
Организация класса.
(проверка готовности к уроку, баночки с водой, альбомы, кисточки.)
Беседа.
Беседа и путешествие по местам художественных народных промыслов проводится в форме презентации на мультимедийном проекторе.
– Сегодня мы с вами немного попутешествуем по местам художественных народных промыслов, вспомним народные росписи, с которыми мы с вами знакомы и попробуем побывать мастерами в росписи бытовых предметов.
– А начну я свою беседу о народном искусстве и культуре России. Как вы думаете, ребята, может ли человек называть себя культурным, не зная культуры своего народа?
Мнение детей (совершенно верно)
– Верно, ребята. «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Народная культура многообразна, она включает в себя и народно-прикладное искусство. Все виды искусства связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Многие виды народно-прикладного искусства, впитав в себя всё лучшее созданное народом на протяжении веков, сложились в промыслы. Ни одна страна мира не может похвастаться таким разнообразием, как Россия
– А какие промыслы знаете вы, ребята?
Мнение детей
– Правильно, но это лишь малая частичка того богатства, что хранит русская земля. А её богатство – в талантливых людях, настоящих мастерах.
Удивительные люди – народные мастера. Из дерева, глины и кости, шерсти и льна, железа и серебра они создают настоящие чудеса.
– Давайте вспомним, с какими народными росписями вы знакомы? (Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Полхов-Майдан)
– Какие цвета мы применяем для Хохломской росписи? (красный, жёлтый, чёрный)
Чтение стиха о Хохломе (слайд 2-3)
Хохлома
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
– Показ слайдов и чтение о Хохломе.
– Для Гжельской? Голубой, синий, белый.
– А как ещё мы называем Гжельскую роспись? (холодной)
Чтение стиха о Гжели
(слайд 4-5)
Гжель
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками,
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
– Показ слайдов
– Для Городецкой росписи мы используем все цвета, обратите внимание, какова выразительность этих узоров.
Чтение стиха о Городце.
Показ слайда 6-7
Городец
Полюбуйтесь какова.
Роспись сказочная.
Здесь купавки и розаны,
Кони, птицы, листья – сами
Оживляют всё вокруг.
Прикоснись, и оживёт,
И цветок, и лепесток.
Вот и Полхов-Майданская роспись у нас на экране.
Стих, показ слайдов
Полхов-Майдан
слайд 8
Яркая и пышная,
Роспись необычная,
Крупные цветочки,
Зелёные листочки,
Яблочко в разрезе,
Ягодки на ветке,
А орнамент здесь простой,
Полхов-Майданских мастеров.
Про подносы не забыли,
букет цветов вам предложили.
Стих, слайды.
слайд 9
Жостово
Красоту орнамента,
Русского узора,
Мы увидеть сможем лишь
На подносах Жостовских.
Лаком вскрытым,
Фон цветной.
В центре множество цветов:
Полевых и луговых,
Словно, жизнь внутри кипит.
– А сейчас мы побываем в мастерской художников и внимательно рассмотрим изделия расписанные умельцами. Это девицы-матрёшки, которые считаются «русским сувениром». (слайд 10), кухонные доски, расписанные в росписи Городца и Жостовских подносах. (слайд 11).
Работа учащихся по вариантам.
И так мы с вами рассмотрели несколько видов росписей.
– А вот сейчас вы попробуете сами побывать мастерами народного промысла на различных предметах быта, так как для каждого варианта будет своя работа.
ЗАДАНИЯ. (слайд 12)
- I вариант – вам предстоит расписать шаблоны разделочной доски и использовать элементы росписи Хохломы.
- II вариант – у вас на партах лежат картонные тарелочки, которые должны преобразится при помощи вашей фантазии и мастерства в Гжельскую керамику.
- III вариант – фартук матрёшек вам необходимо расписать используя роспись Городца.
- IV вариант – копилка-грибок, Полхов-Майданская роспись вас ждёт.
Физминутка.
Элементы выполнения росписей.
(слайд 13)
(Показ и объяснение)
Индивидуальная работа учащихся (практическая работа)
(с обратной стороны подписать свою работу)
Показ лучших работ учащихся.
(слайд 14)
Итог урока.
– Какие народные промыслы мы использовали при выполнении работ?
– Какие цвета любят использовать в работе народные мастера Городца и Полхов-Майдана?
– Какие цвета используют мастера гжельской керамики?